Новые правила уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов
Российской Федерации
Статьей 288 главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ установлен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.
Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (с 1 января 2005 г. только в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации), производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Определение понятия "организация" и "обособленное подразделение организации" дается в п. 2 ст. 11 НК РФ. Организацией признается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии с ГК РФ к обособленным подразделениям отнесены филиалы и представительства. Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 НК РФ).
Постановка организации-налогоплательщика на налоговый учет в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах обязательна при ее создании, реорганизации, изменении места нахождения. Статьей 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Например, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на территориях, подведомственных другим налоговым органам, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений. Кроме того, организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 23 НК РФ).
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Таким образом, с момента введения в действие части первой НК РФ обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В связи с этим обособленное подразделение организации может исполнять обязанности организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этого подразделения в части налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет муниципального образования, а с 1 января 2005 г. - только в бюджет субъекта Российской Федерации.
На приведенном ниже примере рассмотрим, как налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения на территории субъектов Российской Федерации, должен произвести расчет суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения организации и месту нахождения каждого обособленного подразделения организации. Для этого необходимо определить долю прибыли, приходящуюся на каждое из обособленных подразделений организации, которая определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества каждого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Допустим, что в учетной политике для целей налогообложения отражено, что для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, налогоплательщик использует показатель среднесписочной численности работников.
Пример. Организация имеет обособленные подразделения на территории трех субъектов Российской Федерации: Московской области (пять обособленных подразделений), Краснодарского края (четыре обособленных подразделения) и Республики Мордовия (одно обособленное подразделение). Головная организация расположена и осуществляет деятельность в Ярославской области.
По итогам I квартала 2006 г. прибыль организации составила 5 000 000 руб. Остаточная стоимость амортизируемого имущества организации за I квартал 2006 г. составила 1 000 000 руб. Для расчета налога на прибыль организация применяет среднесписочную численность работников, которая за I квартал 2006 г. составила 500 человек.
Показатели среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества по головной организации и обособленным подразделениям приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели | Среднесписочная численность ра- ботников за I квартал 2006 г., человек |
Остаточная стоимость амортизируе- мого имущества за I квартал 2006 г., руб. |
Головная организация (Ярос- лавская область) |
40 | 80 000 |
Обособленные подразделения, на- ходящиеся на территории Мос- ковской области: N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 |
80 70 30 40 50 |
130 000 120 000 110 000 70 000 100 000 |
Обособленные подразделения, на- ходящиеся на территории Крас- нодарского края: N 1 N 2 N 3 N 4 |
40 50 20 50 |
100 000 80 000 60 000 100 000 |
Обособленные подразделения, на- ходящиеся на территории Рес- публики Мордовия |
30 | 50 000 |
Всего по организации | 500 | 1 000 000 |
Расчеты произведем в несколько этапов.
1. Удельный вес среднесписочной численности работников головной организации и каждого обособленного подразделения организации в среднесписочной численности работников в целом по организации (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели | Среднесписочная числен- ность работников за I квартал 2006 г., человек |
Расчет удельного веса | Удельный вес средне- списочной численности работников, % |
Головная организация (Ярославская область) |
40 | (40 : 500) х 100 | 8 |
Обособленные подразде- ления, находящиеся на территории Московской области: N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 |
80 70 30 40 50 |
(80 : 500) х 100 (70 : 500) х 100 (30 : 500) х 100 (40 : 500) х 100 (50 : 500) х 100 |
16 14 6 8 10 |
Обособленные подразде- ления, находящиеся на территории Краснодарс- кого края: N 1 N 2 N 3 N 4 |
40 50 20 50 |
(40 : 500) х 100 (50 : 500) х 100 (20 : 500) х 100 (50 : 500) х 100 |
8 10 4 10 |
Обособленное подразде- ление, находящееся на территории Республики Мордовия |
30 | (30 : 500) х 100 | 6 |
Всего по организации | 500 | Х | 100 |
2. Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества головной организации и каждого обособленного подразделения организации в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели | Остаточная стоимость амор- тизируемого имущества за I квартал 2006 г., руб. |
Расчет удельного веса | Удельный вес оста- точной стоимости амортизируемого имущества, % |
Головная организация (Ярославская область) |
80 000 | (80 000 : 1 000 000) х 100 | 8 |
Обособленные подразде- ления, находящиеся на территории Московской области: N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 |
130 000 120 000 110 000 70 000 100 000 |
(130 000 : 1 000 000) х 100 (120 000 : 1 000 000) х 100 (110 000 : 1 000 000) х 100 (70 000 : 1 000 000) х 100 (100 000 : 1 000 000) х 100 |
13 12 11 7 10 |
Обособленные подразде- ления, находящиеся на территории Краснодарс- кого края: N 1 N 2 N 3 N 4 |
100 000 80 000 60 000 100 000 |
(100 000 : 1 000 000) х 100 (80 000 : 1 000 000) х 100 (60 000 : 1 000 000) х 100 (100 000 : 1 000 000) х 100 |
10 8 6 10 |
Обособленное подразде- ление, находящееся на территории Республики Мордовия |
50 000 | (50 000 : 1 000 000) х 100 | 5 |
Всего по организации | 1 000 000 | Х | 100 |
3. Расчет средней величины удельного веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества головной организации и каждого обособленного подразделения организации (см. табл. 4).
Таблица 4
Показатели | Удельный вес сред- несписочной чис- ленности работни- ков |
Удельный вес остаточной стоимости амортизируемо- го имущества |
Средняя величина удельного веса среднесписочной чис- ленности работников и ос- таточной стоимости аморти- зируемого имущества |
Головная организация (Ярославская об- ласть) |
8 | 8 | (8+8):2=8 |
Обособленные подразделения, находящи- еся на территории Московской области: N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 |
16 14 6 8 10 |
13 12 11 7 10 |
(16+13):2=14,5 (14+12):2=13 (6+11):2=8,5 (8+7):2=7,5 (10+10):2=10 |
Обособленные подразделения, находящи- еся на территории Краснодарского края: N 1 N 2 N 3 N 4 |
8 10 4 10 |
10 8 6 10 |
(8+10):2=9 (10+8):2=9 (4+6):2=5 (10+10):2=10 |
Обособленное подразделение, находящи- еся на территории Республики Мордовия |
6 | 5 | (6+5):2=5,5 |
Всего по организации | 100 | 100 | 100 |
4. Расчет доли прибыли, приходящейся на головную организацию и каждое обособленное подразделение организации при условии, что прибыль организации за I квартал 2006 г. составила 5 000 000 руб. (табл. 5).
Таблица 5
Показатели | Средняя величина удельного веса среднесписочной числен- ности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества, % |
Расчет доли прибыли, приходящейся на головную организацию и каждое обособ- ленное подразделение, руб. |
Головная организация (Ярос- лавская область) |
8 | (5 000 000 х 8) : 100 = 400 000 |
Обособленные подразделения, находящиеся на территории Мо- сковской области: N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 |
14,5 13 8,5 7,5 10 |
(5 000 000 х 14,5) : 100 = 725 000 (5 000 000 х 13) : 100 = 650 000 (5 000 000 х 8,5) : 100 = 425 000 (5 000 000 х 7,5) : 100 = 375 000 (5 000 000 х 10) : 100 = 500 000 |
Обособленные подразделения, находящиеся на территории Краснодарского края: N 1 N 2 N 3 N 4 |
9 9 5 10 |
(5 000 000 х 9) : 100 = 450 000 (5 000 000 х 9) : 100 = 450 000 (5 000 000 х 5) : 100 = 250 000 (5 000 000 х 10) : 100 = 500 000 |
Обособленное подразделение, находящееся на территории Ре- спублики Мордовия |
5,5 | (5 000 000 х 5,5) : 100 = 275 000 |
Всего по организации: | 100 | (5 000 000 х 100) : 100 = 5 000 000 |
5. Расчет суммы налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения. Всего по организации по итогам I квартала подлежит уплате в бюджет налог на прибыль в сумме 1 200 000 руб. [(5 000 000 х 24%) : 100], в том числе в федеральный бюджет - 325 000 руб. [(5 000 000 х 6,5%) : 100] и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 875 000 руб. [(5 000 000 х 17,5%) : 100]. Напомним, что организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (ст. 288 НК РФ). Расчет приведен в табл. 6 (руб.).
Таблица 6
Показатели | Доля прибыли |
Сумма налога на прибыль, всего | В том числе: | |
в феде- ральный бюджет (6,5%) |
в бюджет субъекта Российской Фе- дерации (17,5%) |
|||
Головная ор- ганизация (Ярославская область) |
400 000 | (400 000 х 24%) : 100 = 96 000 | Х | (400 000 х 17,5%) : 100 = 70 000 |
Обособленные подразделе- ния, находя- щиеся на тер- ритории Мос- ковской об- ласти: N 1 N 2 N 3 N 4 N 5 |
725 000 650 000 425 000 375 000 500 000 |
(725 000 х 24%) : 100 = 174 000 (650 000 х 24%) : 100 = 156 000 425 000 х 24%) : 100 = 102 000 (375 000 х 24%) : 100 = 90 000 (500 000 х 24%) : 100 = 120 000 |
Х Х Х Х |
(725 000 х 17,5%) : 100 = 126 875 (650 000 х 17,5%) : 100 = 113 700 (425 000 х 17,5%) : 100 = 74 375 (375 000 х 17,5%) : 100 = 65 625 (500 000 х 17,5%) : 100 = 87 500 |
Обособленные подразделе- ния, находя- щиеся на тер- ритории Крас- нодарского края: N 1 N 2 N 3 N 4 |
450 000 450 000 250 000 500 000 |
(450 000 х 24%) : 100 = 108 000 (450 000 х 24%) : 100 = 108 000 (250 000 х 24%) : 100 = 60 000 (500 000 х 24%) : 100 = 120 000 |
Х Х Х Х |
(450 000 х 17,5%) : 100 = 78 750 (450 000 х 17,5%) : 100 = 78 750 (250 000 х 17,5%) : 100 = 43 750 (500 000 х 17,5%) : 100 = 87 500 |
Обособленное подразделе- ние, находя- щиеся на тер- ритории Рес- публики Мор- довия |
275 000 | (275 000 х 24%) : 100 = 66 000 | Х | (275 000 х 17,5%) : 100 = 48 125 |
Итого по ор- ганизации |
(5 000 000 х 100) : 100 = 5 000 000 |
(5000000 х 24%) : 100 = 1 200 000 |
5000000 х 6,5%) : 100 = 325 000 |
(5000000 х 17,5) : 100 = 875 000 |
С 1 января 2006 г. для налогоплательщиков, имеющих в своем составе обособленные подразделения, помимо порядка уплаты налога на прибыль организаций, указанного в ст. 288 НК РФ, установлен новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 6.06.05 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" п. 2 ст. 288 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
Указанные в п. 1 ст. 288 удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
Таким образом, налогоплательщик вправе не производить распределение прибыли по каждому обособленному подразделению, находящемуся на территории одного субъекта Российской Федерации, выбрав из них одно обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение).
Если налогоплательщик примет решение о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации, то сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, будет определяться исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 288 НК РФ налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, сам решает, производить уплату налога на прибыль организаций по месту нахождения каждого обособленного подразделения или, выбрав на территории этого субъекта Российской Федерации ответственное обособленное подразделение, производить уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации через ответственное обособленное подразделение.
Если налогоплательщик не принимает решения о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, то уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиком по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
При принятии налогоплательщиком решения о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации налогоплательщик о принятом решении должен уведомить налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
Если налогоплательщик - юридическое лицо (головная организация) находится на налоговом учете в том же субъекте Российской Федерации, что и обособленные подразделения, при принятии налогоплательщиком решения о выборе ответственного обособленного подразделения следует иметь в виду, что положения ст. 288 НК РФ не исключают уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации самим налогоплательщиком за все структурные подразделения, находящиеся на территории этого субъекта Российской Федерации. Иначе говоря, налогоплательщик может принять решение, в соответствии с которым им будет уплачиваться налог на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации за все структурные подразделения, находящиеся в том же субъекте Российской Федерации, что и головная организация.
Предположим, что налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация) находится на территории Ставропольского края. При этом на территории Ставропольского края находятся еще семь обособленных подразделений налогоплательщика. Кроме того, три обособленных подразделения налогоплательщика находятся на территории Тульской области. В данном случае по Тульской области из трех обособленных подразделений налогоплательщик вправе выбрать одно обособленное подразделение (ответственное обособленное подразделение), через которое с 1 января 2006 г. будет производить уплату налога на прибыль в бюджет Тульской области. Что касается Ставропольского края, то налогоплательщик может принять решение, что он сам будет производить уплату налога на прибыль в бюджет Ставропольского края за все семь обособленных подразделений, находящихся на территории Ставропольского края, в том числе и в части налога, приходящегося на головную организацию.
О принятом решении перехода на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации налогоплательщик должен уведомить налоговые органы, в которых он стоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений. Налогоплательщик должен уведомить налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения с указанием обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, их местонахождения, КПП, указав при этом сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате ответственным обособленным подразделением в I квартале 2006 г. Второй экземпляр уведомления направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика - юридического лица (головной организации).
Одновременно налогоплательщик должен уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, через которые не будет производиться уплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, о том, что через указанные подразделения уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет. При этом необходимо указать местонахождение и КПП указанных обособленных подразделений, указав также ответственное обособленное подразделение, его местонахождение и КПП.
Уведомить налоговые органы налогоплательщик обязан до начала следующего налогового периода.
По аналогии с изложенным порядком налогоплательщик уведомляет налоговые органы, если уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации будет производиться головной организацией.
Если налогоплательщик до 1 января 2006 г. не уведомил налоговые органы о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, уплата налога в 2006 г. в бюджет субъекта Российской Федерации должна быть произведена по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.
Поскольку уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации будет производиться через ответственное обособленное подразделение, декларации по налогу на прибыль организаций по месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, не представляются, т.е. декларация по налогу на прибыль организаций будет представляться только по мессу нахождения ответственных обособленных подразделений.
Указанное также следует из письма Минфина России от 17.08.05 г. N 03-03-04/1/170, согласно которому, учитывая, что нормами НК РФ не предусматривается определение налоговой базы и соответственно исчисление налога на прибыль по каждому обособленному подразделению, представление налоговых деклараций в налоговые органы должно производиться по месту учета налогоплательщика (головной организации) и по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 80, 289 НК РФ).
Перейдя на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, налогоплательщик должен произвести расчет сумм ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2006 г., в соответствии с положениями ст. 286, 288 НК РФ.
Статьей 286 НК РФ установлено, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Таким образом, сумма ежемесячных авансовых платежей по ответственному обособленному подразделению или головной организации определяется по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, исходя из суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2005 г. (с учетом ежемесячных авансовых платежей, исчисленных по ответственному обособленному подразделению или головной организации в зависимости от принятого налогоплательщиком решения об уплате налога в бюджет субъекта Российской Федерации).
ФНС России разработала формы уведомлений (см. приложения 1 и 2, которые приведены в письме ФНС России от 31.10.05 г. N ММ-6-02/916@) "Об уведомлении об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций". Следует иметь в виду, что в указанном письме приведены рекомендуемые формы уведомлений, которыми налогоплательщик вправе воспользоваться при переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации, т.е. налогоплательщик вправе уведомить налоговые органы о переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль и в произвольной форме. Однако рекомендуемые формы уведомлений значительно упростят работу налогоплательщиков, поскольку содержат все необходимые данные, которые налогоплательщик обязан сообщить налоговым органам при переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (формы уведомлений прилагаются).
Приложение N 1
к письму Федеральной налоговой службы
от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916@
___________________________________________________
наименование налогового органа по месту нахождения
/-------\
----------------------------------------------------/
ответственного обособленного подразделения)*(1) (код)
____________200__ N______________
(дата)
Уведомление N 1
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 06.06.2005
N 58-ФЗ) с 1 января 200_ года ___________________________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование юридического лица)
/---------------------------------------\
ИНН| | | | | | | | | | |
\---------------------------------------/
будет производиться уплата налога на прибыль организаций в бюджет
/-------\
| | |
------------------------------------------------------------------------/
(наименование субъекта Российской Федерации) (код)
через ___________________________________________________________________
(полное наименование ответственного обособленного подразделения)*(2)
Перечень обособленных подразделений, расположенных на территории
_________________________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
N п\п |
Наименование обособленного подразделения |
Место нахождения подразделения |
КПП | Сумма ежемесячных авансовых платежей на 1 кв. 2006 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1*(3) | ||||
Итого | Х | Х |
Руководитель _____________________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер ________________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О)
В Перечне первым указывается ответственное обособленное
подразделение, через которое будет производиться уплата налога на прибыль
организаций.
При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в
бюджет субъекта Российской Федерации головной организацией:
*(1) указывается налоговый орган по месту учета головной
организации;
*(2) указывается головная организация;
*(3) в Перечне первым указывается головная организация.
Приложение N 2
к письму Федеральной налоговой службы
от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916@
-------------------------------------------------
(наименование налогового органа по месту
нахождения обособленного подразделения, через
которое уплата налога на прибыль организаций в
/-------\
---------------------------------------------------/
бюджет субъекта Российской Федерации, (код)
производиться не будет)
____________200__N______________
(дата)
Уведомление N 2
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 06.06.2005
N 58-ФЗ) с 1 января 200_ года _______________
_________________________________________________________________________
(полное наименование юридического лица)
/---------------------------------------\
ИНН| | | | | | | | | | |
\---------------------------------------/
уплата налога на прибыль организаций в бюджет
/-------\
| | |
------------------------------------------------------------------------/
(наименование субъекта Российской Федерации) (код)
через ___________________________________________________________________
(полное наименование обособленного подразделения, через которое
уплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской
Федерации производиться не будет, его местонахождение и КПП)*(1)
производиться не будет.
Уплата налога на прибыль будет производиться через
_________________________________________________________________________
(полное наименование ответственного обособленного подразделения, его
местонахождения и КПП)*(2)
Руководитель _____________________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер ________________________ ______________________________
(подпись) (Ф.И.О)
*(1) Если в налоговом органе на учете стоит организация по месту
нахождения ее нескольких обособленных подразделений, то указываются все
подразделения.
*(2) При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в
бюджет субъекта Российской Федерации головной организацией указывается
налогоплательщик - юридическое лицо.
Достоверность и полнота сведений, указанных в уведомлениях, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации либо представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке, и проставляется дата подписания.
Следует иметь в виду, что принятый налогоплательщиком порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в течение налогового периода не изменяется. Таким образом, если налогоплательщик с 1 января 2006 г. не перешел на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, он имеет право перейти на указанный порядок уплаты налога на прибыль только со следующего налогового периода.
На основе приведенного выше примера рассмотрим, как организация должна произвести расчет налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, в случае если организация приняла решение о переходе с 1 января 2006 г. на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом по Московской области и Краснодарскому краю организация выбрала ответственные обособленные подразделения, через которые будет производиться уплата налога на прибыль в бюджеты Московской области и Краснодарского края. Предположим, что ответственное обособленное подразделение по Московской области - подразделение N 2, а по Краснодарскому краю - подразделение N 3.
Поскольку на территории Республики Мордовия находится одно обособленное подразделение, расчет налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Республики Мордовия, производится в порядке, указанном выше. В таком же порядке производится расчет налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Ярославской области по месту нахождения головной организации.
Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет Московской области и в бюджет Краснодарского края, будут определяться исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории Московской области и Краснодарского края соответственно, т.е. из совокупности показателей пяти обособленных подразделений, находящихся на территории Московской области, и четырех обособленных подразделений, находящихся на территории Краснодарского края, соответственно.
Произведем расчет среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества организации за I квартал 2006 г. по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области и Краснодарского края, исходя из совокупности указанных показателей по обособленным подразделениям, находящимся на территории указанных субъектов Российской Федерации.
Показатели | Среднесписочная чис- ленность работников за I квартал 2006 г., человек |
Остаточная стоимость амортизируемого иму- щества за I квартал 2006 г., руб. |
Обособленные подразделения, находящиеся на территории Московской области: |
||
N 1 | 80 | 130 000 |
N 2 | 70 | 120 000 |
N 3 | 30 | 110 000 |
N 4 | 40 | 70 000 |
N 5 | 50 | 100 000 |
Итого по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области |
270 | 530 000 |
Обособленные подразделения, находящиеся на территории Краснодарского края: |
||
N 1 | 40 | 100 000 |
N 2 | 50 | 80 000 |
N 3 | 20 | 60 000 |
N 4 | 50 | 100 000 |
Итого по обособленным подразделениям, находящимся на территории Краснодарско- го края |
160 | 340 000 |
Таким образом, остаточная стоимость амортизируемого имущества организация за I квартал 2006 г. по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области, составила 530 000 руб., по обособленным подразделениям, находящимся на территории Краснодарского края, - 340 000 руб. Среднесписочная численность работников - 270 и 160 человек соответственно.
Далее определим удельный вес среднесписочной численности работников обособленных подразделений, находящихся на территории Московской области, в среднесписочной численности работников в целом по организации, а также удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества указанных обособленных подразделений в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации. Аналогичные расчеты произведем по обособленным подразделениям, находящимся на территории Краснодарского края.
Показатели | Удельный вес среднес- писочной численности работников за I квар- тал 2006 г., % |
Удельный вес остаточ- ной стоимости аморти- зируемого имущества за I квартал 2006 г., % |
По обособленным подразде- лениям, находящимся на тер- ритории Московской области |
270 : 500 = 54 | 530000 : 1000000 = 53 |
По обособленным подразде- лениям, находящимся на тер- ритории Краснодарского края |
160 : 500 = 32 | 340000 : 1000000 = 34 |
Средняя величина удельного веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества по обособленным подразделениям, находящимся на территории Московской области, составит 53,5 ((54 + 53) : 2), на территории Краснодарского края - 33,0 ((32 + 34) : 2).
Теперь необходимо определить долю прибыли, приходящуюся на ответственное обособленное подразделение, находящееся на территории Московской области. Напомним, что прибыль организации по итогам I квартала 2006 г. составила 5 000 000 руб. Доля прибыли, приходящаяся на ответственное обособленное подразделение, находящееся на территории Московской области (в данном случае ответственное обособленное подразделение N 2), составит 2 675 000 руб. (5 000 000 х 53,5 : 100). Доля прибыли, приходящаяся на ответственное обособленное подразделение, находящееся на территории Краснодарского края (ответственное обособленное подразделение N 3), составит 1 650 000 руб. (5 000 000 х 33 : 100).
Суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в бюджет Московской области и в бюджет Краснодарского края по месту нахождения ответственных обособленных подразделений Московской области и Краснодарского края, составят соответственно 468 125 руб. (2 675 000 х 17,5% : 100) и 288 750 руб. (1 650 000 х 17,5% : 100).
При исчислении налога на прибыль, подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать, что, если в каком-либо субъекте Российской Федерации установлена пониженная ставка налога на прибыль, такая ставка применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации, где установлена пониженная ставка по налогу на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, то такая ставка применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Таким образом, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором уплата налога на прибыль организаций осуществляется через ответственное обособленное подразделение, установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета этого субъекта Российской Федерации, то по ответственному обособленному подразделению применяется пониженная ставка налога на прибыль организаций.
Предположим, что Законом Московской области налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в доходную часть бюджета Московской области, понижена для отдельных категорий налогоплательщиков и составляет 13,5%. Допустим, что организация, рассмотренная в нашем примере, подпадает под действие указанного Закона. Таким образом, на обособленные подразделения, расположенные на территории Московской области, распространяется действие данного Закона. Следовательно, налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет Московской области по ответственному обособленному подразделению N 2, за I квартал 2006 г. составит 361 125 руб. (2 675000 х 13,5% : 100).
В заключение отметим, что введение нового порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и применение его с 1 января 2006 г. налогоплательщиками, имеющими разветвленную сеть обособленных подразделений на территории субъектов Российской Федерации, значительно упростят работу налогоплательщиков, поскольку значительно сократится количество производимых налогоплательщиками расчетов. В частности, вместо деклараций по каждому обособленному подразделению будет составляться одна декларация по группе обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а вместо оформления платежных документов на уплату налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения налогоплательщик подготовит только один документ.
Напомним, что декларации по налогу на прибыль организаций за 2005 г. составляются по форме, утвержденной приказом МНС России от 11.11.03 г. N БГ-3-02/614 (с учетом внесенных в нее изменений и дополнений). Представление декларации и уплата исчисленной суммы налога в соответствующие бюджеты производятся в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Что касается порядка уплаты в 2006 г. налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, исчисленного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 6.08.01 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", то следует иметь в виду, что в данном случае распределение сумм налога с налоговой базы переходного периода для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований производится исходя из доли налоговой базы, исчисленной согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ, т.е. исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации. Соответственно и суммы налога с налоговой базы переходного периода, приходящиеся на обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, уплачиваются в бюджеты субъекта Российской Федерации и муниципального образования по месту нахождения обособленного подразделения, через которое производится уплата авансовых платежей и налога на прибыль в текущем налоговом периоде (см. также письмо ФНС России от 31.10.05 г. N ММ-6-02/917@).
Н. Егорова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета", N 49, 50, 52, декабрь, 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71