Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 октября 2005 г. N КА-А40/10425-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2005 г.
Общество с ограниченной ответственностью "НТЦ-КОМЦентр" (далее - ООО "НТЦ-КОМЦентр") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Москве (далее - ИФНС N 3 по г. Москве) от 09.03.05 NN 4782 и 4783 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 6 мая 2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2005 г., постановление ИФНС N 3 по г. Москве от 09.03.05 N 4782 признано незаконным и отменено, в части признания незаконным и отмене постановление ИФНС N 3 по г. Москве от 09.03.05 N 4783, вынесенного в отношении и.о. генерального директора ООО "НТЦ-КОМЦентр" Павловой Л.И. производство по делу прекращено.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ИФНС N 3 по г. Москве подала кассационную жалобу в которой поставлен вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, арбитражными судами применены не подлежащие применению Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1036 и не применены подлежащие применению Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" (далее - Правила).
Отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от ООО "НТЦ-КОМЦентр" в суд кассационной инстанции не поступал.
В судебном заседании представитель ИФНС N 3 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам изложенным в ней.
Представитель ООО "НТЦ-КОМЦентр" с доводами жалобы не согласился ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов и просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из установленных судом фактических обстоятельств, 18.01.05 сотрудниками ИФНС N 3 по г. Москве проведена проверка кафе-бара "Красный-бар", принадлежащий ООО "НТЦ-КОМЦентр". В ходе проверки был выявлен факт нарушения требований пункта 14 Правил, выразившийся в отсутствии в меню (прейскуранте) указание на цены за 100 либо 50 грамм на вина Франции, Испании, Италии, Аргентины и др. По данному факту 22.02.05 был составлен протокол об административном правонарушении N 0009633 на основании которого постановлением от 09.03.05 по делу об административном правонарушении N 4782 ООО "НТЦ-КОМЦентр" признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и подвергнуто административному взысканию в виде административного штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составило 30 000 рублей.
Признавая незаконным и отменяя указанное выше постановление административного органа, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции исходили из недоказанности состава вменяемого административного правонарушения. По мнению судебных инстанций то обстоятельство, что часть ассортимента алкогольной продукции, реализуется ООО "НТЦ-КОМЦентр" только в объеме бутылки ввиду невозможности сохранения продукции в открытом виде, в связи с чем цена в меню указана за объем бутылки, а указание цены за 100 либо 50 грамм будет вводить потребителя в заблуждение. С учетом указанных обстоятельств арбитражные суды пришли к выводу о том, что при разрешении настоящего спора подлежал применению пункт 12 Правил оказания услуг общественного питания, а не пункт 14 Правил.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит приведенные выше выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном истолковании норм материального права.
Как следует из содержания части 3 статьи 14.16 КоАП РФ объективная сторона данного административного правонарушения выражается в нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) запрещено нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в силу статьи 3 Закона состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" организует исполнение законов и иных нормативных актов.
В связи с чем Правила, приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции и подлежали применению при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, наличие или отсутствие в действиях ООО "НТЦ-КОМЦентр" состава вменяемого ему состава административного правонарушения арбитражными судами не проверялось, также остались без надлежащего исследования вопросы о соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, следовательно арбитражными судами спор по существу не разрешен.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене по основаниям предусмотренным части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, что в суде кассационной инстанции не предусмотрено процессуальным законодательством, то в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить наличие или отсутствие в действиях ООО "НТЦ-КОМЦентр" состава вменяемого ему состава административного правонарушения, проверить соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, исследовав все необходимые доказательства, и правильно применив нормы материального и процессуального права вынести законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федераций, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 6 мая 2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2005 г. N 09АП-6916/05АК по делу N А40-14181/05-92-123 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2005 г. N КА-А40/10425-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании