Налогоплательщик как родной
В экономически развитых странах налоговики удивляются, когда их спрашивают о налогоплательщиках: "У нас нет налогоплательщиков, у нас есть клиенты".
Клиентские отношения строятся по принципам сервиса: за ваши деньги - максимум нашего расположения.
В России же принципы отношений к тем, кто своим трудом формирует бюджет, больше напоминают китайский подход: приговоренный должен оплатить еще и пулю.
Поэтому, например, в налоговых инспекциях выстраиваются длинные многочасовые очереди желающих правильно и в срок сдать налоговую декларацию, заплатить налоги. Попытки точно исполнить закон порой воспринимаются в инспекциях как назойливость. Неделями приходится дожидаться сверок платежей налогоплательщикам, стремящимся удостовериться в полноте уплаты налогов.
Похоже, что налоговые органы сделали попытку изменить ситуацию. Еще в сентябре прошлого года на заседании Правительства РФ, посвященном проблемам налогового администрирования, была поставлена задача наладить "сервис" в налоговых инспекциях. И вот, 2 сентября сего года ФНС России утвердила Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков*(1), а 9 сентября - Регламент работы с налогоплательщиками*(2).
Принятие этих документов - важный шаг в верном направлении. Впервые признано, что налогоплательщики должны бюджету, а не инспекции. Налоговые органы же обязаны помогать и способствовать тому, чтобы компании и граждане правильно платили налоги, не особо отвлекаясь от своего бизнеса, который единственный и является основой благополучия каждого и страны в целом.
Однако остаются сомнения, что министерские приказы способны сами по себе изменить отношение инспекторов к налогоплательщикам, что теперь бизнесмена будут встречать в инспекции как кормильца страны, а не подозрительного оборотистого рвача.
Стандарт и Регламент - внутриведомственные документы. Налогоплательщик в лучшем случае сможет жаловаться "начальству" на несоблюдение предусмотренных в них правил. Он был и остается в роли просителя, не наделенного правом потребовать к себе уважения и привлечь к ответственности за отступление от стандартов обслуживания.
Поэтому принятие Стандарта и Регламента ни в коей мере не снимает с повестки вопрос о совершенствовании законодательства о налоговом администрировании, составной частью которого должны быть нормы, гарантирующие соблюдение служащими налоговых инспекций прав и интересов налогоплательщиков и устанавливающие реальную материальную ответственность для налоговых органов, а административную и уголовную - для инспекторов, допускающих незаконное изъятие частной собственности под видом необоснованно и незаконно начисленных налогов.
Что же касается принятых документов, то они если и не помогут, то, во всяком случае, не помешают. А будет ли от них толк - зависит от политических установок руководства ФНС России.
Пожелаем ему упорства и последовательности в деле установления цивилизованных партнерских отношений с бизнесом.
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
"Налоговед", N 11, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: приказ ФНС России от 02.09.2005 N САЭ-3-25/422.
*(2) См.: приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговед"
Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.
Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.
Телефоны редакции: (495) 267-82-06.
e-mail: info@nalogoved.ru
Подписка через почтовые отделения:
Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297
Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495
Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914