О реформировании налоговых законодательств
в государствах - членах ЕврАзЭС
1. Общие положения
Новые экономические отношения государств - членов ЕврАзЭС, основанные на рыночных принципах, подразумевают реформирование налоговых законодательств.
В настоящее время структура налогообложения в странах ЕврАзЭС характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран, входящих в это Сообщество, предполагают взимание прямых налогов [налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (подоходный налог), социальные налоги и др.] и косвенных налогов (НДС, акцизы). Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов также в значительной степени идентичны.
Вместе с тем в налоговых законодательствах государств - членов ЕврАзЭС сохраняются некоторые различия, которые влияют на активность взаимовыгодных торговых отношений.
2. Направления налоговых реформ в государствах - членах ЕврАзЭС
Государства - члены ЕврАзЭС проводят в основном согласованное реформирование налоговых систем. В своих налоговых реформах страны Сообщества, как правило, придерживаются международных принципов регулирования отношений в налоговой сфере.
Общими для всех государств - членов ЕврАзЭС целями налоговой реформы являются:
- совершенствование налоговой системы с целью обеспечения устойчивого экономического роста;
- повышение эффективности применения налогов и сборов;
- совершенствование налогового администрирования;
- снижение налоговой нагрузки;
- расширение налогооблагаемой базы;
- создание равных условий для всех экономических субъектов.
Вместе с тем имеются следующие особенности реформирования налоговых систем в государствах - членах ЕврАзЭС:
Республика Беларусь - отмена сборов и отчислений во внебюджетные и целевые фонды, совершенствование налогообложения доходов физических лиц, доведение общего количества республиканских налогов до семи-восьми, поэтапное сокращение льгот по налоговым платежам;
Республика Казахстан - введение регрессивной шкалы ставок социального налога, снижение ставок НДС и индивидуального подоходного налога, налоговой нагрузки на малый бизнес, доступность налоговых кредитов организациям, наращивающим производство в приоритетных секторах экономики, усовершенствование моделей налогообложения недропользователей с целью изъятия ренты, усовершенствование амортизационной политики;
Кыргызская Республика - введение налога на недропользование с одновременной отменой отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы, упрощенной системы налога на имущество, разработка нового проекта Налогового кодекса в виде закона прямого действия;
Российская Федерация - упрощение порядка подтверждения ставки НДС в размере 0% по экспортным поставкам, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, введение водного налога, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения ставки единого социального налога;
Республика Таджикистан - совершенствование действующего налогового законодательства, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и инвестиций, на прирост доходов и прибыли.
В настоящее время во всех государствах - членах ЕврАзЭС проходит завершающий этап налоговой реформы, которая направлена на совершенствование налогового законодательства и систем администрирования налогов.
3. Изменения, внесенные в налоговые законодательства
государств - членов ЕврАзЭС
Изменения, внесенные в налоговые законодательства государств - членов ЕврАзЭС, носящие сугубо индивидуальный характер для каждой страны, можно распределить по следующим группам.
3.1. Изменения, внесенные в общие части Налоговых кодексов
В общие части Налоговых кодексов государств - членов ЕврАзЭС внесены следующие изменения:
Республика Беларусь - Закон "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год" предоставил местным Советам депутатов права по введению местных налогов и сборов. Изменены названия некоторых налогов и сборов, а также по многим налогам произошло сокращение списка налогоплательщиков, но при этом расширена налоговая база. В бюджетное законодательство введены дополнения, связанные с разграничениями полномочий между уровнями бюджетной системы и порядком распределения налоговых доходов и расходов. Дополнены также положения о налоговом контроле (о постах, контрольных закупках);
Республика Таджикистан - в общую часть Налогового кодекса введены новые статьи, дающие определения тех или иных понятий, связанных с налогообложением [налогоплательщики, объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, срок уплаты налога, налоговые льготы], то есть определены элементы налогообложения. Появились отдельные статьи, посвященные правам и обязанностям налогоплательщиков, вопросам учета налогоплательщиков. Значительно расширены и конкретизированы статьи, посвященные правам и обязанностям налоговых органов. Отдельная глава Налогового кодекса посвящена налоговым проверкам и другим формам контроля;
Республика Казахстан - уточнены полномочия местных исполнительных органов по сбору налогов на имущество, транспортные средства, земельного налога, уплачиваемых физическими лицами.
Следует отметить отдельно дополнения, внесенные в налоговые законодательства государств - членов ЕврАзЭС, касающиеся уточнения порядка уплаты налогов и возврата излишне уплаченных сумм налога. Статьи "Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога" Налоговых кодексов Республики Казахстан и Республики Таджикистан значительно расширены и в целом направлены на защиту интересов налогоплательщиков, имеющих переплату. В Налоговом кодексе Республики Беларусь ограничен тремя годами срок подачи плательщиком заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени со дня ее уплаты.
3.2. Изменения, внесенные в специальные части Налоговых кодексов
В специальные части Налоговых кодексов государств - членов ЕврАзЭС внесены следующие изменения:
НДС:
Республика Беларусь - с 1 января 2005 года в торговле с Российской Федерацией применяется международный порядок налогообложения по принципу "страна назначения";
Республика Казахстан - скорректированы категории плательщиков, подпадающие под обложение НДС, обороты и импорт, освобожденные от обложения НДС. При экспорте лома цветных и черных металлов ранее уплаченные экспортерам суммы НДС принимаются к возмещению;
Кыргызская Республика - поставка учебников, хрестоматий, научных, литературно-художественных книг, журналов, изданий для детей на государственном языке является поставкой, освобожденной от обложения НДС, и т.д. Установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении поставки семян, племенного скота и птицы семеноводческими и племенными хозяйствами. Услуги по переработке товаров, ввезенных на таможенную территорию Кыргызской Республики и помещенных под таможенные режимы "Переработка товаров на таможенной территории" и "Переработка товаров под таможенным контролем", являются поставкой, облагаемой по ставке НДС в размере 0%;
Российская Федерация - небольшое снижение ставки НДС полностью нивелируется повышением ставок других налогов, затрагивающих сферу производства и предпринимательства. Для экспорта газа и нефти ставка НДС установлена в размере 0%, что свидетельствует о сырьевой направленности получения доходов в бюджет. На торговлю с Республикой Беларусь распространен общий порядок налогообложения по принципу "страна назначения", а с 2005 года при экспорте нефти и газа в страны СНГ применяется ставка НДС в размере 0%;
Республика Таджикистан - увеличен порог регистрации НДС, что способствует развитию малого и среднего бизнеса.
Для всех налоговых законодательств государств - членов ЕврАзЭС характерно расширение перечня операций, освобождаемых от уплаты налога;
акцизы:
Республика Казахстан - из перечня подакцизных товаров исключены икра осетровой и лососевой рыбы и огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти). Исключена из перечня алкогольной продукции спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в качестве лекарственного средства в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
Российская Федерация - снижены акцизы в сфере добычи ресурсов, проиндексированы ставки налога на добычу нефти и природного газа;
Республика Таджикистан - введены акцизы на изделия из золота, платины и серебра.
В других государствах - членах ЕврАзЭС изменения налоговых законодательств в этой части незначительны и в основном касаются индексации ставок акцизов;
налог на доходы физических лиц (подоходный налог):
Республика Беларусь - не облагаются подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами в виде процентов по облигациям открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" (в том числе при их погашении), номинированным в белорусских рублях и иностранной валюте и размещенным этим обществом путем открытой продажи;
Российская Федерация - освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц призы, полученные спортсменами-инвалидами, а с 2005 года - суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также материальная помощь, оказываемая инвалидам этими организациями;
Республика Таджикистан - предложена единая ставка подоходного налога в размере 10% вместо действующей трехступенчатой шкалы: 10, 15 и 20%. Расширена статья Налогового кодекса, касающаяся льгот по подоходному налогу;
налог на прибыль:
Республика Беларусь - уточнен порядок включения в затраты амортизационных отчислений, безвозмездной передачи имущества;
Республика Таджикистан - амортизационные отчисления по основным средствам, не используемым в экономической деятельности (используемым в неэкономической деятельности), не подлежат вычету. Ставка налога на прибыль снижена с 30 до 25%;
Российская Федерация - при исчислении налога на прибыль организациям-инвесторам разрешено начислять амортизацию на имущество, используемое в коммунальной сфере, до истечения действия инвестиционного соглашения. Существенные изменения в главу 25 НК РФ внесены Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которые улучшили инвестиционный климат в Российской Федерации;
Республика Казахстан - для стимулирования обновления основных фондов и создания благоприятного инвестиционного климата сохранены действующие инвестиционные налоговые преференции, а также для вновь созданных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств, предусмотрено полное освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущество и земельного налога сроком до пяти лет;
налогообложение малого и среднего бизнеса:
Республика Беларусь - по некоторым налогам и целевым сборам сужен круг плательщиков за счет освобождения от налогообложения организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
Республика Казахстан - уделено большое внимание инвестиционным налоговым преференциям (полное освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущество и земельного налога сроком до 10 лет), введен особый режим обложения корпоративным подоходным налогом организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью;
Кыргызская Республика - отменено удержание подоходного налога с доходов физических лиц в виде процентов;
Российская Федерация - перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, дополнен деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
земельный налог:
Республика Беларусь - Закон "О платежах за землю" дополнен льготой, предусматривающей освобождение от уплаты земельного налога и налога на недвижимость физических лиц, проживающих и работающих в сельской местности;
Кыргызская Республика - введен единовременный фиксированный зачет для сельскохозяйственных товаропроизводителей при уплате в бюджет НДС на период до 1 мая 2004 года;
Российская Федерация - в Налоговый кодекс введена новая глава "Земельный налог", которая заменит Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю";
Республика Таджикистан - упрощен расчет земельного налога и увеличены некоторые его ставки;
налогообложение социальной сферы:
Кыргызская Республика - освобождены от обложения НДС ритуальные услуги и поставки учебных пособий и школьных принадлежностей, научных изданий на государственном языке;
Российская Федерация - изменены условия и правила получения имущественных налоговых вычетов при приобретении и продаже недвижимого и другого имущества, увеличены вычеты на ребенка в семье в расчете на месяц;
Республика Таджикистан - отменен налог на содержание общественного транспорта.
Справочно:
Уровень ставок основных налогов в государствах - членах ЕврАзЭС различен.
Самая низкая ставка налога на прибыль в Кыргызской Республике - 20%, самая высокая - в Республике Казахстан - 30% (в Республике Таджикистан - 25%, в Республике Беларусь и Российской Федерации - 24%).
Ставка подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации - 13% - является самой низкой; в других странах Сообщества дифференцированная ставка подоходного налога с физических лиц находится в пределах от 5-9 до 30-40%. В Кыргызской Республике установлены две ставки подоходного налога с физических лиц - 10 и 20%.
Самая низкая ставка НДС в Республике Казахстан - 15%, в Республике Беларусь и Российской Федерации - 18%, в остальных странах основная ставка - 20%.
В странах Сообщества действуют разные ставки социального налога.
Самая низкая ставка социального налога в Республике Казахстан - регрессивная шкала с 20 до 7%, самая высокая - в Российской Федерации - 26%.
Вместе с тем полной унификации ставок основных налогов в странах Сообщества не предполагается, и размер ставки зависит от уровня развития экономик государств - членов ЕврАзЭС.
Наименьший уровень налоговой нагрузки в процентах к ВВП в Республике Таджикистан и Кыргызской Республике (около 14 % ВВП), наибольший - в Республике Беларусь (31,2% ВВП).
Для сравнения: в странах ЕС уровень налоговой нагрузки находится в пределах 30-50 % и зависит от методики ее расчета и от уровня доходов и стабильности работы предприятий.
4. Выводы
Общим для всех государств - членов ЕврАзЭС является стремление к оптимизации государственного налогового администрирования с целью повышения собираемости налогов без кардинального пересмотра существующих налоговых ставок.
Многие изменения рассчитаны на сближение налоговых систем стран Сообщества. Общая тенденция - сокращение льгот и расширение налоговой базы по налогу на прибыль, усиление поддержки малого предпринимательства.
Н.Т. Мамбеталиев,
советник Секретариата ЕврАзЭС, к.т.н.
А.Н. Мамбеталиева,
ВГНА
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1