Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 августа 2005 г. N КА-А41/7618-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по г. Клину (далее - Налоговой инспекции) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль в размере 500000 руб. в местный бюджет и в размере 4300000 руб. в областной бюджет.
Решением от 13.05.2005 Арбитражного суда Московской области заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции (в настоящее время в порядке реорганизации - Инспекции ФНС РФ по г. Клину Московской области), в которой ставится вопрос о его отмене. Налоговая инспекция считает, что авансовые платежи, уплачиваемые до формирования налогооблагаемой базы, налогом не являются, а также, что наличие переплаты по налогу можно определить только по итогам налогового периода.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции доводы жалобы поддержал, представитель ОАО "Мосэнерго" приводил возражения относительно них по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на кассационную жалобу, в котором просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение от 13.05.2005 Арбитражного суда Московской области подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что ОАО "Мосэнерго" обратилось в Налоговую инспекцию с заявлением от 26.08.04 г. N 07-39-302/852 о возврате на основании ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченных сумм налога на прибыль по местному бюджету в размере 500000 руб. и по областному бюджету в размере 4300000 руб. на свой расчетный счет.
В обоснование такой просьбы ОАО "Мосэнерго" указало, что по результатам расчета налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. у него образовалась переплата по ИМНС РФ по г. Клину: в местном бюджете в размере 509218 руб., в областном бюджете в размере 4314274 руб. 75 коп.
Письмом от 20.10.04 г. N 09-04/4372 Налоговая инспекция отказала в возврате спорных сумм налога на том основании, что в соответствии со ст. 78 НК РФ возврату подлежат излишне уплаченные суммы налогов по результатам налогового периода, в данном случае - по итогам 2004 г.
Данное обстоятельство послужило основание для обращения ОАО "Мосэнерго" в арбитражный суд с обжалованием бездействия налогового органа, выразившегося в неосуществлении возврата излишне уплаченных сумм налога.
Удовлетворяя заявленное требование, суд указал, что из самого названия ст. 287 НК РФ (сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей) следует, что авансовые платежи по налогу на прибыль приравниваются к налогу.
Суд пришел к выводу о том, что ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации не ставит право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога в зависимость от окончания налогового или отчетного периода, а основанием для подачи заявления является наличие переплаты, которая устанавливается в результате сверки.
Учитывая наличие у заявителя переплаты по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г., суд признал бездействие Налоговой инспекции, выразившееся в неосуществлении возврата излишне уплаченного спорных сумм налога на прибыль, незаконным.
Суд кассационной инстанции не может согласится с выводом суда в силу следующего.
Платежные документы (в соответствии с п. 2. ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации), подтверждающие уплату ОАО "Мосэнерго" спорных сумм налога в соответствующий бюджет, в материалах дела отсутствуют.
Вывод суда о наличии переплаты по налогу на прибыль у налогоплательщика за 6 месяцев 2004 г. основан только на представленных заявителем актах сверки расчетов между ОАО "Мосэнерго" и Налоговой инспекцией по платежам в бюджет за время с 01.01.04 г. по 30.09.04 г. (9 месяцев).
Между тем, согласно данным актам (л.д. 14-17) у ОАО "Мосэнерго" переплата по налогу на прибыль в местный бюджет на конец периода составила 519456 руб. и в областной бюджет - 4345856 руб.
Однако, как следует из заявления ОАО "Мосэнерго" в Налоговую инспекцию (л.д. 11) за 6 месяцев 2004 г. у него образовалась переплата в местном бюджете в размере 509218 руб., в областном бюджете в размере 4314274 руб. 75 коп.
Суд данные обстоятельства не принял во внимание.
При этом судом неправильно применены нормы материального права.
Налогоплательщики в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи, которые нельзя считать переплатой по налогу, поскольку пунктом 1 ст. 287 НК РФ установлено, что суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Квартальные платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Авансовый платеж можно отождествлять только с частью налога на прибыль. Данный платеж не подпадает под понятие налога, установленного ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку исчисляется не по итогам налогового периода и не от налоговой базы, как это предусмотрено положениями ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Таким образом, сумма авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком за отчетные периоды в течение года, и составляет налог на прибыль.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что у суда первой инстанции не было правовых оснований полагать, что Налоговая инспекция незаконно, в нарушение ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, бездействовала, не осуществляя возврат спорных денежных сумм.
Судом неправильно применены нормы налогового законодательства, регулирующие спорное правоотношение, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
В удовлетворении заявленного ОАО "Мосэнерго" требования надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288 ч. 2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.05.2005 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-508/05 отменить.
В удовлетворении требования ОАО "Мосэнерго" о признании незаконным бездействия Инспекции МНС РФ по г. Клину, выразившемся в неосуществлении возврата из бюджета суммы излишне уплаченного налога в размере 500000 руб. в местный бюджет и в размере 4300000 руб. в областной бюджет - отказать.
Взыскать с ОАО "Мосэнерго" в доход бюджета госпошлину за кассационное рассмотрение в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2005 г. N КА-А41/7618-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании