Обзор нормативных документов
Налогообложение и бухгалтерский учет
Федеральный закон от 3.06.05 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.9 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Устанавливается, что авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Кроме того, вносится изменение в п. 5 ст. 346.9 НК РФ, в результате чего сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода организациями и индивидуальными предпринимателями увязываются со сроками подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода данными категориями налогоплательщиков. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 6.06.05 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Изменения вносятся в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" и главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Изменяется порядок определения дохода (убытка) по операциям купли-продажи ценных бумаг. К документально подтвержденным расходам на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенным налогоплательщиком, отнесен налог на наследование и (или) дарение, уплаченный налогоплательщиком при получении ценных бумаг в собственность. Кроме того, в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются расходы по приобретению акций, которыми владел налогоплательщик до их обмена (конвертации). Исключается возможность применения имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами, в случае если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально. Уточняется состав внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль. К внереализационным расходам отнесены расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. Устанавливается, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором. Указанные вложения отнесены к амортизируемому имуществу. В составе расходов, уменьшающих налоговую базу, учтены расходы, произведенные за пределами Российской Федерации и подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств. К материальным расходам отнесены расходы по оплате проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда северян к постоянному месту жительства. В состав расходов, не учитываемых в целях налогообложения, включены расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств. В настоящее время в составе прочих расходов, связанных с производством, разрешено учитывать расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания. Во избежание различных толкований вносится поправка, уточняющая, что такие расходы учитываются в составе прочих расходов только в случае, если они не учтены в составе расходов, связанных с использованием обслуживающих производств в соответствии со ст. 275.1 НК РФ. Статья 269 НК РФ позволяет налогоплательщикам принимать к вычету из налоговой базы проценты по долговым обязательствам в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза по обязательствам в рублях. Уточняется, что указанную ставку следует принимать на дату привлечения денежных средств (в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства) и на дату признания расходов в виде процентов (в отношении прочих долговых обязательств). Ряд изменений связан с определением налоговой базы по обособленным подразделениям налогоплательщика. Установлено, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое уплачивается налог в бюджет этого субъекта, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете. Внесены изменения в ст. 290 и 291 НК РФ, устанавливающие особенности определения доходов и расходов банков. Так, не включаются в доходы банка страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат. Изменен порядок определения расходов по торговым операциям. Предусматривается продление ранее действовавшего (до 1 января 2002 г.) порядка налогообложения облигаций внутреннего государственного валютного займа IV и V серий у первичных владельцев. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Федеральный закон от 18.06.05 г. N 62-ФЗ "О внесении изменения в статью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Пункт 3 ст. 363 НК РФ устанавливает срок вручения физическим лицам налоговых уведомлений о подлежащей уплате сумме транспортного налога не позднее 1 июня года налогового периода. Однако согласно ст. 52 НК РФ налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Учитывая, что срок уплаты транспортного налога устанавливается субъектами Российской Федерации, время налоговых органов на исчисление указанного налога было существенно сокращено. Согласно новой редакции п. 3. ст. 363 НК РФ указанные налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 18.06.05 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Изменениями предусматривается, что при определении видов деятельности по единому налогу на вмененный доход субъекты Российской Федерации могут выбрать, на какие бытовые услуги, классифицируемые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, распространяется данный налоговый режим. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 18.06.05 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Изменениями предоставляется право субъектам Российской Федерации устанавливать не только значение корректирующего коэффициента К2, показывающего степень влияния отдельных факторов на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, но и порядок его расчета. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Федеральный закон от 29.06.05 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Изменения вносятся в главу 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)". К сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 г. не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции. Изменениями предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% в общем объеме дохода, полученного по итогам предшествующего года (ранее - по итогам 9 месяцев текущего года). При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее трех лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 30.06.05 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". С 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб. повышен предельный размер доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в виде стоимости подарков, получаемых от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, возмещения (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретенных медикаментов, назначенных им лечащим врачом, а также стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах и играх. Данное положение вступает в силу с 1 января 2006 г. В соответствии со ст. 2 Закона освобождаются от налогообложения помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами, инвалидами ВОВ, вдовами военнослужащих, погибших в период войн с Финляндией, с Японией, ВОВ, вдовами умерших инвалидов ВОВ и бывшими узниками концлагерей, тюрем и гетто, в том числе несовершеннолетними, в части, не превышающей 10 тыс. руб. за налоговый период. Уплаченные суммы налога на доходы указанных физических лиц подлежат возврату не позднее двух месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за отдельными исключениями. Действие ст. 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 30.06.05 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статью 182 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Устраняется техническая ошибка в ст. 182 НК РФ, устанавливающей объекты обложения акцизами. Изменениями определяется, что акциз на нефтепродукты взимается исключительно при совершении операций на территории Российской Федерации. В прежней редакции этой статьи порядок обложения акцизом операций по приобретению и реализации нефтепродуктов за пределами территории Российской Федерации не был оговорен. Поэтому в связи с отсутствием специальной нормы на такие операции за рубежом распространялся общий порядок налогообложения, и организации были обязаны производить начисление акциза, не имея права на последующий вычет, что противоречило экономическому содержанию данного налога. Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Действие Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.
Федеральный закон от 1.07.05 г. N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Отменяется налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. В связи с этим признается утратившим силу Закон Российской Федерации от 12.12.91 г. N 2020-I "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" с изменениями и дополнениями. Из перечня федеральных налогов и сборов, установленных ст. 13 НК РФ, исключается налог на наследование или дарение. В перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), включаются доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев. Однако доходы, полученные в порядке дарения, полностью освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками. Признается утратившим силу положение, согласно которому нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Письмо Минфина России от 24.02.05 г. N 03-07-03-02/9. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств на основании лицензии на водопользование. Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога.
Приказ Минфина России от 19.05.05 г. N 66н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по его заполнению". В соответствии с п. 2 ст. 398 НК РФ утверждены форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (форма по КНД 1153003) и рекомендации по применению. Налоговые расчеты представляются налогоплательщиком в течение налогового периода за каждый отчетный период не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Расчет по итогам отчетного периода представляется в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков. При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, в налоговый орган, в котором осуществляется постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения земельных участков, представляется один расчет. Приказ применяется, начиная с представления расчетов авансовых платежей по земельному налогу за второй отчетный период 2005 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7.06.05 г. N 03-06-05-04/156 "О порядке исчисления налога на имущество по основным средствам, находящимся на балансе обособленного подразделения". Разъясняется методика расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций, когда объект основных средств подразделения находится в месте расположения головной организации. Движимое имущество учитывается при определении налоговой базы обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налог уплачивается по месту нахождения этого подразделения. Недвижимое имущество учитывается при определении налоговой базы организации, и налог уплачивается по месту нахождения организации.
Письмо Минфина России от 8.06.05 г. N 03-03-02-04/1-138. Положение об обязанности налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), об уплате минимального налога в случае, если сумма исчисленного по итогам налогового периода в общем порядке единого налога окажется меньше суммы исчисленного за этот же период времени минимального налога распространяется и на налогоплательщика, утратившего в течение календарного года право на применение УСН. Налоговые декларации за соответствующий налоговый период представляются и минимальный налог уплачивается по истечении отчетного периода, в котором налогоплательщиком было утрачено право на применение УСН, но не позднее сроков, установленных для представления налоговых деклараций и уплаты квартальных авансовых платежей по единому налогу за этот отчетный период.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.06.05 г. N 03-05-01-04/198. Разъясняется порядок применения п. 7 ст. 226 НК РФ, согласно которому на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Данный порядок применяется независимо от места жительства физических лиц, а также от того, выполняются ли работы по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера. Если договор гражданско-правового характера заключен физическим лицом с филиалом, действующим от имени организации, то налог с доходов такого физического лица головная организация должна перечислить в бюджет по месту нахождения филиала, а соответствующую информацию необходимо предоставить по месту постановки на учет головной организации и месту жительства физического лица. Если договор гражданско-правового характера заключен физическим лицом с головной организацией, то налог с доходов такого физического лица необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения головной организации, а соответствующую информацию предоставить по месту жительства физического лица.
Письмо Минфина России от 27.06.05 г. N 07-03-01/647/1. При проверках качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов предлагается изучать вопрос выявления аудиторами финансовых операций (сделок) по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем или направленных на финансирование терроризма.
Письмо ФНС России от 19.04.05 г. N 22-3-11/611@ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением". В случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, организации и индивидуальные предприниматели при продаже товаров не вправе применять квитанции по форме по ОКУД N 0700003, утвержденной письмом Минфина России от 12.03.99 г. N 16-00-24-32, вместо контрольно-кассовых машин. Федеральный закон от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" также не содержит оснований для осуществления в таких случаях наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Письмо ФНС России от 20.05.05 г. N КБ-6-24/420@ "О счетах налогоплательщиков в ликвидированных банках". Разъясняется порядок отражения в информационных ресурсах налоговых органов сведений о счетах налогоплательщиков в ликвидированных банках. Если договор банковского счета не расторгнут до момента ликвидации кредитной организации, а в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя) не направлены сведения о закрытии расчетного (текущего) счета, оснований для внесения записи о закрытии счета в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также в иные базы данных налоговых органов не имеется.
Письмо ФНС России от 20.06.05 г. N 22-3-11/1115 "О применении ККТ". При рассмотрении вопросов о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники (ККТ) при расчетах по займам, авансовым платежам, расчетах между комиссионерами и комитентами, агентами и принципалами исходя из условий заключенных между ними договоров следует в каждом конкретном случае определить, связано ли поступление этих сумм с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Так, расчеты по залогу (беспроцентным займам), которые не являются торговыми операциями либо разновидностью оказания услуг, не требуют применения ККТ. Комиссионер при реализации за наличные денежные средства товаров, принадлежащих комитенту, одновременно является продавцом по договору купли-продажи, заключенному с покупателем от своего имени (в том числе и по договору розничной купли-продажи). Поэтому в таких случаях он обязан применять ККТ. Если наличные деньги передаются комитенту или доверителю, такие операции могут оформляться приходным кассовым ордером, поскольку в данном случае отсутствуют операции по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.
Определение КС РФ от 15.02.05 г. N 93-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тайга-Экс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации". Заявителем обжаловались отдельные положения НК РФ, устанавливающие требования к порядку составления и выставления счетов-фактур, предусматривающие обязанность представления первичных документов в обоснование налоговых вычетов по НДС, определяющие момент принятия к вычету сумм НДС, уплаченных с полученных авансов и предоплаты, а также закрепляющие процедуру принятия налоговыми органами решений о возмещении сумм НДС. Ранее заявителю было частично отказано в возмещении НДС, поскольку, по мнению налогового органа, представленные счета-фактуры либо не отражали, либо содержали искаженные данные о поставщиках и приобретенных товарах, и, судя по указанным в документах датам, товары были поставлены на экспорт ранее момента их приобретения. КС РФ разъяснил, что налогоплательщик в качестве основания налогового вычета должен представлять только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно. Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.05.05 г. N 391/05. При проведении налоговой инспекцией проверки был выявлен факт продажи товара стоимостью 180 руб. без применения продавцом ККТ. На заявителя был наложен административный штраф в размере 30 000 руб. Пленум ВАС РФ пояснил, что небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ. Административное правонарушение в виде неприменения ККТ при наличных денежных расчетах посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы. Таким образом, размер штрафа не должен зависеть от суммы нарушения.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.05 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации". Разъясняются отдельные вопросы, возникающие в судебной практике в связи с применением главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. В частности, доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика, а в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно. Подчеркивается, что заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Банковское законодательство
Федеральный закон от 18.06.05 г. N 61-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Если выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, то ему присваивается идентификационный номер. Под идентификационным номером понимается цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащий государственной регистрации. Идентификационный номер выпуска (дополнительного выпуска) облигаций Банка России присваивается Банком России в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Устанавливаются особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России. Утрачивает силу положение о том, что указанные особенности определяются Правительством Российской Федерации. В частности, устанавливается, что эмиссия облигаций Банка России осуществляется без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких облигаций, без проспекта указанных облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) облигаций.
Письмо Банка России от 24.03.05 г. N 47-Т "О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях". Методические рекомендации применяются уполномоченным представителям Банка России при вынесении мотивированного суждения для тестирования новых подходов к оценке организации внутреннего контроля в кредитных организациях при проведении комплексных и тематических проверок. Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется не применять принудительные меры воздействия к кредитным организациям по результатам оценки организации внутреннего контроля в кредитной организации, сделанной на основании методических рекомендаций.
Положение Банка России от 4.05.05 г. N 269-П "Об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам". Подразделения расчетной сети Банка России вправе в рамках своей компетенции при поступлении обращений нерезидентов об открытии банковских счетов в валюте Российской Федерации открывать указанные банковские счета и проводить операции по этим банковским счетам. При этом специальные банковские счета нерезидентов в валюте Российской Федерации подразделениями расчетной сети Банка России не открываются. Разъясняется порядок проведения операций по рублевым счетам нерезидентов типа "Т", рублевым корреспондентским счетам банков-нерезидентов, рублевым счетам нерезидентов типа "И", счетам нерезидентов в валюте Российской Федерации типа "К", "Н", "Ф", открытым Банком России до 18 июня 2004 г.
Указание Банка России от 4.05.05 г. N 1574-У "Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации". Резиденты, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента. Такое же требование устанавливается для открытия банковских счетов в валюте Российской Федерации в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ.
Указание Банка России от 6.05.05 г. N 1577-У "Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации". При осуществлении указанных в названии переводов устанавливается требование о резервировании в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней до дня ее осуществления. Данное требование распространяется на резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе на валютные биржи), за исключением кредитных организаций. Указанное требование о резервировании не применяется при осуществлении юридическим лицом - резидентом переводов для выполнения функций представительства своим подразделением, не являющимся юридическим лицом и расположенным за пределами территории Российской Федерации.
Указание Банка России от 25.05.05 г. N 1579-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Изменениями вводятся пять новых форм отчетности: 0409207 "Сведения об имеющих признаки подделки денежных знаках, переданных территориальным органам внутренних дел" (представляется на нерегулярной основе), годовые 0409404 "Сведения об инвестициях уполномоченного банка и его клиентов-резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами", 0409906 "Отчет о количестве счетов по учету средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", 0409907 "Отчет об остатках на счетах по учету средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", 0409908 "Отчет об остатках на счетах, открытых организациям, по учету средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и платной основе на финансирование инвестиционных проектов и программ конверсии оборонной промышленности, формирование специального фонда льготного кредитования сезонных затрат в агропромышленном комплексе". Шесть форм отчетности излагаются в новой редакции: 0409115, 0409155, 0409302, 0409345, 0409608 и 0409901. Кроме того, вносятся изменения в 10 форм отчетности (0409110, 0409135, 0409156, 0409350, 0409401, 0409664, 0409806, 0409807, 0409808 и 0409904) и более 70 порядков составления и представления форм отчетности. Основные изменения связаны с порядком представления отчетности крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений. Указание вступает в силу с 1 июля 2005 г., за исключением положения о составлении и представлении кредитными организациями отчетности по форме 0409155 "Сведения о резервах на возможные потери", которое вступает в силу с 1 августа 2005 г.
Указание Банка России от 1.06.05 г. N 1581-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 1999 года N 103-П "О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов". Изменения вносятся в порядок исчисления процентов на сумму сертификата в связи с изменениями в ст. 839 ГК РФ, согласно которым проценты на сумму банковского вклада начисляются до дня ее возврата вкладчику включительно, а если ее списание со счета вкладчика произведено по иным основаниям, до дня списания включительно. Признаются утратившими силу Методические рекомендации по порядку расчета процентов для указания в реквизитах сертификата.
Письмо Банка России от 10.06.05 г. N 85-Т "О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт". Разъясняется порядок выполнения отдельных требований положения Банка России от 24.12.04 г. N 266-П и указания Банка России от 11.04.05 г. N 1571-У, связанных с перечислением остатков денежных средств с лицевых счетов, открытых для учета операций, совершаемых с использованием банковских карт. Кредитным организациям рекомендуется проанализировать на соответствие указанным требованиям условия действующих договоров, предусматривающих осуществление операций с банковскими картами и обеспечение расчетов по таким операциям, и при необходимости внести изменения, в том числе, если это предусмотрено условиями договора, в одностороннем порядке с уведомлением клиента.
Письмо Банка России от 10.06.05 г. N 86-Т "О составлении и представлении отчетности кредитных организаций". В связи с вступлением в силу положения Банка России от 24.12.04 г. N 266-П и указания Банка России от 11.04.05 г. N 1571-У кредитным организациям при составлении отчетности и представлении ее в Банк России предлагается включать в нее сведения об остатках и оборотах по отдельным балансовым счетам, связанным с совершением операций с использованием банковских карт, за отчетные периоды до 31 декабря 2005 г.
Информационное письмо Банка России от 15.06.05 г. N 32 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля". Иностранная валюта, поступающая от нерезидентов на валютные счета адвокатских образований, являющихся юридическими лицами - резидентами, в качестве оплаты труда адвокатов за оказанные ими юридические услуги, не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, поскольку является личным доходом адвоката. При проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом-резидентом юридические услуги нерезиденту, паспорт сделки не оформляется.
Предпринимательская деятельность
Федеральный закон от 2.07.05 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Существенно сокращается перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Ранее в указанный перечень было включено 125 видов деятельности, в новой редакции п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривается только 103. Предусматривается дальнейшее поэтапное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. С 1 января 2006 г. под сокращение попадают 9 видов деятельности, в частности, оценочная и аудиторская деятельность. От обязанности получать лицензию с 1 января 2007 г. освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие 5 видов деятельности: туроператорскую, турагентскую деятельность, проектирование, строительство зданий и сооружений и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного значения). Кроме того, со дня вступления в силу технических регламентов прекращается лицензирование еще 15 видов деятельности. Оптимизируется порядок получения лицензий. Так, сокращается перечень документов, представляемых в лицензирующий орган, уменьшается срок принятия решения о выдаче лицензии с 60 до 45 дней. По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Также изменяется порядок осуществления лицензионного контроля. Вводится статья, посвященная ответственности должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности. Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6.06.05 г. N 357 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году в российских кредитных организациях". Возмещение осуществляется в отношении российских организаций, экспортирующих промышленную продукцию не менее 3 лет и соответствующих ряду условий. Так, организация должна экспортировать промышленную продукцию с высокой степенью переработки, своевременно исполнять кредитные договоры в сроки и объемах, устанавливаемых графиком погашения кредита, а также не должна иметь просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды. При привлечении кредита в российских рублях возмещение осуществляется из расчета 2/3 произведенных организацией затрат на уплату процентов по кредиту при условии, что процентная ставка по кредиту будет менее ставки рефинансирования Банка России или равна этой ставке. Если процентная ставка по кредиты выше ставки рефинансирования, то возмещение осуществляется исходя из расчета 2/3 ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты. При привлечении кредита в иностранной валюте возмещение осуществляется в российских рублях также из расчета 2/3 произведенных затрат на уплату процентов по кредиту. При расчете максимального размера возмещения процентная ставка по привлеченному кредиту в иностранной валюте принимается равной 12% годовых. Перечисляются документы, подлежащие представлению в Минпромэнерго России для получения возмещения. Преимущественным правом на получение возмещения обладают организации, являющиеся победителями международных конкурсов (тендеров) на поставку промышленной продукции.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.05 г. N 817-р. Признается необходимым прекращение участия федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах организаций, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг, за исключением кредитных организаций. Акции, доли и паи в уставных капиталах финансовых организаций, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении указанных предприятий и учреждений, подлежат передаче в казну Российской Федерации. От ее имени осуществление прав акционера (участника) этих организаций возлагается на Росимущество.
Приказ Минфина России от 19.05.05 г. N 67н "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации". Признаются утратившими силу приказы Минфина России от 28.01.04 г. N 14н "Об утверждении Порядка предоставления страховщиками информации о заключении, продлении и прекращении срока действия договора обязательного страхования ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний", от 1.03.04 г. N 26н "Об отчетности специализированного депозитария об операциях со средствами пенсионных накоплений" и от 11.03.04 г. N 29н "Об отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений".
Приказ ФСФР России от 18.05.05 г. N 05-19/пз-н "О показателях и нормативах достаточности собственных средств (капитала) управляющих компаний и специализированных депозитариев, являющихся субъектами отношений по обязательному пенсионному страхованию, заключивших договоры с негосударственными пенсионными фондами, относительно объема обслуживаемых активов". Устанавливаются правила расчета показателя достаточности собственных средств (капитала) управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений на основании договора с негосударственными пенсионными фондами, являющимися страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, относительно объема обслуживаемых активов. Норматив достаточности собственных средств управляющей компании составляет 0,0001. Также устанавливаются правила расчета показателя достаточности собственных средств (капитала) специализированного депозитария, оказывающего услуги негосударственным пенсионным фондам, являющимся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, относительно объема обслуживаемых активов. Норматив достаточности собственных средств специализированного депозитария составляет 0,0001.
Трудовое законодательство и социальная защита
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.05 г. N 345 "О стоимости страхового года на 2005 год". Стоимость страхового года на 2005 г. исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 1209 руб. 60 коп.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.05 г. N 346 "Об индексации пенсий федеральных государственных служащих". С 1 июля 2002 г. Пенсионным фондом производится переиндексация пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих из числа лиц, у которых в состав среднемесячного заработка, принятого для исчисления размера указанной пенсии, включен среднемесячный заработок за периоды до 1 июля 2002 г. Индексация пенсий производится с применением индекса 1,28 исходя из централизованного повышения с 1 июля 2002 г. денежного содержания указанных служащих за счет изменения размера надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.05 г. N 368 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883". Изменения вносятся в связи с увеличением с 1 января 2005 г. единовременного пособия при рождении ребенка с 4500 до 6000 руб. Устанавливается, что государственные пособия на детей назначаются и выплачиваются также гражданам Российской Федерации, проходящим службу в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах.
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.05 г. N 338 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)". В перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), включены работы по непосредственному управлению транспортными средствами, работы в организациях пищевой промышленности, общепита, торговли, образовательных организациях, лечебно-профилактических учреждениях, организациях бытового обслуживания, гостиницах, а также работы медицинского персонала родильных домов и детских больниц.
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.06.05 г. N 420 "Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2005 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В перечень включены следующие предупредительные меры: проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; оплата профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях.
Специалисты компании "Гарант"
Контактный телефон (095) 247-62-38 www.garant.ru
"Аудиторские ведомости", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а