В законе типографские бланки
Проблема применения, учета и изготовления бланков строгой отчетности не перестает быть актуальной. Не успели стихнуть споры о правомерности использования старых форм, как возникла новая тема для полемики. Она касается способа изготовления бланков.
С чего все началось?
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут производить денежные расчеты без кассового аппарата при условии, что они используют бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). К ним относятся: квитанции, билеты, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для расчетов за услуги с населением.
Устанавливая такое право, законодатели определили, что использовать бланки строгой отчетности (БСО) фирмы должны согласно порядку, разработанному правительством. Однако правительство с подготовкой такого документа не спешило. В итоге компании столкнулись с проблемой отсутствия нормативного документа, который бы стал руководством по применению БСО. Некоторые разъяснения по возникающим вопросам давали финансовое ведомство и арбитражные суды. Но их старания не избавили многие организации от споров с налоговыми. Так, инспекторы зачастую штрафовали организации за применение старых форм бланков, несмотря на то что новые образцы еще не разработаны. Неправомерность таких действий организациям приходилось доказывать в суде (например, постановление ФАС Центрального округа от 24 августа 2005 г. по делу N А54-1521/2005-С2).
Долгожданный документ
Ситуация несколько изменилась с выходом постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171, которое утвердило Положение по денежным расчетам без ККТ (далее - Положение). Этот документ определил порядок утверждения форм БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения.
Также данный документ поставил точку в споре о применении бланков старого образца. Организации могут их использовать при расчетах с клиентами до 1 января 2007 года. После этой даты всем фирмам нужно будет перейти на новые бланки.
Следует отметить, что сейчас по-прежнему БСО утверждает Минфин (п. 3 Положения). Однако делать это финансовое ведомство будет только при обращении заинтересованных структур государственной власти, Центрального банка и организаций, которые объединяют предпринимателей, работающих в сфере услуг. То есть все те, кому понадобились БСО, обязаны обратиться в Минфин. Но прежде должны сами разработать форму бланка, не забывая об обязательных реквизитах, указанных в пунктах 5, 6 Положения. В частности это:
- гриф утверждения;
- наименование, шестизначный номер и серия;
- код бланка по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации);
- наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк;
- ИНН;
- вид услуг;
- единица измерения, стоимость услуги в денежном выражении;
- дата осуществления расчета;
- наименование должности, ФИО лица, ответственного за совершение операции, место подписи и печати организации и т.д.
Необходимо сказать, что бланки утверждаются на определенный срок, и для его продления нужно будет снова обращаться в Минфин (п. 12 Положения).
Способ приготовления
Как ни старались авторы Положения ответить на все вопросы, касающиеся использования бланков, однако один все-таки остался. А именно - как должны быть изготовлены бланки строгой отчетности: типографским или "кустарным" способом?
Этот вопрос на протяжении значительного времени вызывал массу споров. Инспекторы придерживались однозначной позиции в этом вопросе. По их мнению, если фирма не заказывает бланки в типографии, она обязана применять ККМ (письмо УМНС по г. Москве от 20 марта 2002 г. N 29-08/1/12423). В свою очередь специалисты Минфина говорили, что ни один нормативный документ не обязывает организацию применять только типографские бланки. Поэтому многие считали, что их можно изготовить самостоятельно при соблюдении нумерации.
Затем позиция Минфина изменилась (письма Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 16-00-24/61, от 5 августа 2003 г. N 16-00-12/29). В них стали прослеживаться настойчивые рекомендации по проставлению на бланках серии, номера, ИНН, а также выходных сведений типографий. В письме от 27 сентября 2005 г. N 03-01-20/5-193 финансовое ведомство еще раз обнародовало свою позицию по данному вопросу. Фирмы, которые применяют бланки строгой отчетности (БСО), должны их изготавливать только одним способом - типографским. Это объясняется тем, что на бланке в обязательном порядке должны быть все необходимые реквизиты. Налоговая служба поддержала это требование и обязала УФНС России по субъектам Российской Федерации принять его к исполнению (письмо ФНС России от 20 октября 2005 г. N ШТ-6-06/889@).
Правила заполнения
За выдачу неверно заполненного документа инспекторы могут наказать фирму как за неприменение ККТ. Правда, если организация обратится в суд, то арбитры могут встать на ее сторону (например, постановление ФАС Уральского округа от 18 мая 2005 г. по делу N Ф09-1347/05-С6). Также при оформлении БСО не допускаются исправления и подчистки. Для наглядности в статье приведен образец заполнения документа, который часто используется в сфере бытовых услуг, "Наряда-заказа".
Как отразить в учете
Рассмотрим учет бланков строгой отчетности.
Пример
Фирма "Делайдверь" занимается установкой металлических дверей. В декабре 2005 года она заказала в типографии 5000 бланков. Стоимость одного бланка - 1,18 руб. (в том числе НДС - 0,18 руб.). Всего фирма заплатила за заказ 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). В том же месяце было израсходовано 200 бланков. Учет наличия и движения БСО ведется на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 руб. за бланк.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
Дебет 006
- 5000 руб. - оприходованы полученные из типографии бланки;
- 5000 руб. - (5900 - 900) - отражены расходы по приобретению бланков;
- 900 руб. - учтен НДС;
- 5900 руб. - оплачены услуги типографии;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 900 руб. - принят НДС к вычету;
Кредит 006
- 200 руб. - списаны использованные бланки.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Утверждено письмом Минфина России |
| от 20.04.95 г. N 16-00-30-33 |
| ООО "Делайдверь" |
| |
| ИНН 7720349958 |
| ----------- |
| КПП 772001001 |
| ---------- /--------------------------------------| |
| Наряд - Заказ N 916401 | Форма БО-1 | 0790002 | |
| Серия АБ |------------------------+-------------| |
| | Подразделение | | |
| Заказчик Гаврилюк И.И. |------------------------+-------------| |
| -------------------------------------- | Код услуги | 013433 | |
| Улица Суворова |------------------------+-------------| |
| -------------------------------------- | Дата приема | 12.12.05 | |
| Дом 95 Корп. 2 Кв. 195 |------------------------+-------------| |
| -------- ----- ---------------- | Дата выполнения (план.)| 16.12.05 | |
| Подъезд 1 Код Этаж 5 |------------------------+-------------| |
| ------ ---- ---------------- | Дата выполнения (факт.)| 16.12.05 | |
| Телефон 104-85-65 |------------------------+-------------| |
| --------------------------------------- | N абонемента (гарант.) | 233В | |
| Описание заказа и дефектов |------------------------+-------------| |
| ---------------------- | Форма расчета | нал. расч. | |
| ремонт и обслуживание металлической двери |------------------------+-------------| |
| ------------------------------------------------ | Диспетчер (таб. N) | Попова | |
| Наряд выдан Петров А.В. |------------------------+-------------| |
| ----------------------------------- | Оценка (руб.) | 7200 руб. | |
| (фамилия исполнителя) \--------------------------------------/ |
| 15 |
| ------------------------------------------------ |
| (таб. N) |
| |
| "..." |
| |
| Семь тысяч двести рублей 00 копеек |
|------------------------------------------------------------------------------------------------- |
| получено при выдаче заказа (сумма прописью) (приемщик) |
| |
| Заказ и замененные дефектные детали (остатки материалов) получил. Изделие проверено в моем|
| присутствии "16" декабря 2005 г. |
| |
| Гаврилюк |
| ----------------- |
| (заказчик) |
| Тип. Пофарм з.443 т.5000 17.08.2005. |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
О. Харламова,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.