Является ли указание в счете-фактуре недостоверных сведений
основанием для отказа в принятии к вычету НДС?
Суть проблемы
Налоговые органы могут отказать в вычете "входного" НДС, если в счете-фактуре содержатся недостоверные сведения о поставщике.
В каких ситуациях возможны проблемы?
Например, в ходе встречной проверки выясняется, что в счете-фактуре указан ИНН, который не присваивался организации с тем наименованием, который указан в этом счете-фактуре, либо по адресу, указанному в счете-фактуре, организации (предпринимателя) с соответствующим наименованием и ИНН не обнаружено.
Аргументация налоговиков сводится к следующему: счета-фактуры, содержащие недостоверную информацию о продавце, не могут являться основанием для налоговых вычетов. При этом приводятся, как правило, следующие аргументы: если при заключении договоров с поставщиками не проверяется их правоспособность и добросовестность, то, принимая от них счета-фактуры, содержащие недостоверную информацию, налогоплательщик-покупатель берет на себя риск негативных последствий в виде невозможности принятия к вычету сумм НДС, уплаченных этим лицам.
Аргументация налогоплательщиков, что "покупатель за продавца не отвечает" и, соответственно, имеет право на вычет "спорного" НДС, - не очень убедительна для налоговиков.
Как же себя вести бухгалтеру, чтобы избежать впоследствии проблем с налоговыми органами? Неужели нужно при каждой хозяйственной операции проверять юридическую правоспособность своих контрагентов?
Очевидно, что в подобных ситуациях налогоплательщики вынуждены обращаться в арбитражные суды. На этой базе сложилась широкая арбитражная правоприменительная практика. Поищем в ней ответы на эти вопросы.
Решения в пользу налогоплательщиков
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2001 г. по делу N А13-2445/01-05 был сделан следующий вывод:
"Налоговое законодательство не связывает право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам продукции (работ, услуг), с перечислением этого налога в бюджет поставщиками.
Таким образом, при решении вопроса о праве на возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, налогоплательщик должен доказать факт этой уплаты.
При этом у налогоплательщика нет обязанности проверять уставные документы поставщика и выяснять, состоит ли он на учете в налоговом органе".
ФАС Центрального округа в постановлении от 15 октября 2002 г. по делу N А48-1545/02-8к в ходе рассмотрения спора о правомерности применения налоговой ставки 0% по НДС при реализации товаров на экспорт и возмещении соответствующих сумм налога посчитал, что "представленные налоговым органом документы встречной проверки, свидетельствовавшие об отсутствии у фирмы-продавца соответствующих бухгалтерских проводок по реализации указанного товара, сами по себе не могут служить основанием для отказа в возмещении НДС по экспортной операции".
Интересным является спор, разобранный ФАС Северо-Западного округа (постановление от 22 декабря 2004 г. N А44-4065/04-С9). Налоговый орган указывал на недобросовестность поставщика, выдавшего счет-фактуру, по причине его отсутствия по зарегистрированному юридическому адресу. Более того, поставщик длительное время находился в розыске и не сдавал налоговую отчетность по месту постановки на учет. По мнению налогового органа, сведения об адресах поставщиков в счете-фактуре являлись недостоверными, поэтому налогоплательщик-покупатель не имел права на вычет НДС по данному счету-фактуре. Однако данный довод был отвергнут судом на том основании, что нормами гл. 21 НК РФ на покупателя не возлагается ответственность за достоверность указанных в счете-фактуре сведений о местонахождении продавца этих товаров (работ, услуг).
ФАС Уральского округа в постановлении от 13января 2005 г. N Ф09-5667/04-АК в ходе рассмотрения спора о правомерности применения налоговой ставки 0% по НДС при реализации товаров на экспорт и возмещении соответствующих сумм налога сделал следующий вывод: "Ссылка налогового органа на отсутствие производителей экспортированного товара по юридическому адресу, непредставление отчетности в налоговые органы по месту учета, что свидетельствует о неуплате ими налога на добавленную стоимость в бюджет, судом отклоняется, так как не влияет на право заявителя возместить из бюджета НДС".
Решения в пользу налоговиков
В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29 декабря 2004 г. по делу N Ф03-А37/04-2/3603 суд в ходе рассмотрения спора о правомерности применения налоговых вычетов по НДС сделал следующий вывод: "Счет-фактура является доказательством налогоплательщика на налоговые вычеты и должна достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодатель связывает налоговые последствия. Право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика, если достоверность сведений, указанных в пунктах 5, 6 статьи 169 НК РФ и отраженных в счетах-фактурах, не вызывает сомнений.
Вместе с тем из представленных налоговым органом доказательств, указанные в отдельных счетах-фактурах в качестве продавцов металла юридические лица фактически не существуют, на налоговом учете не состоят, имеют другие юридические адреса и ИНН относительно указанных в документах, иные юридические лица вообще не значатся зарегистрированными в установленном порядке. Факт оплаты поставщикам металлолома налогоплательщик подтверждал только квитанциями к приходно-кассовым ордерам, которые не могли быть приняты при проверке в качестве доказательств оплаты, поскольку проверить и подтвердить налоговому органу указанные в них обстоятельства (поставку товаров) не представлялось возможным из-за фактического отсутствия обозначенных продавцов".
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24 января 2005 г. N А82-1053/2004-15 суд посчитал, что: "В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению, учитывая, что организация, выставившая счета-фактуры, в качестве юридического лица и налогоплательщика в установленном порядке не зарегистрирована, в связи с чем выставленные счета-фактуры содержат недостоверные данные".
При этом в вышеназванном постановлении ФАС Волго-Вятского округа указал на отсутствие вины налогоплательщика-покупателя в сообщении недостоверных сведений о поставщике и на этом основании признал незаконным привлечение его к ответственности по ст. 122 НК РФ. Однако факт возникновения недоимки НДС и, как следствие, обязанность уплатить соответствующие суммы налога и пени судом были подтверждены.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20марта 2003 г. N А82-52/02-А/2 сделан следующий вывод: "Как следует из статьи 169 НК РФ, основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпункт 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусматривает обязательное указание в счете-фактуре наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
Как усматривается из представленных документов, налогоплательщик не подтвердил факта приобретения товарно-материальных ценностей у контрагента. Встречные налоговые проверки не подтвердили факта нахождения контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре.
В представленном налогоплательщиком для возмещения НДС счете-фактуре содержатся недостоверные сведения о контрагенте. Такой документ обоснованием права на возмещение являться не может".
Совсем безрадостной для налогоплательщика является позиция ФАС Уральского округа, которая нашла свое отражение в документе от 19 сентября 2003 г. под названием "Информация об основных подходах по рассмотрению Федеральным арбитражным судом Уральского округа споров, связанных с применением положений главы 21 Налогового кодекса (Налог на добавленную стоимость)": ":у налогоплательщика отсутствуют основания для вычетов НДС, если он совершает сделки по приобретению товаров с предприятиями, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц, поскольку такие предприятия не обладают гражданской правоспособностью.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им поставщикам товаров (работ, услуг).
Поставщики товара (организации) должны иметь статус юридического лица. Понятие и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность юридического лица только с момента государственной регистрации в этом качестве.
Таким образом, сделки по приобретению товаров совершены обществом с предприятиями, которые не имеют государственной регистрации, т.е. не обладают правоспособностью, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если налогоплательщик совершает сделки с предприятиями, не имеющими правоспособности поставщика, у него отсутствуют основания для отнесения сумм НДС уплаченных таким поставщикам к вычету".
Такая позиция ФАС Уральского округа нашла свое отражение в принимаемых этим судом решениях. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 3 июня 2002 г. по делу N Ф09-1083/02-АК указано следующее: "Поскольку несуществующее юридическое лицо не обладает правоспособностью и не подпадает под понятие, определенное в статьях 48-49 ГК РФ, оно не может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.
При таких обстоятельствах, действия налогоплательщика и его контрагента не могут быть признаны сделками (статья 153 ГК РФ), а уплаченный налог на добавленную стоимость возмещению не подлежит".
В постановлении ФАС Уральского округа от 14апреля 2003 г. по делу N Ф09-994/03-АК установлено: "Учитывая, что в силу ст. 48, 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица, их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в соответствии со ст. 153 ГК РФ. Счета-фактуры, выставленные несуществующими организациями, не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним ст. 169 НК РФ, и не могут служить основанием для произведения налоговых вычетов в порядке ст. 171, 172 НК РФ."
Решения не в пользу налогоплательщика нашли свое отражение также в постановлениях ФАС Уральского округа от 29 апреля 2002 г. по делу N Ф09-853/2002, от 14 апреля 2003 г. по делу N Ф09-994/03-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2002 г. по делу N А33-2660/02-Сза-Ф02-1828/2002-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2003 г. по делу N Ф08-756/2003-279А и ФАС Волго-Вятского округа от 4 февраля 2005 г. N А28-12473/2004-502/15.
Выводы
В настоящее время формальное соблюдение требований п. 5, 6 ст. 169 НК РФ само по себе не является достаточным основанием для принятия сумм налога к вычету. Необходимо также учитывать добросовестность и юридическую правоспособность контрагентов.
Большинство из проанализированных автором решений по данному вопросу принято в пользу налоговых органов.
Таким образом, учитывая сложившуюся практику налоговых проверок, а также арбитражную практику, необходимо проверять надежность и юридическую правоспособность контрагентов. Делать это можно, например, запрашивая у них подтверждение содержащихся в счете-фактуре сведений о них путем представления копий учредительных документов, а также информации из ЕГРЮЛ и ЕГРН (копии последних выписок и пр.). При необходимости можно также самостоятельно предпринимать действия по проверке поставщиков, направляя соответствующие запросы в налоговые органы. Особенно это касается работы с новыми поставщиками.
По мнению автора, такая работа на предприятии является обязательной составляющей грамотного ведения бизнеса и позволяет избежать многих проблем.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Министерства финансов РФ, специалист по
бухгалтерскому учету и налогообложению
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является ли указание в счете-фактуре недостоверных сведений основанием для отказа в принятии к вычету НДС?
Автор
Ю.М. Лермонтов - консультант Министерства финансов РФ, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению
Родился 12 октября 1981 г. в г. Москве. В 2000 г. окончил юридический ф-т Международного института экономики и права, в 2003 г. - экономический ф-т Финансовой академии при Правительстве РФ. С 2001 г. работает в системе финансовых и налоговых органов.
Автор ряда статей по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
"Право и экономика", 2005, N 9