Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 августа 2005 г. N КА-А40/6954-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 27 июля 2005 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2006 г. N КА-А40/3373-06-П
ООО "Ноябрьскгаздобыча" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 22.06.2004 N 11/2004 (далее - Инспекция) "О восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктурированных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 года".
Решением от 27 декабря 2004 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
При этом суды исходили из того, что у Инспекции отсутствовали какие-либо основания для принятия указанного решения, поскольку у налогоплательщика имелась переплата по налогу на прибыль, налоговым органом документально не подтвержден факт списания дополнительных платежей в составе пени.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой, ссылаясь на ненадлежащую оценку обстоятельств дела судебными инстанциями, заявитель просит отменить решение суда от 27.12.2004 и постановление от 11.04.2005 и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Инспекция считает, что оспоренное решение не нарушило законных прав заявителя, так как списание задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 14405139,11 руб., вошедших в общую сумму реструктурированной задолженности, осуществлено Инспекцией МНС РФ по г. Ноябрьску ЯНАО ошибочно, вопреки пункту 5 упомянутого Порядка проведения реструктуризации, который предусматривает возможность списания только пеней и штрафов и никаких других платежей. Инспекция полагает, что принятие оспариваемого решения осуществлено в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 19 названного Порядка и статьями 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и указывает, что отношения по реструктуризации налоговой задолженности регулируются лишь бюджетным законодательством. При этом отмечает, что повторное начисление дополнительных платежей налога на прибыль не производилось.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержал, представитель Общества заявил возражения против указанных в кассационной жалобе требований по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и судебном акте.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы в связи с неполным исследованием фактических обстоятельств дела, относящихся к вопросу правомерности принятого налоговым органом решения.
Как следует из материалов дела, Общество встало на налоговый учет в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 1 августа 2002 года, и с этой даты контроль за исполнением им законодательства о налогах и сборах, а также исполнения обязательства по решению о реструктуризации, принятому Инспекцией МНС РФ по г. Ноябрьску ЯНАО, относится к ведению МИМНС согласно ст.ст. 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 19 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999.
Установив, что в составе пеней и штрафов, списанных на основании решения N 1 от 21.06.2002 г. Инспекции МНС РФ по г. Ноябрьску ЯНАО, числилась задолженность по дополнительным платежам налога на прибыль, которую следовало учесть в составе налогов и сборов, МИФНС оспариваемым решением от 22.06.2004 N 11/2004 года устранила допущенные нарушения путем восстановления Обществу задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль в размере 14405139 руб. 11 коп., списанной в составе пеней и штрафов, установила, что с момента принятия данного решения заявитель обязан погасить задолженность в полном объеме.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей установлен статьей 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон).
Такие платежи являются доплатой бюджету фактических сумм налога на прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Независимо от присущих дополнительным платежам компенсационных признаков эти платежи в силу закона включены в раздел "Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль" и не имеют отношения к суммам пеней и штрафов, исчисляемых и взыскиваемых в соответствии со статьей 75 и главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Поскольку дополнительные платежи по налогу на прибыль не могли быть списаны в составе реструктурированной задолженности, суду надлежит проверить были ли они уплачены Обществом в установленном порядке, действительно ли были списаны в составе пени и штрафа, в зависимости от этого разрешить вопрос: соответствует ли оспариваемое решение Инспекции закону и нарушает ли права и охраняемые интересы Общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы 27.12.2004 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2005 - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2005 г. N КА-А40/6954-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании