Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год"
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год разработан в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118 "Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год" и с учетом требований Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда на 2006 год ориентированы на выполнение мероприятий по улучшению материального положения пенсионеров, увеличению размеров пенсий с учетом принятого решения по доведению размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера к 2008 году.
Исходной базой для разработки бюджета являлись основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и параметры прогноза на период до 2008 года, Методические указания Минфина России по распределению предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования на 2006-2008 годы, положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году".
Доходная часть бюджета Фонда на 2006 год сформирована с применением ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Объем расходов на пенсионное обеспечение и иные направления расходования средств бюджета Фонда в 2006 году определен в соответствии с нормами пенсионного законодательства, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год сформирован по доходам в сумме 1608,7 млрд. руб. (6,6% к объему ВВП, определенному по прогнозу Минэкономразвития России в 24380 млрд. руб.) и по расходам в сумме 1531,6 млрд. руб. (6,3% к объему ВВП). Превышение доходов над расходами составляет 77,1 млрд. руб., текущий дефицит по распределительной составляющей бюджета - 19,3 млрд. рублей. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда по распределительной составляющей осуществляется за счет средств финансового резерва бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2006 года (приложение 1 к Федеральному закону), а также средств федерального бюджета.
Структура доходов и расходов бюджета Фонда на 2006 год, утверждается согласно приложениям 2 и 3 к Федеральному закону.
Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2006 год
Основные показатели | 2005 год | 2006 год - бюджет | |||
Утверждено Федеральным законом от 28.12.2004 N 184-ФЗ (млрд.руб.) |
В соответствии с законопроектом о внесении изменений в бюджет ПФР на 2005 год (млрд.руб.) |
Ожидаемое исполнение (млрд.руб.) |
млрд. руб. | в % к общему объему |
|
Доходы, всего | 1177,37 | 1326,08 | 1305,58 | 1608,65 | 100,0 |
по распределительной составляющей бюджета |
1088,46 | 1237,17 | 1226,98 | 1505,69 | 93,6 |
по накопительной составляющей бюджета |
88,91 | 88,91 | 78,60 | 102,96 | 6,4 |
Расходы, всего | 1176,13 | 1296,01 | 1269,37 | 1531,60 | 100,0 |
по распределительной составляющей бюджета |
1171,32 | 1291,20 | 1267,08 | 1525,03 | 99,6 |
по накопительной составляющей бюджета |
4,81 | 4,81 | 2,29 | 6,57 | 0,4 |
Дефицит (-). | 1,24 | 30,07 | 36,21 | 77,05 | |
Профицит (+), всего по распределительной составляющей бюджета |
- 82,86 |
-54,03 |
-40,10 |
-19,34 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
84,10 | 84,10 | 76,31 | 96,39 | |
Остатки средств на конец периода |
14,28 | 43,11 | 26,40 | 7,06 | |
Средства пенсионных накоплений на конец периода |
247,75 | 247,75 | 250,21 | 346,60 |
1. Расходы бюджета Фонда
Расходная часть бюджета Фонда определена в сумме 1531,6 млрд. руб., в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку предусмотрено направить 1272,7 млрд. руб., что составляет 83,5% от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета - 210,2 млрд. руб., или 13,8% (приложение 4 к Федеральному закону).
1.1. Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
Число получателей пенсий характеризуется следующими данными:
(тыс. чел.)
Отчет на 01.01.05 |
Прогноз | Среднегодовая численность, принятая для расчета |
|||
на 01.01.06 | на 01.01.07 | прирост за 2006 год |
|||
Всего пенсионеров | 38184,2 | 38466,3 | 38679,9 | 213,6 | 38564,4 |
из них: | |||||
пенсионеров труда - всего | 36252,3 | 36361,1 | 36470,2 | 109,1 | 36411,2 |
в том числе: | |||||
получатели базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости |
29049,6 | 29179,8 | 29285,6 | 105,8 | 29228,2 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
1650,1 | 1782,7 | 1889,4 | 106,7 | 1831,7 |
пенсионеров-военнослужащих срочной службы и их семей |
80,3 | 76,5 | 74,3 | -2,2 | 75,5 |
получателей пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф |
201,5 | 246,0 | 246,0 | 246,0 |
Средние размеры пенсий на планируемый период составят:
(руб.)
Отчет на 01.01.05 |
Прогноз | Среднегодо- вой размер пенсии, принятый для расчета |
Соотношение с ПМП* |
|||
на 01.01.06 |
на 01.01.07 | увеличение за 2006 год, руб. (%) |
||||
Всего пенсионеров | 2026,25 | 2530,50 | 2703,21 | 172,71 6,8% |
2656,01 | 110,7% |
из них: | ||||||
пенсионеров труда: | ||||||
с учетом сумм вторых пенсий |
2060,62 | 2561,46 | 2739,21 | 177,75 6,9% |
2689,90 | 112,1% |
без учета сумм вторых пенсий |
2009,12 | 2495,77 | 2675,53 | 179,77 7,2% |
2623,93 | 109,4% |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
1295,54 | 1871,60 | 1983,95 | 112,35 6,0% |
1956,44 | 81,6% |
пенсионеров военнослужащих срочной службы и их семей |
1553,74 | 2254,25 | 2392,99 | 138,74 6,2% |
2355,34 | 98,2% |
______________________________
* Величина прожиточного минимума пенсионера на 2006 г. - 2399 руб. по уточненному прогнозу Минэкономразвития России
1.2. Расходы на обязательное пенсионное страхование по предоставлению базовой и страховой частей трудовой пенсии
Расходы на выплату трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца определены в соответствии с нормами Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2006 году определены с учетом затрат на их индексацию с 1 апреля - на 6% в сумме 485,95 млрд. руб., т.е. в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии предусмотрено за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет и перечисляемых в Фонд в полном объеме, а также средств федерального бюджета, передаваемых Фонду на возмещение дефицита по выплате базовой части трудовой пенсии в связи со снижением ставок ЕСН.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2006 году определены в сумме 680,8 млрд. руб. с учетом затрат на их увеличение с 1 апреля 2006 года на 6,3% в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Правовые основания для индексации страховой части трудовой пенсии по индексу роста потребительских цен в 2006 году исходя из условий, установленных подпунктами 1-3 пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отсутствуют в связи с тем, что фактический индекс роста цен за указанные периоды не будет достигать установленного законодательством предела, при котором производится индексация СЧП.
Кроме того, предусмотрены расходы на перерасчет с 1 июля 2006 года страховой части трудовой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии, а также корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Средние размеры трудовых пенсий
(руб.)
на 01.01.05 |
Прогноз | В среднем за 2006 год |
Соотношение с ПМП |
|||
на 01.01.06 |
на 01.01.07 | увеличение за 2006 год, руб.(%) |
||||
Трудовая пенсия, всего* |
2009,12 | 2495,77 | 2675,53 | 179,777,2% | 2623,93 | 109,4% |
в том числе: | ||||||
базовая часть трудовой пенсии |
727,44 | 1049,79 | 1112,49 | 62,706,0% | 1096,90 | 45,7% |
страховая часть трудовой пенсии |
1281,68 | 1445,97 | 1563,04 | 117,078,1% | 1527,02 | 63,7% |
______________________________
* без учета сумм вторых пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета согласно законодательству Российской Федерации.
Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, а также расходов по их доставке. В связи с этим финансирование текущего дефицита по указанным расходам предусмотрено за счет средств федерального бюджета.
1.3. Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, определены в сумме 1,74 млрд. руб. в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" из расчета суммы 1000 рублей с учетом применения районного коэффициента при выплате пособия и исходя из ожидаемой общей численности получателей около 1,6 млн. человек в год.
Финансирование расходов будет производиться за счет тех источников, из которых осуществлялась выплата соответствующих видов пенсий.
1.4. Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
Выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, Фонд осуществляет в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4461-1 "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу", Федеральным законом от 06.03.2001 N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15.01.93 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения.
Финансирование выплаты пенсий за пределы Российской Федерации предусмотрено производить за счет источников, из которых осуществляются выплаты соответствующих пенсий (частей пенсий).
Сумма расходов на выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, определена в объеме 1,12 млрд. руб., из них финансируемых за счет средств федерального бюджета - 184,2 млн. рублей.
1.5. Расходы на компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. N 551 "О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (с изменениями от 26 июня 2001 года) за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств федерального бюджета предусмотрены расходы на компенсационные выплаты из расчета 120 руб. с учетом применения районного коэффициента, согласно Федеральному закону от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" и среднегодовой численности получателей компенсационной выплаты - около 420 тыс. человек.
1.6. Расходы на доставку пенсий
Предельно допустимая доля расходов по оплате услуг на доставку пенсий, пособий и других выплат, осуществляемых Фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациями федеральной почтовой связи и другими организациями (альтернативными структурами) определена исходя из 1,5% выплаченных сумм пенсий и пособий без учета налога на добавленную стоимость. Кроме того, учтены расходы на уплату налога на добавленную стоимость исходя из размера 18 процентов.
Финансирование расходов на доставку будет производиться за счет источников, из которых осуществляются выплаты соответствующих пенсий (частей пенсий) и прочих выплат. Суммарные затраты Фонда на доставку пенсий и пособий в 2006 году составят 19,1 млрд. руб., из них 10,3 млрд. руб. - финансируемых за счет средств федерального бюджета.
1.7. Расходы на выплату пенсий, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, другие выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации
Суммарные затраты Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации, составят 87804,4 млн. руб. согласно приложениям 3 и 4 к Федеральному закону.
Объем расходов определен в соответствии с нормами федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", с учетом выплат в соответствии с другими действующими законодательными и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также исходя из ожидаемой численности получателей пенсий, определенной с учетом прироста или снижения согласно сложившейся статистической динамике ее изменения.
1.8. Выплата пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий
Финансирование выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, а также расходов на их доставку в соответствии с законодательством Российской Федерации будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду на указанные цели Федеральной службой по труду и занятости.
Расходы на вышеперечисленные выплаты определены в сумме 1,015 млрд. руб. исходя из среднегодовой численности получателей 33,2 тыс. чел. и среднего размера пенсии 2513,7 рублей.
1.9. Дополнительное пенсионное обеспечение
Бюджетом Фонда на 2006 год предусмотрено финансирование выплаты дополнительного пенсионного обеспечения следующим категориям получателей пенсий:
доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в сумме 1039,0 млн. руб. за счет страховых взносов, поступающих по дополнительному тарифу;
дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в сумме 1316,7 млн. руб. за счет средств, передаваемых Фонду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 145 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
1.10. Расходы на реализацию государственных функций в области социальной политики
Расходы Фонда на реализацию государственных функций в области социальной политики (ЦСР 5140000) отражены в приложении 3 к Федеральному закону в подразделах 1001 "Пенсионное обеспечение", 1006 "Другие вопросы в области социальной политики", 1101 "Финансовая помощь бюджетам других уровней".
1.10.1. Расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в бюджете Фонда на 2006 год учтены расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ), включая расходы на ее доставку, финансируемые за счет средств федерального бюджета, в общей сумме 210,2 млрд. рублей.
Размеры ЕДВ на 1 января 2006 года определены в соответствии с п.5 ст.154 вышеназванного закона.
Расчет расходов произведен исходя из 100-процентного охвата получателей ЕДВ с учетом индексации в размере и срок, установленные для индексации БЧП, а также с учетом стоимости набора социальных услуг.
1.10.2. Расходы на улучшение материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации
Расходы на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" предусмотрены в сумме 14,1 млрд. руб. с учетом расходов на доставку исходя из ожидаемой среднегодовой численности получателей дополнительного ежемесячного материального обеспечения, установленного Указом, - 1,43 тыс. человек.
Расходы на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" предусмотрены в сумме 668,76 млн. руб. с учетом расходов на доставку исходя из размера дополнительного ежемесячного материального обеспечения 1000 руб. и ожидаемой среднегодовой численности категории получателей, установленной Указом, - 55,0 тыс. человек (пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые и выплачиваемые органами ПФР).
1.10.3. Мероприятия в области социальной политики (прочие расходы)
Финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено в сумме 1000,0 млн. руб. или 0,06% от общих расходов Фонда, из которых 298,5 млн. руб. планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в связи с проведением пенсионной реформы и необходимостью активного разъяснения пенсионного законодательства Российской Федерации.
По указанной статье затрат планируются также выплаты на основании вступивших в законную силу решений судов, расходы на судебные издержки, уплату госпошлины, налогов, сборов, а также иные расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование указанных расходов предусмотрено за счет сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшимся по состоянию на 1 января 2001 года.
1.10.4. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-I
Расходы ПФР на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учтены в объеме 190,0 млн. руб. исходя из суммы средств, предусмотренной на указанные цели в федеральном бюджете, и включают в себя компенсацию расходов на оплату стоимости проезда указанным категориям пенсионеров с учетом расходов на доставку сумм компенсации и расходы на изготовление специальных талонов (направлений) на получение в транспортных организациях, с которыми заключены соответствующие договоры, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.
Порядок финансирования указанных мероприятий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации".
1.10.5. Расходы на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров
В 2006 году расходы на оказание поддержки неработающим пенсионерам, финансируемые за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года, предусмотрены в объеме до 1,5 млрд. руб., в том числе: 1,45 млрд. руб. - на социальные программы, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и 50,0 млн. руб. - на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
Порядок финансирования указанных мероприятий будет определен аналогично порядку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2005 N 226.
1.10.6. Расходы на оказание социальной поддержки отдельных категорий граждан
В бюджете Фонда предусмотрены средства в сумме 10,0 млн. руб. на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, передаваемые Фонду из федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации статьи 9 Закона Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-I.
1.11. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Формирование расходов на содержание органов Фонда осуществлено на основании Методических материалов по формированию перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006-2008 годы по субъектам бюджетного планирования и Методических указаний по распределению предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования на 2006-2008 годы (письма Минфина России от 26.04.05 N 02-02-14/844, от 27.06.05 N 02-02-14/2010), а также исходя из сложившейся структуры расходов Фонда.
Согласно проекту бюджета суммарные расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, предусмотрены в сумме 39,39 млрд. рублей, или 2,57% от общих расходов бюджета.
В состав расходов на содержание органов Фонда включены текущие расходы на содержание органов Фонда, расходы по информированию застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации в сумме 635,7 млн. руб., в том числе 123,5 млн. руб. - расходы на конверты, расходные материалы, 512,2 млн. руб. - на оплату услуг почты, на создание телекоммуникационной системы ПФР, на приобретение вычислительной техники для замены морально устаревшей и для выполнения дополнительной функции осуществления ЕДВ, на развитие информационных технологий, системы защиты информации, а также расходы на приобретение бланочной продукции для персонифицированного учета, ламинаторов и архивного оборудования, расходных материалов и запасных частей для поддержания компьютерной техники в работоспособном состоянии, разработку и сопровождение различного программного обеспечения.
В связи с планируемым вводом в эксплуатацию новых зданий и помещений для размещения работников территориальных органов Фонда предусмотрена дополнительная численность обслуживающего персонала в количестве 504 единиц.
Проектом бюджета предусмотрены расходы на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда в сумме 1,6 млрд. руб., из них переходящие объекты с 2005 года и объекты со сроком окончания строительства в 2006 году в количестве 28 на сумму 1,03 млрд. рублей.
Потребность в средствах на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов Фонда определялась в соответствии с федеральными санитарными правилами и нормами, требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам, а также в соответствии со статьями 9 и 34 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативными документами с учетом имеющихся площадей и необходимости приобретения и строительства новых помещений для обеспечения административными площадями отделений Фонда и объединенных городских управлений, продолжения строительства зданий органов управления Фонда, начатого в 2004-2005 годах, а также архивных помещений для хранения пенсионных дел, документов, связанных с ведением персонифицированного учета застрахованных лиц и размещения клиентских служб. Часть средств, выделяемых на капитальное строительство, предусматривается направить на социальное развитие системы Фонда.
Включение в проект бюджета Фонда расходов на финансирование научно-исследовательских работ по пенсионной реформе и формирование базы данных Фонда для актуарных расчетов в сумме 70,3 млн. рублей обусловлено необходимостью продолжить работу по реализации методик и моделей прогнозирования на долгосрочную перспективу, проведения анализа демографической ситуации и состояния рынка труда.
Указанные средства планируется в 2006 году направить на проведение анализа уровня жизни семей, имеющих в своем составе лиц старше трудоспособного возраста, структуры потребления и доходов трудоспособного населения, обследования продолжительности жизни населения в зависимости от условий труда.
При определении затрат на подготовку и повышение квалификации кадров Фонда (52,8 млн. рублей) принималась во внимание необходимость обеспечения методической базы для профессионального обучения сотрудников, в том числе внедрение форм дистанционного обучения, создание электронной библиотеки, разработка и приобретение учебно-методических материалов.
Расходы на международное сотрудничество в объеме 5,09 млн. рублей определены с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов.
2. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Доходная часть бюджета Фонда на 2006 год сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Расчет поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы в сумме 5917,0 млрд. руб. и численности наемных работников в количестве 48,7 млн. человек и в соответствии с установленной Методикой расчета поступления сумм единого социального налога для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2.1. Доходы
2.1.1. Налоги и взносы на социальные нужды
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование рассчитывались отдельно в отношении каждой части страхового взноса согласно тарифам, установленным статьями 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в зависимости от возраста застрахованных лиц и налоговых баз.
Объем поступлений страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии запланирован в суммах соответственно 621,07 и 98,51 млрд. руб. и учитывает поступления в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, сумм пеней и иных финансовых санкций, а также поступления страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, запланированы в сумме 1,04 млрд. рублей.
2.1.2. Налоги на совокупный доход
Поступления минимального налога от плательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, предусмотрены в сумме 1,86 млрд. рублей.
2.1.3. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
Поступления сумм недоимки по взносам в Фонд, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, за счет проведения мероприятий по реструктуризации задолженности на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 и от 08.06.2001 N 458 в соответствии с согласованными и утвержденными графиками планируются в объеме 5,8 млрд. руб., из них 4,4 млрд. руб. - страховые взносы, 1,4 млрд. руб. - начисленные пени и штрафы.
2.1.4. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений запланированы в сумме 4,41 млрд. рублей.
2.1.5. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, предусмотрены в общей сумме 4,6 млн. руб., из них в части реализации основных средств по указанному имуществу 4,59 млн. руб., в части реализации материальных запасов - 10 тыс. руб. (на уровне отчетных данных за 2004 год), и будут направлены на выплату пенсий.
Реализация основных средств, находящихся в оперативном управлении органов Фонда, производится территориальными органами ПФР в случае их физического износа, невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта по согласованию с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и ПФР.
Согласно п.47 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, и в соответствии со ст.43 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы, полученные учреждениями от реализации объектов основных средств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки объектов основных средств, полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета.
2.1.6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба
Поступления штрафных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании учтены в сумме 150,0 млн. руб. с учетом сложившейся динамики роста поступлений в Фонд.
2.2. Безвозмездные поступления
2.2.1. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы
Объем субвенций из федерального бюджета Фонду на 2006 год запланирован в общей сумме 873,5 млрд. руб. по следующим направлениям финансирования.
Средства на выплату базовой части трудовой пенсии предусмотрены в сумме 485,95 млрд. руб., что обеспечивает финансирование выплаты указанной части пенсии в полном объеме. Из указанной суммы 302,09 млрд. рублей составляют поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
Средства из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда учтены в сумме 74,49 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2006 году в соответствии с законодательством Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, включая расходы на доставку, предусмотрены в сумме 87804,4 млн. руб., т.е. в объеме, предусмотренном в федеральном бюджете на 2006 год.
Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 и от 01.08.2005 N 887, а также на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы учтены соответственно в суммах 14,8 млрд. руб. и 10,0 млн. руб., то есть в объеме, предусмотренном в федеральном бюджете на 2006 год.
Предусмотрена передача Фонду средств федерального бюджета на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам - получателям трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-I в сумме 190,0 млн. руб., то есть в объеме, предусмотренном в федеральном бюджете на 2006 год.
Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, учтены в общей сумме 210,2 млрд. руб., рассчитанной с учетом индексации размеров всех выплат и 100-процентного охвата получателей ЕДВ.
Кроме того, объемы субвенций из федерального бюджета на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации учтены соответственно в суммах 1,02 и 1,3 млрд. рублей.
2.2.2. Безвозмездные поступления от негосударственных организаций
Средства пенсионных накоплений, полученные от негосударственных пенсионных фондов для последующей передачи в управляющие компании в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, учтены в сумме 39,2 млн. рублей.
3. Доходы и расходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий
Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам в сумме 103,0 млрд. руб. и по расходам в сумме 6,6 млрд. руб. согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону и в соответствии с положениями федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", бюджетным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2006 год.
В связи с тем, что накопительная составляющая бюджета Фонда формируется нарастающим итогом с 1 января 2002 года, в доходную часть бюджета не включаются средства пенсионных накоплений прошлых периодов, поступающие в Фонд от управляющих компаний (УК) для последующей передачи в другие УК, в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), выплат в соответствии с пенсионным законодательством, а также средства от реализации ценных бумаг (по первоначальной стоимости), в которые временно размещены средства пенсионных накоплений, поскольку они учтены в объеме средств пенсионных накоплений на начало планируемого периода.
В расходную часть бюджета не включены суммы средств пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление УК и суммы средств пенсионных накоплений отчетного периода, передаваемые на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, поскольку они учтены в объемах средств пенсионных накоплений на конец отчетного периода.
В доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2006 год включены:
средства пенсионных накоплений 2006 года в объеме 100,7 млрд. руб., которые сформировались за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 98,5 млрд. руб. и доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений 2006 года, в сумме 2,2 млрд. руб.;
доходы, полученные в 2006 году от временного размещения средств пенсионных накоплений 2005 года, в сумме 2,3 млрд. рублей.
Доходы, полученные в 2006 году от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений 2006 года, определены в размере 2,5% от суммы размещаемых средств, средств пенсионных накоплений 2005 года - в размере 3,0% от суммы размещаемых средств.
Кроме того, в составе доходов учтены средства в сумме 39,2 млн. руб., поступающие от НПФ для последующей передачи в УК в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, - в размере 2% от общей суммы средств, переданных Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006 года (по оценке).
Расходная часть бюджета Фонда, связанная с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, сформирована согласно следующим направлениям расходования средств.
Затраты в общей сумме 108,6 млн. руб., включая оплату расходов, связанных с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией ценных бумаг (активов), приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, для последующей передачи управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.
Расходы, связанные с временным размещением средств пенсионных накоплений, определены в размере не более 0,07% от объема размещаемых средств, связанные с реализацией ценных бумаг (активов) для последующей передачи управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, - в размере не более 0,05% от объема реализуемых ценных бумаг. Указанное процентное соотношение сложилось исходя из фактического объема расходов на указанные цели в 2002-2005 годах.
Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовых пенсий, в общей сумме 746,0 млн. руб., сформированы с учетом затрат на оплату расходов, связанных с направлением извещений застрахованным лицам, в сумме 564,6 млн. руб. (определены исходя из средней стоимости направления одного извещения 10,1 рубля с учетом роста цен и тарифов в соответствии с прогнозными индексами-дефляторами) и предельных затрат на обработку заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе из Фонда в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, и о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Фонд в сумме 181,4 млн. рублей. Указанные затраты определены исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4,72 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) и максимального количества заявлений застрахованных лиц (38,4 млн.).
В соответствии с положениями Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" о праве выбора при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений в 2006 году предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (4,8 млрд. руб., или около 2% от общей суммы средств, передаваемой в соответствии с заявлениями застрахованных лиц).
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрены в сумме 924,3 млн. руб. исходя из оценки численности умерших в 2004 году застрахованных лиц (0,25 млн. человек).
Объем средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2007 года расчетно составит 346,6 млрд. руб., то есть увеличится за 2006 год на 96,4 млрд. руб., в том числе:
233,8 млрд. руб. - средства пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК, из них передаваемые в 2006 году - 76,5 млрд. рублей;
100,2 млрд. руб. - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652 "Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации";
12,5 млрд. руб. - остаток средств пенсионных накоплений, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2007 года (средства, которые поступят в Фонд в декабре 2006 года).
4. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда
Бюджет Фонда на 2006 год сформирован с расчетным текущим дефицитом по распределительной составляющей в сумме 19,3 млрд. руб., или 1,3% от расходов распределительной составляющей бюджета, и по накопительной составляющей бюджета - с профицитом в сумме 96,4 млрд. рублей.
4.1. Источники внутреннего финансирования дефицита по распределительной составляющей бюджета
Остатки средств Фонда на начало и конец планируемого периода в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, определены:
на 1 января 2006 года - в объеме 26,4 млрд. руб., в том числе 25,16 млрд. руб. - остатки денежных средств, 1,24 млрд. руб. - средства, размещенные в ценные бумаги кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2001 года;
на 1 января 2007 года - в объеме 7,06 млрд. руб., из них 1,23 млрд. руб. - остаток средств в ценных бумагах кредитных организаций со сроками погашения 2007-2013 гг.
4.2. Изменение средств пенсионных накоплений в 2006 году
(млрд. руб.)
на 01.01.2006 |
на 01.01.2007 |
Увеличение остатков средств |
|
Сумма средств, связанных с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, всего |
250,20 | 346,60 | 96,40 |
в том числе: | |||
средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям |
161,72 | 233,84 | 72,12 |
средства, направленные на временное размещение в разрешенные виды активов |
79,24 | 100,22 | 20,98 |
остаток денежных средств | 9,24 | 12,54 | 3,30 |
5. Норматив оборотных денежных средств
В целях обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий норматив оборотных денежных средств устанавливается в размере не менее 50% объема расходов на выплату пенсий предстоящего месяца для авансового перечисления средств и может быть увеличен в отдельные месяцы финансового года в случае необходимости досрочного осуществления финансирования выплаты пенсий.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год"
Принятие проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.