Дополнительные основания прекращения трудового договора,
предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами
При оформлении увольнения работника большое значение имеет правильное определение основания прекращения трудового договора, что позволяет работодателю четко соблюсти порядок увольнения по данным статье или пункту закона и надлежащим образом оформить приказ об увольнении и трудовую книжку работника.
При определении основания увольнения работника работодатель, как правило, ориентируется на основания прекращения трудового договора, прямо предусмотренные главой 13 Трудового кодекса РФ, зачастую забывая о том, что особенности регулирования труда отдельных категорий работников предусмотрены и другими главами Трудового кодекса РФ, а нормы трудового права содержатся также и в иных нормативно-правовых актах.
Так, статья 77 ТК РФ, содержащая перечень общих оснований прекращения трудового договора, предусматривает, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным как самим Трудовым кодексом, так и иными федеральными законами.
В настоящей публикации мы постараемся разобраться:
- какие иные основания прекращения трудовых отношений возможны,
- какими федеральными законами они предусмотрены и
- на какие категории работников распространяются.
Предельный возраст пребывания в должности
Как известно, для целого ряда должностей федеральными законами установлен предельно допустимый возраст лиц, замещающих эти должности. Для удобства выразим эту информацию в табличной форме.
Таблица 1
Категория работников | Предельный возраст пребывания в должности | Нормативно-правовой акт |
1 | 2 | 3 |
Судьи | Предельный возраст - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предель- ный возраст пребывания в должности судьи этих судов |
Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федера- ции" |
Лица, находящиеся на государственной гражданской службе |
Предельный возраст - 65 лет. | Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государ- ственной гражданс- кой службе Россий- ской Федерации" |
Лица, находящиеся на муниципальной службе |
Предельный возраст - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципаль- ной службе лиц, достигших предельного возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципаль- ной службе допускается не более чем на один год |
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной служ- бы в Российской Федерации" |
Работники прокурату- ры (кроме научных и педагогических ра- ботников, находящих- ся на службе в орга- нах и учреждениях прокуратуры) |
Предельный возраст - 60 лет. Допускается однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры не более чем на год. Продление срока нахождения на службе работника, достигшего возраста 65 лет, не допускается |
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О про- куратуре Российской Федерации" |
Сотрудники таможен- ных органов |
Сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста: 1) прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы, младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы - 50 лет; 2) майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы - 55 лет; 3) генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации - 60 лет. Срок пребывания на службе в таможенных органах сотрудников таможенных органов, достигших предельного возраста, может быть продлен министром экономического развития и торговли Российской Федерации или руководителем Федеральной таможенной службы в каждом конкретном случае до пяти лет |
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных орга- нах Российской Фе- дерации" |
Ректоры, проректоры, деканы факультетов, руководители филиа- лов в государствен- ных и муниципальных высших учебных заве- дениях |
Предельный возраст - 65 лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель (учредители) вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет |
Глава 52 Трудового кодекса РФ |
Сотрудники органов внутренних дел. |
Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими 45-летнего возраста. Сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения следующего возраста: |
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О мили- ции", Положение о службе в органах внутренних дел Рос- сийской Федерации (утверждено поста- новлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I) |
1) от младших лейтенантов милиции, младших лейтенантов внутренней службы, младших лейтенантов юстиции до подполковников милиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно - 45 лет; 2) полковники милиции, полковники внутренней службы, полковники юстиции - 50 лет; 3) генерал-майоры милиции, генерал-майоры внутренней службы, генерал-майоры юстиции, генерал-лейтенанты милиции, генерал-лейтенанты внутренней службы, генерал-лейтенанты юстиции - 55 лет; 4) генерал-полковники милиции, генерал-полковники внут- ренней службы, генерал-полковники юстиции - 60 лет; В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет. |
Итак, предельный возраст пребывания в должности может быть различным, но результат достижения этого возраста для всех вышеперечисленных работников один: достижение предельного возраста пребывания в должности становится основанием для увольнения.
В Примере 1 демонстрируется оформление приказа об увольнении декана факультета ВУЗа в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности.
При этом соответствующий фрагмент записи в трудовую книжку должен выглядеть так, как показано в Примере 2.
Пример 1
/--------------------------------------\
| Номер документа | Дата составления |
|-------------------+------------------|
Приказ | 112-Л/С | 01.08.2005 |
(распоряжение) \--------------------------------------/
о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)
Прекратить действие трудового договора от "15" февраля 2004 г. N 14,
уволить "01" августа 2005 г.
(ненужное зачеркнуть)
/-------------\
| Табельный |
| номер |
|-------------|
Федоров Иван Иванович | 114 |
------------------------------------------------------------------------/
фамилия, имя, отчество
-------------------------------------------------------------------------
Филологический факультет
-------------------------------------------------------------------------
структурное подразделение
-------------------------------------------------------------------------
декан
-------------------------------------------------------------------------
должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория)
квалификации
достижение возраста шестидесяти пяти лет, п. 3 ст. 336 ТК РФ
-------------------------------------------------------------------------
основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения)
_________________________________________________________________________
Основание (документ,
номер, дата): _____________________________________________________
заявление работника, служебная записка, медицинское
заключение и т.д.
Ректор С.С. Сидоров
Руководитель организации _________ ______________ _______________________
должность личная подпись расшифровка подписи
С приказом (распоряжением)
работник ознакомлен ______________ "01" августа 2005 г.
личная подпись
Мотивированное мнение выборного
профсоюзного органа в письменной форме
(от "__" _________ 20 г. N _________) рассмотрено
Пример 2
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
08 | 01 | 08 | 2005 | Уволен в связи с достижением возраста шестидесяти пяти лет, пункт 3 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации |
Приказ N 112-л/с от 01.08.2005 |
Береги честь смолоду...
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 1 статьи 43) и Законом "О милиции" (пункт "м" статьи 19) предусмотрено такое специфическое основание для увольнения работников данных органов, как совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции или прокурорского работника. В Положении о службе в органах внутренних дел РФ данное основание сформулировано следующим образом: "совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел".
"Честь сотрудника милиции или прокурорского работника" - категория довольно абстрактная. Не совсем ясно, кто и по каким критериям вправе определять, порочит ли то или иное деяние честь сотрудника милиции или прокурорского работника.
Для работников прокуратуры основанием увольнения может также служить нарушение Присяги прокурора (следователя). Не удивительно, что текст присяги заканчивается словами: "Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры".
Но опять же, где алгоритм определения того, насколько свято сотрудник прокуратуры соблюдает Конституцию или насколько непримиримо он борется с нарушением закона, а также достаточно ли чутко и внимательно он относится к обращениям граждан? Доказать такие случаи нарушения присяги практически невозможно и ссылаться на них, как на основание увольнения, будет весьма проблематично.
При этом нарушение работником отдельных положений Присяги может служить основанием для увольнения как в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, так и в соответствии с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Так, подпункт "в" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ предусматривает такое основание увольнения, как разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. С другой стороны, проявление подобной "болтливости" является нарушением Присяги прокурора (следователя) и может повлечь за собой увольнение в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Каким образом следует заполнить фрагмент трудовой книжки в первом варианте, продемонстрировано в Примере 3, во втором варианте - в Примере 4.
Пример 3
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на дру- гую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
10 | 01 | 05 | 2005 | Уволен в связи с разглашением государственной тайны, подпункт "в" пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации |
Приказ N 140 от 01.05.2005 |
Пример 4
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на дру- гую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
10 | 01 | 05 | 2005 | Уволен в связи с нарушением Присяги прокурора, подпункт "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации". |
Приказ N 140 от 01.05.2005 |
А при нарушении требования о неподкупности Присяги прокурора (следователя) речь должна идти об уголовной ответственности и, соответственно, об увольнении в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 4 статьи 83 ТК РФ), либо опять же в связи с нарушением Присяги прокурора (следователя) (подпункт "в" пункта 1 статьи 43 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").
Прекращение гражданства РФ
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Об одном из таких случаев и пойдет речь в данной части статьи.
Обязательным требованием для лиц, желающих пополнить ряды сотрудников прокуратуры и работников таможни, является наличие гражданства РФ. Выход из него будет служить основанием для увольнения работников данных органов. Такое основание увольнения предусмотрено:
- подпунктом "б" пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" и
- подпунктом 12 пункта 2 статьи 43 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня:
- выхода из гражданства Российской Федерации либо
- приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Прекращение гражданства РФ также служит поводом для:
- расставания с муниципальной службой (пункт 1 статьи 20.1. Федерального закона от 08.01.1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы") и
- прекращения полномочий судьи (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 26.06.1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации").
Можно предположить, что при увольнении по данному основанию последним рабочим днем должен быть последний день пребывания работника в гражданстве РФ.
Образец заполнения трудовой книжки при увольнении муниципального служащего представлен в Примере 5:
Пример 5
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на дру- гую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
05 | 01 | 08 | 2005 | Уволен в связи с прекращением гражданства Российской Федерации, пункт 1 статьи 20.1 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" |
Приказ N 52 от 01.08.2005 |
Занятие деятельностью, несовместимой с занимаемой должностью
В силу ряда причин для лиц, занимающих определенные должности и занимающихся определенной деятельностью, установлены некоторые ограничения.
Так, согласно Федеральному закону "О статусе судей в Российской Федерации" судья:
- не вправе быть:
- депутатом;
- третейским судьей;
- арбитром;
- принадлежать к политическим партиям и движениям;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме:
- научной,
- преподавательской,
- литературной
- и иной творческой деятельности.
А занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи, является основанием для прекращения его полномочий (подпункт 7 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 26.06.1992 г. N 3132-I "О статусе судей в РФ").
В Законе "Об основах муниципальной службы в РФ" и Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" аналогичное основание увольнения сформулировано следующим образом: несоблюдение установленных ограничений и нарушение запретов, связанных с муниципальной или государственной службой. Они касаются, прежде всего, запрета:
- на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме:
- педагогической,
- научной и
иной творческой деятельности;
- на совмещение государственной или муниципальной службы с:
- избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ,
- законодательного органа субъекта РФ;
- занятием выборной должности в органах местного самоуправления;
- на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
- на принятие участия в забастовках;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе или органе местного самоуправления, в котором он служит;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Государственные и муниципальные служащие не вправе образовывать в государственных органах и органах местного самоуправления структуры:
- политических партий,
- религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Кроме того, они обязаны передавать в доверительное управление на время прохождения службы находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
Несоблюдение любого из указанных ограничений может послужить основанием для увольнения с государственной или муниципальной службы.
Я избран депутатом районного Совета (не на постоянной основе) и должен оставить муниципальную службу (работаю в администрации района на муниципальной должности). Права ли администрация, написавшая в трудовой книжке, что я уволен по пункту 3 статьи 77 ТК РФ, то есть по собственному желанию? Я же не сам увольняюсь, меня закон обязывает.
Расторжение трудового договора по инициативе работника предполагает наличие заявления об увольнении по собственному желанию. При его отсутствии в данном случае речь должна идти об увольнении согласно пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ в связи с переходом на выборную работу (должность).
Кроме того, в случае если, будучи избранным депутатом районного Совета, муниципальный служащий не поставил работодателя в известность о своем избрании депутатом представительного органа местного самоуправления и необходимости его увольнения в связи с переходом на выборную должность, он может быть уволен с муниципальной службы в связи с несоблюдением обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ".
Признание недееспособным или ограниченно дееспособным
Дополнительным основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, служит признание работника недееспособным или ограниченно дееспособным в соответствии с решением суда, вступившим в законную силу.
Такое основание для увольнения предусмотрено подпунктом 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" и подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе судей".
Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (согласно Гражданскому кодексу РФ).
Над гражданином, признанным судом недееспособным, устанавливается опека, что может, в свою очередь, с большой долей вероятности повлечь за собой признание его полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением. Таким образом, в данном случае увольнение может быть произведено:
- как согласно статье 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" или статье 14 Федерального закона "О статусе судей",
- так и согласно пункту 5 статьи 83 Трудового кодекса.
Ограниченно дееспособным признается гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение (согласно Гражданскому кодексу РФ).
Над ограниченно дееспособными гражданами устанавливается попечительство. Такие лица могут:
- совершать сделки, за исключением мелких бытовых сделок;
- получать:
- заработок,
- пенсию и
- иные доходы
(при этом распоряжаться ими могут только с согласия попечителя).
Следует обратить внимание на то, что увольнение в связи с признанием работника недееспособным или ограниченно дееспособным возможно только с момента вступление в законную силу решения суда.
Фрагмент оформления трудовой книжки в данном случае см. в Примере 6.
Пример 6
N записи |
Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на дру- гую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
10 | 15 | 07 | 2005 | Уволен в связи признанием ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, подпункт 3 пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" |
Приказ N 16 от 15.07.2005 |
Дополнительные основания увольнения педагогических работников
Наличие дополнительных оснований увольнения для работников образовательных учреждений связано с особыми требованиями, предъявляемыми к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. Помимо уже рассмотренного основания увольнения педагогических работников в связи с достижением предельного возраста, есть еще два дополнительных основания для прекращения трудового договора с ними.
Согласно Закону РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, государственная политика в области образования основывается на принципах:
- гуманистического характера образования;
- приоритета общечеловеческих ценностей;
- жизни и здоровья человека;
- свободного развития личности.
В связи с этим вполне логичным выглядит законодательное закрепление такого основания для увольнения работников, занимающихся педагогической деятельностью, как применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (пункт 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ), в том числе и однократное применение подобных методов воспитания.
Кроме того, расторгнуть трудовой договор можно в случае, если педагогический работник повторно в течение одного года грубо нарушил устав образовательного учреждения (пункт 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ).
К сожалению, ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ "Об образовании" не расшифровывают, что следует считать грубым нарушением устава. Можно предположить, что критерии отнесения нарушения к грубому нарушению Устава должны быть определены в самом Уставе образовательного учреждения.
Дополнительные основания увольнения руководителя организации
Помимо общих оснований увольнения, трудовой договор с руководителем организации, согласно статье 278 Трудового кодекса РФ, может быть расторгнут в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Данное основание требует некоторых уточнений. Дело в том, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года предусматривал, что с даты введения внешнего управления организацией руководитель организации-должника отстраняется от должности.
Данная норма, с одной стороны, корреспондировала статье 38 действовавшего в то время Кодекса законов о труде РФ, которая предусматривала возможность отстранения работника от работы (занимаемой должности) с приостановлением выплаты ему заработной платы в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. С другой стороны, последствия отстранения руководителя организации-должника от занимаемой должности, определенные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не соответствовали требованиям Кодекса законов о труде.
Так, согласно трудовому законодательству отстранение работника от работы (занимаемой должности) носит временный характер (на период действия обстоятельств, в связи с которыми работник был отстранен от работы) и не является основанием увольнения работника по инициативе администрации. Отстраненный от работы работник после прекращения действия обстоятельств, послуживших основанием для его отстранения, вновь допускается к работе, что логикой Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" явно не предусматривалось. Но на практике, тем не менее, получалось, что увольнение такого работника по инициативе администрации было возможно только при наличии оснований, предусмотренных статьями 33, 254 КЗоТа.
Положения статьи 278 Трудового кодекса РФ были призваны разрешить данное противоречие путем введения такого основания расторжения трудового договора с руководителем организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Но вступившим в силу 2 декабря 2002 года Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 года последствия введения внешнего управления организацией были сформулированы несколько иначе. Согласно действующему законодательству о несостоятельности, с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. При этом внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством. Об отстранении от работы речь теперь не идет.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, правомерна ли будет в случае увольнения руководителя организации в связи с введением внешнего управления ссылка на пункт 1 статьи 278 Трудового кодекса. По мнению автора, в данной ситуации правильно будет ссылаться непосредственно на статью 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", так как отстранения руководителя организации в процессе ее банкротства не производится, а значит, и такого основания увольнения, как отстранение от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) просто не может быть, а положения Трудового кодекса РФ устарели.
Руководитель организации также может быть уволен в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора. В случае, если увольнение по данному основанию производится при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя, ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.
Кроме того, дополнительные основания увольнения руководителя организации могут быть включены в заключаемый с ним трудовой договор.
Расторжение договора по основаниям,
предусмотренным трудовым договором
Для отдельных категорий работников Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность включения в трудовой договор дополнительных оснований увольнения, напрямую не предусмотренных ни самим Трудовым кодексом, ни иными федеральными законами. Помимо руководителей организаций, о которых мы уже упоминали, дополнительные основания увольнения могут быть предусмотрены трудовым договором с:
- лицами, работающими у работодателей - физических лиц,
- надомниками и
- работниками религиозных организаций.
Что может служить дополнительным основанием увольнения? Любое основание, согласованное сторонами при заключении трудового договора, конечно, если оно не противоречит трудовому законодательству и не носит дискриминационный характер.
Пример 7
Для работников религиозных организаций в качестве дополнительного основания увольнения в трудовом договоре может быть указано нарушение устава данной организации либо совершение поступка, не совместимого с дальнейшей работой в религиозной организации.
Трудовой кодекс также обязывает стороны при включении в трудовой договор дополнительных оснований увольнения предусмотреть в этом документе:
- сроки предупреждения об увольнении,
- а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат.
Дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами,
работающими по совместительству
Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
На совместителей распространяются общие основания прекращения трудового договора, предусмотренные статьями 77-84 Трудового кодекса РФ. Кроме того, трудовой договор с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу сотрудника, для которого она будет являться основной. Оформление приказа об увольнении в данном случае см. в Примере 8.
Основания увольнения работников представительств РФ за границей
Целый ряд дополнительных оснований увольнения предусмотрен главой 53 Трудового кодекса РФ для работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.
Во-первых, таким основанием может служить возникновение чрезвычайной ситуации в стране пребывания. По всей видимости, чрезвычайной ситуацией будут считаться непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным продолжение пребывания работника в стране, в которой он находится. Они могут быть вызваны:
- военными действиями,
- разрывом дипломатических отношений между Российской Федерацией и страной пребывания работника или
- стихийными бедствиями.
Во-вторых, работник представительства РФ за границей может быть уволен в связи с объявлением его персоной нон грата либо получением уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания.
В-третьих, в качестве дополнительного основания увольнения данной категории работников предусмотрено уменьшение установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства. Данное положение, по сути, дублирует предусмотренное пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности и штата работников организации. Но если при увольнении работников во втором случае требуется соблюдение особой процедуры и предоставление работникам ряда гарантий и компенсаций, то в первом в этом нет необходимости.
В-четвертых, основанием увольнения работников данной категории может служить несоблюдение ими:
- обычаев и законов страны пребывания,
- общепринятых норм поведения и морали,
- а также невыполнение работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи:
- законов страны пребывания,
- общественных норм поведения и морали,
- правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства.
В-пятых, трудовой договор может быть расторгнут в связи с однократным грубым нарушением трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора.
Так как законодатель не указывает, что следует понимать под грубым нарушением трудовых обязанностей в контексте пункта 6 статьи 341 ТК РФ, в данном случае следует обратиться к положениям пункта 6 статьи 81 ТК РФ, где дан перечень однократных грубых нарушений работником трудовых обязанностей, являющихся основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Что касается нарушения режимных требований, то для применения данного основания увольнения необходимо надлежащим образом оформить сам факт нарушения и подтвердить то, что работник при заключении трудового договора был ознакомлен с действующими режимными требованиями под расписку.
Ну, и последним в перечне дополнительных оснований увольнения работников представительств РФ за границей служит временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев или наличие заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ.
Пример 8
/---------\
| Код |
|---------|
Форма по| 0301006 |
ОКУД| |
|---------|
Общество с ограниченной ответственностью по| |
"Фирма" ОКПО| |
-------------------------------------------- \---------/
(наименование организации)
/--------------------------------------\
| Номер документа | Дата составления |
|-------------------+------------------|
Приказ | 35-Л/С | 01.07.2005 |
(распоряжение)\--------------------------------------/
о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)
Прекратить действие трудового договора от "01" января 2004 г. N 47,
уволить "01" июля 2005 г.
(ненужное зачеркнуть)
/-------------\
| Табельный |
| номер |
|-------------|
Петров Петр Петрович | 123 |
------------------------------------------------------------------------/
фамилия, имя, отчество
-------------------------------------------------------------------------
административно-хозяйственный отдел
-------------------------------------------------------------------------
структурное подразделение
-------------------------------------------------------------------------
ведущий специалист
-------------------------------------------------------------------------
должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория)
квалификации
-------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
Н.В. Родина,
юрисконсульт АНО "Региональный Сетевой
Информационный Центр" (АНО "РСИЦ")
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Источник-книга".
Лицензия на издательскую деятельность код 221, серия ИД, N 03940 от 07.02.2001.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11758 от 08.02.2002
Адрес: 127254, г.Москва, а/я 57
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru
www.delo-press.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 81259, 81388, 81941;
- по каталогу "Почта России" - 24176;
- по каталогу "Пресса России" - 39488, 39491, 15592.