Комментарии к нормативным документам
1. Федеральный закон от 8 мая 2005 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
Опубликован в "Российской газете" 11 мая 2005 г. N 97. Дата вступления в силу в законе не прописана. Из смысла текста закона можно сделать вывод, что он должен относиться к отношениям, возникшим после 1 февраля 2002 года. Однако практическое значение норм закона, по нашему мнению, несущественно отличается от первоначального.
Законом внесены изменения, которыми текст Федерального закона "О ветеранах" приводится в соответствие с ТК РФ - продолжительность отпуска без сохранения заработной платы, который может получить ветеран, определена не в рабочих, а в календарных днях. Возникают вопросы: сколько ветеранов продолжают работать и сколько из них могут позволить себе потребовать дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. И еще один вопрос - неужели накануне Дня Победы (дата подписания закона Президентом РФ) не нашлось более существенного законодательного акта?
Кстати, реальное увеличение длительности отпуска имеет место только в отношении инвалидов войны - с 30 рабочих до 60 календарных. По прочим группам ветеранов изменение чисто техническое - вместо 30 рабочих дней - 35 календарных.
2. Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации.
Опубликован в "Российской газете" 13 мая 2005 г. N 100. Вступает в силу с 12 августа 2005 г.
Отдельный комментарий опубликован на страницах данного журнала.
3. Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 49-ФЗ "О внесении изменения в статью 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 12 мая 2005 г. N 98. Вступил в силу со дня официального опубликования.
Законом изменена только ссылка из статьи 185 БК РФ на другую статью БК РФ - ссылка на статью 181 заменена ссылкой на статью 182.
Для подавляющего большинства читателей данный закон интереса не представляет. Приводится исключительно для того, чтобы обратить внимание на качество законодательной работы - очевидная ошибка была замечена спустя пять лет после ее совершения.
4. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 21 апреля 2005 г. N 107. Вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Из номера статьи НК РФ, в которую внесены изменения, можно заключить, что меняются ставки сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ).
Изменены ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов - краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса - с 30 до 13 тыс. руб. за тонну (уменьшена). Ставка за гренландского тюленя дифференцирована в зависимости от возраста (до года теперь будет взиматься 140 руб., а не 350, как было ранее).
5. Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Опубликован в "Российской газете" 14 июня 2005 г. N 125. Вступает в силу с различных дат, начиная с 1 января 2002 г., с 1 января 2005 г., с 1 января 2006 г. и с 1 января 2007 г.
Вносятся изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" и главу 25 "Налог на прибыль организаций".
6. Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 9 июня 2005 г. N 122.
Законом определен правовой статус частного охранника, а также случаи, когда лица не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств предприятия на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.
7. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Опубликован в "Российской газете" 17 мая 2005 г. N 102. Вступает в силу с 1 января 2005 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" произведена индексация компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Размер коэффициента составил 1,08 (исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год").
При этом не уточняется, будет ли произведена дополнительная индексация, если фактический уровень инфляции превысит запланированный (что уже можно считать очевидным).
Для того чтобы составить представление о размерах выплат и компенсаций, достаточно привести такую цифру: денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение со 2 декабря 1995 г. после индексации составит 23 рубля 76 копеек (в месяц!).
Забота Правительства РФ о "чернобыльцах" особенно очевидна в сравнении с Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ" после реализации которого уровень оплаты труда депутатов должен превысить 100 тыс. руб. (Закон N 42-ФЗ не комментируется как не имеющий никакого отношения к лицам, не относящимся к федеральной законодательной власти".
8. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи"
Опубликовано в "Российской газете" 25 мая 2005 г. N 109. Утвержденные Правила вводятся в действие с 1 июля 2005 г.
Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи разработаны и утверждены во исполнение Федерального закона "О связи" и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Подробный комментарий заслуживает отдельного разговора, так как Правила детально регулируют практически все стороны взаимоотношений между поставщиками и потребителями услуг связи.
Рекомендуем обратить внимание на следующие элементы:
в соответствии с пунктом 9 Правил услуги телефонной связи подразделяются на услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи. Из этого следует, что тарифы за перечисленные виды услуг будут устанавливаться отдельно, а расчеты могут осуществляться по различным схемам - в зависимости от видов услуг;
пунктом 11 установлен перечень экстренных оперативных служб, вызов которых оператором связи должен обеспечиваться бесплатно - служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; служба милиции; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба "Антитеррор";
обязанность по созданию системы информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи, закреплена в пункте 12 Правил. Перечень бесплатных информационно-справочных услуг - в зависимости от вида услуг связи - установлен пунктами 15-17 Правил;
в пункте 23 Правил подробно расшифрован состав информации, которую оператор связи должен предоставить абоненту и (или) пользователю при заключении договора;
порядок и условия заключения договора подробно детализированы в разделе II Правил. При этом отдельно установлен перечень представляемых документов и порядок заключения договора в зависимости от того, кто является потребителем - гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В том же разделе установлены сроки, в течение которых должна быть проведена проверка наличия технической возможности предоставления доступа к сети местной телефонной связи (1 месяц), срок, в течение которого оператор связи должен сообщить заявителю о предполагаемом сроке заключения договора (не более 2 месяцев со дня регистрации им заявления о заключении договора);
существенные условия договора приведены в пункте 54 Правил;
особое внимание рекомендуем обратить на норму пункта 56 Правил, в соответствии с которой оператор связи не вправе при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату. По существу, здесь просто продублировано соответствующее положение из Закона о защите прав потребителей. Однако то, что норма прямо прописана в Правилах, фактически означает, что оператор не имеет права ссылаться на специфику оказания услуг или иные обстоятельства для обоснования включения в договор дополнительных услуг;
в разделе III Правил определены права и обязанности сторон при исполнении договора, а также установлены особенности оказания услуг различных видов связи. При этом, например, в отношении услуг междугородной связи, предоставляемой через телефониста, сохранены ранее действовавшие нормативы - соединение должно быть осуществлено в течение одного часа, минимальная продолжительность разговора не может быть менее трех минут и т.п. Кроме того, в этом случае установлена приоритетность соединений (бедствие, правительственное и т.д.);
сравнительно новым является положение пункта 95 Правил, в соответствии с которым тарифы (тарифные планы) на услуги телефонной связи могут быть установлены отдельно для юридических лиц, граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, а также граждан, использующих услуги телефонной связи для иных нужд;
в пункте 97 Правил приведен полный перечень оборудования, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого пользователя и служит началом отсчета продолжительности телефонного соединения при автоматической телефонной связи (модем, факсимильный аппарат, автоответчик, АОН, учрежденческая телефонная станция, таксофон, и иное оборудование, заменяющее пользователя в его отсутствие и обеспечивающее (или имитирующее) обмен информацией;
перечень реквизитов, которые должны содержаться в счетах, выставляемых абоненту за услуги телефонной связи, установлен пунктами 114 и 115 Правил. По нашему мнению, следует обратить внимание на то, что в счете за услуги местной телефонной связи обязательно должны быть указаны не только расчетный период, за который выставляется счет и данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете), но и сумма остатка на лицевом счете (при предварительном платеже). Последнее требование может значительно сократить трудозатраты по сверке взаиморасчетов и организации учета расчетов с поставщиком услуг;
также весьма детально проработаны условия приостановления, изменения и расторжения договора (раздел IV Правил). Наиболее существенным в данном разделе представляется то, что оператор имеет право приостановить оказание услуг телефонной связи (и даже расторгнуть договор) - в том случае, если абонентом допущены какие-либо нарушения. Однако при этом может быть приостановлено оказание только тех услуг, по которым допущены нарушения;
особое внимание следует уделить положениям раздела V "Порядок рассмотрения претензий". Наиболее важным представляется то, что Правилами (пункт 133) фактически установлено требование обязательного досудебного рассмотрения претензий. Причем сроки, предоставленные оператору для рассмотрения претензий (пункт 136), по нашему мнению, необоснованно завышены (60 дней), а выплата процентов за период рассмотрения претензии Правилами не предусмотрена. По нашему мнению, данный порядок прямо противоречит основным нормам гражданского законодательства (в частности, статьи 395 ГК РФ) и, следовательно, подача претензии не исключает возможности подачи искового требования в арбитраж, предусматривающего и уплату процентов за пользование чужими денежными средствами, и упущенную выгоду. Подчеркнем, что здесь речь идет именно о сроках рассмотрения претензий. Разумеется, все сказанное имеет смысл тогда, когда размер ущерба значительно превышает сумму расходов, связанных с судебными разбирательствами;
еще большее внимание рекомендуем обратить положениям раздела VI Правил, которым определяется ответственность сторон. Дело в том, что санкции, предусмотренные за отдельные нарушения, которые может допустить как оператор, так и абонент, существенно отличаются от тех, которые установлены гражданским законодательством. Перечень нарушений, за которые несет ответственность оператор, установлены пунктом 137 Правил. Конкретный размер неустойки, которые должен уплатить оператор связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, установлен только для двух видов нарушений - нарушение сроков предоставления доступа к сети местной телефонной связи - 3 процента платы за предоставление доступа за каждый день просрочки и за нарушение установленных сроков оказания услуг телефонной связи уплачивает 3 процента стоимости услуг телефонной связи за каждый час просрочки. Размер неустойки, которая может быть взыскана с абонента, предусмотрена только за одно нарушение - в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг телефонной связи - 1 процент стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг телефонной связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки. Следует заметить, что подобное нарушение более распространено (в том числе и по причинам, которые не всегда зависят от абонента), а размер неустойки фактически равен 365% годовых. Правила допускают возможность установления размера неустойки и в меньшем размере;
пунктом 148 Правил специально оговорено, что оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны. В отношении абонента подобной оговорки не сделано. Тем не менее, освобождение от ответственности при отсутствии вины является общим правилом гражданского законодательства (статья 401 ГК РФ) и, следовательно, соответствующее решение может быть принято судебным органом на любом этапе рассмотрения.
9. Письмо Минфина РФ от 14 апреля 2005 г. N 03-01-20/2-56 "По вопросу применения контрольно-кассовой техники в случае ее исключения из Государственного реестра".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что:
дальнейшая эксплуатация ККТ, исключенная из Госреестра, осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
поскольку контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), срок ее использования должен быть не более 7 лет для каждой машины;
налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство;
ККТ стоимостью менее 10 тыс. рублей в случае исключения из Государственного реестра в дальнейшем использоваться не может.
10. Письмо ФНС от 19 мая 2005 г. N ММ-6-21/416 "О транспортном налоге"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Федеральная налоговая служба сообщает, что письмо ФНС России от 24 января 2005 г. N ММ-6-21/44 утратило силу.
Письмом, которое утратило силу, разъяснялась в общем-то очевидная ситуация: в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, то есть его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует. При этом указывалось, что основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия.
С отменой данного разъяснения становится непонятным - то ли утилизация не является основанием для неначисления налога, то ли разработка и опубликование письма признаются нецелесообразным.
11. Письмо ФНС РФ от 23 мая 2005 г. N ММ-6-21/424 "О письмах ФНС РФ от 1 февраля 2005 г. N 21-3-05/8 и от 09.02.2005 N ММ-6-21/97"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Федеральная налоговая служба сообщает, что впредь до особых указаний приостанавливается действие абзацев 9 и 10 письма ФНС России от 9 февраля 2005 г. N ММ-6-21/97. Письмо ФНС России от 1 февраля 2005 г. N 21-3-05/8 утрачивает силу.
Письмо ФНС РФ от 9 февраля 2005 г. N ММ-6-21/97 разъясняет некоторые вопросы администрирования отдельных платежей за пользование природными ресурсами в 2005 году. Абзац 9 регулировал порядок закрытия карточек лицевых счетов, абзац 10 - порядок выведения сальдо расчетов с плательщиками по соответствующим платежам.
Отмененное письмо ФНС РФ от 1 февраля 2005 г. N 21-3-05/8 в доступных электронных базах данных не выкладывалось, в специализированных изданиях не публиковалось и, по-видимому, носило исключительно внутренний характер.
Два письма ФНС РФ (от 19 и 23 мая 2005 года) свидетельствуют о том, что деятельность федерального налогового органа по разъяснению действующего законодательства переживает определенный кризис. Письма ФНС РФ и так не являются нормативными документами. Теперь же выясняется, что они могут быть отменены в течение непродолжительного периода времени - без соответствующего изменения законодательной или нормативной базы.
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru