Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 мая 2005 г. N КА-А40/4157-05-П
(извлечение)
ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Москомзема, выразившихся в отказе изготовления кадастровой карты земельных участков и об обязании Московского земельного комитета изготовить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на земельные участки, расположенные по адресу: 123995, город Москва, Бережковская набережная, дом 20. В ходе рассмотрения дела заявителем уточнены требования, в силу которых просит суд обязать Московский земельный комитет поставить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на спорные земельные участки. Изменения судом приняты и требования рассмотрены с учетом заявленных изменений.
Решением от 17 декабря 2003, оставленным без изменения постановлением от 21 апреля 2004, в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что Москомзем не наделен обязанностью по изготовлению и выдаче кадастровой карты, что отсутствуют доказательства наличия дежурной кадастровой карты.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2004 года, состоявшиеся по делу, судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суду указано на неправильное применение норм материальное права, в силу которых исключительной компетенцией по оформлению кадастровых планов в городе Москве обладает Москомзем. Судом кассационной инстанции указано на необходимость при разрешении спора, в рамках заявленных требований, проверки соответствия поданных заявителем документов требованиям ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре".
При новом рассмотрении суд пришел к выводу о том, что Москомзем, являясь уполномоченным органом в проведении кадастрового учета, неправомерно отказал заявителю в постановке на кадастровый учет. Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2004 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2005 года, заявленные требования удовлетворены, суд обязал Москомзем поставить на учет и выдать ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс" кадастровую карту (план), состоящую из разделов В.1, В.2, на земельные участки, расположенные по адресу: 123995, город Москва, Бережковская набережная, дом 20, согласно плану разграничения участков (калька).
Не согласившись с выводами суда Московский земельный комитет, в заявленной кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты по основаниям нарушения норм процессуального права, а именно судом приняты изменения как предмета так и основания заявленных требований, что является нарушением ст. 49 АПК РФ. По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, что в силу ст. 288 АПК РФ является основанием для их отмены. Суд, обязав Москомзем поставить заявителя на кадастровый учет и выдать кадастровую карту не проверил соблюдение, последним, требований ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре". В настоящее время осуществляется оформление правоустанавливающих документов ЗАО "Лираль-Индустрия" в установленных законом порядке. При отсутствии указанных документов постановка на кадастровый учет невозможна.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ЗАО "Лираль-Индустрия" не согласился, ссылаясь на законность судебных актов. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене ввиду их не достаточной обоснованности.
Суд, удовлетворяя требования ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс", обязал Московский земельный комитет поставить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на земельные участки, расположенные по адресу: 123995, город Москва, Бережковская набережная, дом 20.
Между тем судом при повторном рассмотрении дела, в нарушение ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении спора не определен предмет спора, круг обстоятельств имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, определить какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить при разрешении спора. На нарушение указанной нормы процессуального права суду указано было при первоначальном направлении дела на новое рассмотрение. Однако указанные нарушения не устранены.
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является требование заявителя о постановке на кадастровый учет и изготовлении кадастровой карты.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Правоотношения в области государственного кадастрового учета земельных участков являются самостоятельными, урегулированными Федеральным законом "О государственном земельном кадастре", в силу ст. 2 которого настоящий закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению земельного кадастра и при использовании его сведений.
Указанное свидетельствует о том, что Земельный кодекс не устанавливает порядок оформления документов необходимых для кадастрового учета и не регулирует отношения, возникающие при постановке земельных участков на кадастровый учет, а содержит отсылочную норму к специальному законодательству, каковым является Федеральный закон "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с заявленными требованиями подлежит применению специальные нормы. Таким образом, суду при разрешении спора необходимо было проверить соблюдены ли ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс" нормы указанного закона, при условии соблюдения которых возможна постановка на кадастровый учет.
Порядок постановки на кадастровый учет строго регламентирован законом и при несоблюдении его требований постановка на кадастровый учет невозможна. Указанное вытекает из требований закона, предъявляемых к государственному земельному кадастру.
Согласно ст.ст. 1, 6 ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд при рассмотрении требования заявителя и их удовлетворении об обязал Московского земельного комитета поставить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на спорные земельные участки, не проверил соблюдение обществом требований ФЗ "О государственном земельном кадастре". Суд первой инстанции исходил из безусловной обязанности Москомзема проводить кадастровый учет. Однако, несмотря на указания суда кассационной инстанции данные в постановлении от 19.07.2004 г., не проверил, представлен ли обществом необходимый и достаточный для постановки на кадастровый учет пакет документов, соблюдены ли требования ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре". Оценка имеющимся в деле обращениям ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс" не дана.
Суд апелляционной инстанции исходил из достаточности документов необходимых для постановки на учет, не дав при этом оценки доказательствам и доводам Москомзема об отсутствии необходимых документов, не указав на основании каких доказательств он пришел к указанному выводу. При этом, указав, что для постановки на кадастровый учет не требуется представления правоустанавливающих документов землю. Указанный вывод суда апелляционной инстанции прямо противоречит ст. 19 ФЗ и сделан на основании неправильного толкования норм материального права, а именно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, которая не содержит указанного судом условия, а определяет порядок принятия органом исполнительной власти решения о предоставлении участка и изготовления кадастровой карты.
Поскольку, при разрешении спора, судом наряду с неправильным применением норм материального права фактические обстоятельства в полном объеме не исследованы и требуется дополнительное их исследование, а суд кассационной лишен возможности проверить законность и обоснованность выводов суда, дело подлежит направлению на повторное новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть требования ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", устанавливающей, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Судом не проверено направлялась ли ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс" заявка о постановке на кадастровый учет, в соответствии с требованиями ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", и в форме, установленной Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 13.06.2001 г. N п/115, зарегистрированных в Минюсте РФ 20.06.2001 г.; правоустанавливающие документы на земельные участки, в соответствии со ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.; документы о межевании земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ "О землеустройстве".
При новом рассмотрении суду надлежит, с учетом указанного, в полном объеме исследовать фактические обстоятельства и с учетом изложенного правильно применив нормы материального права вынести решение.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 октября 2004 года и постановление Девятого апелляционного суда от 17 февраля 2005 года по делу N А40-34259/03-57-284 отменить дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2005 г. N КА-А40/4157-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании