Особенности требований налоговых органов для применения вычетов по НДС
В статье рассматриваются проблемные моменты применения вычетов по НДС с учетом сложившейся арбитражной практики.
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшить сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов.
Сумму "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) можно предъявить к вычету если выполняются следующие условия:
1) приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
2) сумма НДС фактически уплачена поставщику товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ);
3) товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
4) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В каких случаях "входной" НДС нельзя предъявить к вычету?
Если приобретенные товары (работы, услуги) не предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, то суммы НДС, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.
В соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы "входного" НДС нельзя предъявить к вычету, а следует включать в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), когда:
1. Товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) (передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд), не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения).
2. Товары (работы, услуги) приобретены для использования при осуществлении операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
3. Товары (работы, услуги) приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
4. Товары (работы, услуги) приобретены лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, либо лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Особенности требований налоговых органов для применения вычетов по НДС.
Как показывает арбитражная практика, налоговые органы зачастую предъявляют к налогоплательщикам ряд дополнительных требований, необходимых для вычета "входного" НДС.
Особенности требований налоговых органов для применения вычетов по НДС.
Как показывает арбитражная практика, налоговые органы зачастую предъявляют к налогоплательщикам ряд требований, которые прямо не вытекают из содержания ст. 171, 172 НК РФ, а вытекают из иных нормативных актов.
Наиболее часто налоговики предъявляют следующие требования:
1. Требования к выделению НДС в первичных документах.
2. Требования к существованию поставщиков.
Требования к выделению НДС в первичных документах.
В соответствии со ст. 171 НК РФ к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму начисленного НДС, относятся суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения по НДС.
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
Статья 169 НК РФ устанавливает, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм НДС к вычету.
Таким образом, вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы НДС за приобретенные товары (работы, услуги) может быть произведен налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, соответствующего установленным требованиям к его оформлению и предъявлению, при условии фактической уплаты суммы налога поставщику и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
При этом оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными поручениями, в которых сумма НДС не выделена отдельной строкой, не может быть основанием для отказа в вычете по НДС, поскольку положениями ст. 172 НК РФ не предусмотрено, каким именно документом должен быть подтвержден факт оплаты товаров (работ, услуг). Следовательно, это может быть любой документ, на основании которого можно сделать вывод об оплате товаров (работ, услуг), в том числе НДС, включая платежное поручение, независимо от того, выделена в нем сумма НДС отдельной строкой или нет.
Налоговые органы руководствуются п. 36.1 Методических рекомендаций по применению гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденные приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в котором указано, что право на применение налогового вычета по НДС возможно лишь в случае, если сумма НДС выделена отдельной строкой во всех первичных документах. Но это внутренний документ налоговиков. Его нормы не подлежат обязательному исполнению налогоплательщиками.
Однако арбитражная практика в этом вопросе склоняется к позиции налогоплательщика: суды признают, что отсутствие в платежных документах суммы НДС, выделенной отдельной строкой, не препятствует вычету.
Ситуация N 1.
Нормы главы 21 НК РФ не содержат указания на то, что не выделение налогоплательщиком в расчетных документах суммы налога на добавленную стоимость отдельной строкой лишает его права на применение налоговых вычетов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.03 по делу N А56-17326/02).
Суть дела.
В ходе проведения выездной налоговый орган установил неправомерность применения вычета по НДС, на основании того, что в платежных поручениях отсутствует указание на то, что цена товара включает НДС. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Позиция налогового органа.
Налогоплательщик в нарушение ст. 168 и 172 НК РФ неправомерно принял к вычету суммы НДС, так как представленные платежные поручения не подтверждают факт уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов. В представленных платежных поручениях содержались указания "НДС не облагается", "без НДС" или отсутствовали записи "с НДС", "НДС в том числе". При этом в счетах-фактурах, предъявленных налогоплательщиком, налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой.
Позиция налогоплательщика.
Налогоплательщик с выводами налогового органа не согласен.
Позиция суда.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как следует из содержания п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Судебными инстанциями установлена и материалами дела подтверждается уплата налогоплательщиком налога на добавленную стоимость по спорным платежным поручениям, поскольку стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленная заявителю на основании счетов-фактур, совпадает с фактически уплаченными суммами по расчетным документам.
Ошибка, допущенная в оформлении платежных поручений, не может лишить налогоплательщика права на применение налоговых вычетов при доказанности фактической уплаты им сумм налога на добавленную стоимость продавцам товаров (работ, услуг).
Нормы главы 21 НК РФ не содержат указания на то, что невыделение налогоплательщиком в расчетных документах суммы налога на добавленную стоимость отдельной строкой лишает его права на применение налоговых вычетов.
Ситуация N 2.
Оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежным требованием, в котором сумма НДС не выделена отдельной строкой, не может являться основанием для неприменения вычета по НДС. Однако счет-фактура должен быть составлен корректно, а сумма, перечисленная по платежному поручению, соответствовать стоимости товаров с учетом НДС (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.09.03 по делу N А33-1446/03-С3-Ф02-3158/03-С1).
Суть дела.
В ходе камеральной проверки представленной налогоплательщиком информации по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган установил неправомерное применение налоговых вычетов в связи с тем, что оплата товаров (работ, услуг) поставщикам произведена платежными поручениями, в которых сумма налога не выделена отдельной строкой, и в некоторых счетах-фактурах не указан либо неправильно указан ИНН покупателя.
Позиция налогоплательщика.
Вычет по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) заявлен правомерно, поскольку требования, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, соблюдены.
Позиция налогового органа.
В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах сумма НДС должна выделяться отдельной строкой. Налогоплательщик в подтверждение вычетов по налогу на добавленную стоимость представил платежные поручения, в которых налог на добавленную стоимость не выделен отдельной суммой, а также счета-фактуры, в которых идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный фирме, не указан либо указан неправильно.
Позиция суда.
Решением суда позиция налогоплательщика признана правомерной. Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции сделал следующие выводы.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
Из статьи 169 НК РФ следует, что счета-фактуры, не соответствующие установленным требованиям к их оформлению и предъявлению, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Следовательно, вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы налога за приобретенные товары (работы, услуги) может быть произведен налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, соответствующего установленным требованиям к его оформлению и предъявлению, при условии фактической уплаты суммы налога поставщику и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
Из материалов налоговой проверки следует, что фирмой по ряду счетов-фактур оплата поставщикам товаров (работ, услуг) была произведена платежными поручениями, в которых сумма налога не была выделена отдельной строкой.
Пункт 4 ст. 168 НК РФ предусматривает, что в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога должна выделяться отдельной строкой.
Однако оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными поручениями, не соответствующими указанному требованию, не является безусловным основанием для неприменения вычета по налогу на добавленную стоимость.
Арбитражный суд установил, что данными платежными поручениями фирмой произведена оплата товаров по счетам-фактурам, соответствующим установленным требованиям к их предъявлению и оформлению, перечисленная сумма денежных средств соответствует стоимости товаров с учетом налога на добавленную стоимость, указанной в этих счетах-фактурах.
Арбитражный суд указал, что налоговый орган в нарушение положений ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки, выявив факты несоответствия счетов-фактур требованиям подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в связи с отсутствием в них ИНН покупателя либо его неправильным указанием, не сообщила об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
После получения решения налогового органа фирмой были предприняты действия, необходимые для приведения счетов-фактур в соответствии с требованиями к их предъявлению и оформлению, и исправленные поставщиками счета-фактуры были получены налогоплательщиком и предъявлены при рассмотрении дела в арбитражном суде.
Положения п. 2 ст. 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).
Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, также не содержат запрета на исправление поставщиком дефектов счетов-фактур.
Ситуация N 3.
Довод налогового органа о неправомерном в силу пункта 4 статьи 168 НК РФ включении в налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных предпринимателем согласно платежным документам без выделения этих сумм налога, но в соответствии с выставленными ему счетами-фактурами, несостоятелен (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.04 по делу N А52/3283/03/2).
Суть дела.
В ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС налоговый орган посчитал, что индивидуальный предприниматель неправомерно предъявил к вычету суммы НДС.
Позиция налогового органа.
Индивидуальный предприниматель неправомерно применил налоговые вычеты без документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога, чем нарушил требования п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, и по счетам-фактурам, оформленным с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ и платежных документов, в которых сумма НДС при оплате выставленных предпринимателю счетов-фактур не выделена отдельной строкой.
Позиция налогоплательщика.
Налогоплательщик с выводами налогового органа не согласен.
Позиция суда.
Несостоятелен довод налогового органа о неправомерном в силу п. 4 ст. 168 НК РФ включении в налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных предпринимателем согласно платежным документам без выделения этих сумм налога, но в соответствии с выставленными ему счетами-фактурами, в которых суммы НДС выделены отдельной строкой, так как Инспекция не оспаривает факт уплаты предпринимателем сумм НДС в составе общего платежа, а названной нормой не предусмотрена возможность отказа в возмещении суммы НДС, которая фактически уплачена в соответствии с выставленным продавцом счетом-фактурой. Кроме того, предприниматель представил в налоговый орган вместе с разногласиями по результатам проверки все платежные документы, оформленные в соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что доводы налогового органа о нарушении предпринимателем п. 5 ст. 169 и п. 4 ст. 168 НК РФ носят формальный характер.
Таким образом, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности неправомерно.
Выводы.
Анализ арбитражной практики показывает, что в подавляющем числе случаев оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными поручениями, в которых сумма НДС не выделена отдельной строкой, не может быть основанием для отказа в вычете по НДС, поскольку положениями ст. 172 НК РФ не предусмотрено, каким именно документом должен быть подтвержден факт оплаты товаров (работ, услуг). Следовательно, это может быть любой документ, на основании которого можно сделать вывод об оплате товаров (работ, услуг), в том числе НДС, включая платежное поручение, независимо от того, выделена в нем сумма НДС отдельной строкой или нет.
Позиция налоговых органов, состоящая в том, что право на применение налогового вычета по НДС возможно лишь в случае, если сумма НДС выделена отдельной строкой во всех первичных документах, не находит поддержки в арбитражных судах.
Требования к существованию поставщиков.
Налоговые органы весьма часто отказывают в вычете "входного" НДС, если не обнаруживают контрагента налогоплательщика.
Такой отказ, как правило, основывается на том, что поставщики не зарегистрированы на территории соответствующего налогового органа, не отчитываются по месту регистрации, следовательно, отсутствуют доказательства уплаты поставщиками НДС от реализации данных товаров в бюджет, что не может служить основанием для начисления НДС на сумму налоговых вычетов, поскольку право налогоплательщика на получение таких вычетов в соответствии с НК РФ не связано с действиями поставщиков.
Посмотрим, как решают такие ситуации арбитражные суды.
Ситуация N 4.
Отсутствие информации о контрагенте налогоплательщика не может служить основанием для отказа в вычете соответствующих сумм НДС (постановление ФАС Центрального округа от 15.10.02 по делу N А48-1545/02-8к).
Суть дела.
Налогоплательщик поставил на экспорт иностранному партнеру товарно-материальные ценности и обратился в налоговый орган с заявлением о применении налоговой ставки 0% по НДС при реализации товаров на экспорт и возмещении из федерального бюджета соответствующих сумм налога. Налоговый орган отказал в возмещении части НДС.
Позиция налогового органа.
Налогоплательщик не доказал факт уплаты НДС российскими поставщиками товаров, реализуемых в режиме экспорта.
Позиция налогоплательщика.
Налогоплательщик настаивает на удовлетворении требований о возмещении НДС в полном объеме, полагая, что не должен подтверждать факт уплаты НДС российскими поставщиками.
Позиция суда.
Подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Налоговой инспекцией не оспаривается, что все требования о представлении документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ, налогоплательщиком выполнены, реализация продукции в режиме экспорта осуществлена, выручка по контракту поступила. Однако, ссылаясь на отсутствие сведений о нахождении контрагента, а также ряд других обстоятельств, налоговый орган отказался возместить НДС.
Приобретение налогоплательщиком товарно-материальных ценностей на территории Российской Федерации у поставщика, сведений о котором налоговому органу обнаружить не удалось, не может расцениваться как злоупотребление правом, поскольку истец действовал как добросовестный приобретатель.
Ситуация N 5.
Поскольку несуществующее юридическое лицо не обладает правоспособностью и не подпадает под понятие, определенное в ст. 48, 49 ГК РФ, оно не может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (постановление ФАС Уральского округа от 03.06.02 по делу N Ф09-1083/02-АК).
Суть дела.
В ходе проведения выездной налоговой проверки, выявлено необоснованное принятие налогоплательщиком "к вычету" налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям.
Позиция налогового органа.
Предъявленные налогоплательщиком счета-фактуры не отвечают требованиям, предусмотренным п. 5 ст. 169 НК РФ, так как поставщик налогоплательщика не значится в базе данных налогоплательщиков ввиду отсутствия такого предприятия.
Позиция налогоплательщика.
Вычет по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) заявлен правомерно, поскольку требования, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, соблюдены.
Позиция суда.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и уплаченные им.
При этом в силу п. 1 ст. 169, ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налогов.
По данным налогового органа указанный в счетах-фактурах поставщик не значится в базе данных налогоплательщиков ввиду отсутствия такого предприятия.
Поскольку несуществующее юридическое лицо не обладает правоспособностью и не подпадает под понятие, определенное в ст. 48, 49 ГК РФ, оно не может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.
При таких обстоятельствах действия налогоплательщика и указанного поставщика не могут быть признаны сделками (ст. 153 ГК РФ), а уплаченный налог на добавленную стоимость возмещению не подлежит.
Ситуация N 6.
Счета-фактуры, выставленные несуществующими организациями, не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним ст. 169 НК РФ, и не могут служить основанием для произведения налоговых вычетов в порядке ст. 171-172 НК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 14.04.03 по делу N Ф09-994/03-АК).
Суть дела.
Спор между налоговым органом и налогоплательщиком возник по поводу правомерности предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость по договорам на оказание транспортных услуг.
Позиция налогового органа.
У налогоплательщика отсутствуют правовые основания для отнесения к вычетам суммы налога на добавленную стоимость, так как контрагенты налогоплательщика как субъекты предпринимательской деятельности не были зарегистрированы в установленном порядке.
Позиция налогоплательщика.
При наличии надлежащим образом оформленных документов в подтверждение права на налоговый вычет доначисление налоговым органом НДС произведено неправомерно.
Позиция суда.
В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами налогообложения, перепродажи.
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Из материалов дела видно, что контрагенты налогоплательщика на момент подписания договоров перевозки как субъекты предпринимательской деятельности не были зарегистрированы в установленном порядке.
Учитывая, что в силу ст. 48, 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособность юридического лица, их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в соответствии со ст. 153 ГК РФ. Счета-фактуры, выставленные несуществующими организациями, не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним ст. 169 НК РФ, и не могут служить основанием для произведения налоговых вычетов в порядке ст. 171, 172 НК РФ.
Ситуация N 7.
В представленном налогоплательщиком для возмещения НДС счете-фактуре содержатся недостоверные сведения о контрагенте. Такой документ обоснованием права на возмещение являться не может (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.03 по делу N А82-52/02-А/2). Суть дела.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку налогоплательщика по вопросу возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость и обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации на экспорт товаров. В ходе проверки установлено, что один из поставщиков товаров по адресу, указанному в счете-фактуре не зарегистрирован, а указанного ИНН - не существует.
Позиция налогового органа.
Требования налогоплательщика о возмещении НДС неправомерны. В возмещении соответствующих сумм НДС налогоплательщику отказано.
Позиция налогоплательщика.
Законодательство о налогах и сборах не ставит право на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в зависимость от достоверности сведений, указанных поставщиком в товаросопроводительных документах.
Позиция суда.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ налоговые вычеты в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым налогообложение производится по налоговой ставке 0%, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Как следует из ст. 169 НК РФ, основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура. При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпункт 2 п. 5 ст. 169 Кодекса предусматривает обязательное указание в счете-фактуре наименования, адреса и идентификационных номеров налогоплательщика и покупателя.
Как усматривается из представленных документов, налогоплательщик не подтвердил факта приобретения товарно-материальных ценностей у контрагента. Встречные налоговые проверки не подтвердили факта нахождения контрагента по адресу, указанному в счете-фактуре.
В представленном налогоплательщиком для возмещения НДС счете-фактуре содержатся недостоверные сведения о контрагенте. Такой документ обоснованием права на возмещение являться не может.
Выводы.
В арбитражной практике не сложилось единого подхода к решению этих вопросов: одни суды руководствуются принципом "покупатель за продавца не отвечает" и поддерживают налогоплательщиков в праве вычитать "спорный" НДС, в то же время подавляющие число арбитражных судов считает, что сделки с несуществующими юридическими лицами не являются сделками в юридическом смысле и, таким образом, лишают налогоплательщика на вычет "входного" НДС.
Совсем не утешительные для налогоплательщика выводы закреплены в "Информации об основных подходах по рассмотрению Федеральным арбитражным судом Уральского округа споров, связанных с применением положений главы 21 Налогового кодекса (Налог на добавленную стоимость)" от 19.09.03, а именно:
У налогоплательщика отсутствуют основания для вычетов НДС, если он совершает сделки по приобретению товаров с предприятиями, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц, поскольку такие предприятия не обладают гражданской правоспособностью.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им поставщикам товаров (работ, услуг).
Поставщики товара (организации) должны иметь статус юридического лица. Понятие и правоспособность юридического лица определены в ст. 48 и 49 ГК РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность юридического лица только с момента государственной регистрации в этом качестве.
Таким образом, сделки по приобретению товаров совершены обществом с предприятиями, которые не имеют государственной регистрации, т.е. не обладают правоспособностью, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле ст. 153 ГК РФ.
Если налогоплательщик совершает сделки с предприятиями, не имеющими правоспособности поставщика, у него отсутствуют основания для отнесения сумм НДС, уплаченных таким поставщикам к вычету".
Таким образом, сложившаяся практика налоговых проверок, а также арбитражная практика показывают, что налогоплательщикам необходимо проверять "надежность" и юридическую правоспособность своих контрагентов.
Ю.М. Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности требований налоговых органов для применения вычетов по НДС
Автор
Ю.М. Лермонтов - советник налоговой службы II ранга
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2005, N 5