Контроль крупнейших по новому приказу
Мало какой ведомственный акт может похвастаться таким общественным резонансом, какой произвел Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 г. N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков".
Несмотря на то, что формально Приказ регулирует исключительно деятельность звеньев системы налоговых органов, его действие может затронуть многих. Поскольку, в законе четко не определены ни критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших, ни сама процедура налогового администрирования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством утверждается положение о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
В настоящее время соответствующий приказ подготовлен, и в качестве одного из приложений к приказу выступает положение о Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Согласно приказу межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам находится в непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы. Создание каких-либо территориальных подразделений внутри такой инспекции не предусмотрено.
Основная задача межрегиональной инспекции - это контроль и надзор за соблюдением законодательства крупнейшими налогоплательщиками, относящимися к определенной сфере деятельности (отрасли). В этих целях инспекция вправе вести учет крупнейших налогоплательщиков, учет поступлений по каждому из крупнейших налогоплательщиков, анализировать информацию о деятельности крупнейших налогоплательщиков, организовывать и проводить мероприятия налогового контроля*(1).
Приказ подлежит регистрации в Минюсте России. Это позволит создать правовую основу деятельности налоговой инспекции и разграничить компетенцию между территориальными налоговыми органами.
Кроме того, должностные обязанности сотрудников и взаимодействие налоговых органов с иными органами власти и с налогоплательщиками будут отражены в административных регламентах Федеральной налоговой службы.
Новеллы
Приказ Министерства финансов РФ от 11.07.2005 N 85н подготовлен на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ. Он заменит собой аналогичный приказ МНС России от 031.08.2001 N БГ-3-09/319.
Приказ регулирует действия по передаче материалов о крупнейшем налогоплательщике от инспекции, в которой он состоит на учете по месту своего нахождения, в межрегиональную (межрайонную) инспекцию. Передаче подлежат также данные лицевых счетов налогоплательщика*(2). Тем самым, сохраняется понятие особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, включающее новое основание постановки на учет и место такой новой постановки на учет.
Приказ Министерства финансов РФ учитывает выводы Высшего Арбитражного Суда РФ, решением которого от 25.11.2004 N 7448/04 признан частично несоответствующим Налоговому кодексу РФ вышеназванный приказ МНС России.
Суд признал неправомерным аннулирование Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После вступления в силу поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, свидетельство о постановке на учет должно выдаваться по месту нахождения организации.
В приказе Министерства финансов РФ не предусмотрено нового Свидетельства. Форма Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, которая формально еще сохраняет свое действие в приказе МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319, утратит силу с момента вступления в силу приказа Министерства финансов РФ.
Крупнейшему налогоплательщику будет направляться только уведомление о постановке его на учет в этом качестве с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет. Форма такого уведомления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178.
Критерии отнесения налогоплательщиков к "крупнейшим" в настоящее время сгруппированы по двум признакам: показатели финансово-экономической деятельности (объем начислений федеральных налогов и сборов, объем выручки, размер активов, объем производства (реализации) продукции) и отношения взаимозависимости.
Критерии определяют уровень администрирования: федеральный или региональный. Однако, допускается администрирование в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций налогового контроля на Управление ФНС России по субъектам.
Данные критерии закреплены приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290, который признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации. Соответствие подготовки приказа предъявляемым требованиям*(3) подтверждено Высшим Арбитражным Судом РФ в упоминавшемся решении.
Необходимость регулирования
За последнее время произошли определенные изменения в административном законодательстве, то есть законодательстве, регулирующем деятельность налоговых органов. Однако, законодательство, которое регулирует взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, осталось на прежнем уровне и не учитывает даже фактическое положение. Действующее законодательство о налогах и сборах не отвечает как потребностям налогового контроля, предназначению налоговых инспекций, создаваемых по контролю за крупнейшими налогоплательщиками, так и создает сложности в реализации налогоплательщиком своих прав и исполнении им своих обязанностей*(4). Для разрешения возникающих конфликтов могут быть рекомендованы следующие меры.
Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим следует закрепить законодательно. Должны быть установлены виды критериев и их минимальный (максимальный) показатель на определенный срок. Показатели в этих пределах могут быть конкретизированы подзаконным актом. Эта мера создаст определенную стабильность в деятельности налогоплательщиков, исключит избирательность применения критериев.
Формы и методы налогового контроля исчерпывающим образом закреплены в Налоговом кодексе РФ. Учет налогоплательщиков в межрегиональных инспекциях приводит к изменению порядка реализации этих форм и методов.
Так, место сдачи деклараций и расчетов по отдельным налогам определено Налоговым кодексом РФ как место нахождения налогоплательщика, место регистрации объектов налогообложения или как место учета налогоплательщика.
Предлагается отказаться от привязки места сдачи отчетности к месту учета налогоплательщика. Данная мера касается не только крупнейших налогоплательщиков, а должна быть реализована применительно ко всем налогоплательщикам.
Необходимо внедрение обязательной электронной формы сдачи налоговой отчетности (по телекоммуникационным каналам связи). Автоматизированная обработка поступающей информации является задачей специальных налоговых инспекций по централизованной обработке данных.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П допустил правомерность закрепления форм, методов, сроков проведения налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков и специфики налогообложения.
В отношении крупнейших налогоплательщиков особенности налогового контроля могут учитывать применение методики расчетов трансфертных цен, расчета налогов по данным, находящимся у налогового органа в отношении аналогичных налогоплательщиков, учете или неучете произведенных налогоплательщиком расходов исходя из экономической целесообразности осуществленных им сделок в случае, если эти сделки были заключены с взаимозависимыми лицами и т. д.
Соответствующие предложения могут быть рассмотрены осенью текущего года в ходе работы Государственной Думы над законопроектом "О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Интрига Приказа заключается в том, что в результате его применения налогоплательщик, отвечающий критериям "крупнейшего", потенциально может оказаться перед необходимостью встать на учет сразу в двух налоговых органах: как по месту своего нахождения, так и в межрегиональной (межрайонной) инспекции по учету крупнейших налогоплательщиков.
С. Разгулин,
государственный советник
Налоговой службы РФ I ранга
"эж-ЮРИСТ", N 35, сентябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. При этом в состав проверяющей группы могут быть включены сотрудники иных налоговых органов, в том числе по месту нахождения налогоплательщика.
*(2) Согласно решениям ряда арбитражных судов лицевые счета - это внутренний учет налоговых поступлений в налоговых органах, который не затрагивает прав и обязанностей налогоплательщиков.
*(3) Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
*(4) Затраты, которые несет налогоплательщик, относятся на расходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru