Дисквалификация: правовые основы и документальное оформление
Принятый 30 декабря 2001 года и вступивший в силу 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях стал поводом для беспокойства в среде:
- лиц, занимающих руководящие должности в исполнительных органах управления юридических лиц,
- членов советов директоров, а также
- индивидуальных предпринимателей.
Законодатель пошел по пути усиления мер индивидуальной ответственности руководителей организаций за нарушение действующего законодательства.
Статья 3.11. КоАП РФ предусматривает такой вид наказания за совершение административного правонарушения как дисквалификация для:
- лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
- члена совета директоров, а также
- индивидуального предпринимателя.
С момента введения в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях прошло уже более трех лет, и сложилась довольно обширная практика применения вышеозначенной меры ответственности.
В настоящей статье мы постараемся рассмотреть:
- каковы:
- основания,
- порядок назначения и
- исполнения данного вида административного наказания,
- каким образом должно быть произведено увольнение в связи с дисквалификацией руководителя и
- каковы последствия неисполнения постановления о дисквалификации.
Понятие дисквалификации
Дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дисквалификация может быть назначена на срок от шести месяцев до трех лет.
Данный вид наказания за административные правонарушения схож с таким предусмотренным Уголовным кодексом РФ видом наказания за преступление, как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Таким образом, законодатель счел возможным ввести за административные правонарушения ответственность, по сути аналогичную уголовной, при том что порядок привлечения к первой гораздо более простой, нежели ко второй, да и степень общественной опасности административно и уголовно наказуемого деяний вряд ли сравнима. Так что повод для беспокойства у руководителей организаций действительно есть.
Перечень административных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, весьма обширен, а перспектива провести довольно длительный период времени вдали от руля управления бизнес-процессами с началом практического применения положений нового Кодекса РФ об административных правонарушениях стала для многих руководителей суровой реальностью.
В соответствии со статьей 3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дисквалификация является основным административным наказанием и не может быть применена одновременно с:
- предупреждением;
- административным штрафом;
- лишением специального права, предоставленного физическому лицу;
- административным арестом;
- административным приостановлением деятельности.
Также не стоит забывать, что согласно части 3 статьи 4.5. КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Обратим внимание читателей еще раз на то, что дисквалификация может быть применена:
- к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
- к членам совета директоров, а также
- к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Однако если обратиться к особенной части КоАП РФ, то при определении наказания, которое может быть назначено за конкретные виды административных правонарушений, законодатель указывает, что наказание в виде дисквалификации применяется к должностному лицу.
Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (согласно примечанию к статье 2.4 КоАП).
Но, несмотря на различные понятия субъекта такого административного наказания, как дисквалификация, данных в различных статьях КоАП, никакого противоречия между ними нет, так как, по сути, определение лица, к которому может быть применена дисквалификация, предложенное в статье 3.11. КоАП, вполне укладывается в понятие должностного лица, указанное в статье 2.4. КоАП. Тем более, что в данном Кодексе сказано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Административные правонарушения, за которые предусматривается наказание в виде дисквалификации
Для удобства выразим сведения об административных правонарушениях, за которые предусматривается наказание в виде дисквалификации, в табличной форме.
Таблица 1
Статья КоАП РФ | Административное правонарушение | Наказание |
Административные правонарушения, посягающие на права граждан | ||
Часть 2 статьи 5.27. |
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административ- ному наказанию за аналогичное административное пра- вонарушение. |
Дисквалификация на срок от од- ного года до трех лет. |
Статья 5.53. | Незаконные действия по получению и (или) распростра- нению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. |
Административный штраф, нала- гается: - на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; - на должностных лиц - от 25 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет; - на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ. |
Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности | ||
Часть 1 статьи 14.12. |
Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объя- вление руководителем юридического лица о несостоя- тельности данного юридического лица или индивидуаль- ным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с за- явлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования креди- торов в полном объеме. |
Административный штраф в раз- мере от 40 до 50 МРОТ или дис- квалификацию на срок до трех лет. |
Часть 2 статьи 14.12. |
Преднамеренное банкротство, то есть умышленное соз- дание или увеличение неплатежеспособности юридичес- кого лица или индивидуального предпринимателя. |
Административный штраф в раз- мере от 40 до 50 МРОТ или дис- квалификация на срок от одного года до трех лет. |
Часть 1 статьи 14.13. |
Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахожде- нии либо иной информации об имуществе, передача иму- щества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсифи- кация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предви- дении банкротства. |
Административный штраф в раз- мере от 40 до 50 МРОТ или дис- квалификация на срок до трех лет. |
Часть 2 статьи 14.13. |
Неисполнение обязанности по подаче заявления о приз- нании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несо- стоятельности (банкротстве). |
Административный штраф в раз- мере от 40 до 50 МРОТ или дис- квалификация на срок до трех лет. |
Часть 3 статьи 14.13. |
Невыполнение правил, применяемых в период наблюде- ния, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательс- твом о несостоятельности (банкротстве). |
Административный штраф в раз- мере от 40 до 50 МРОТ или дис- квалификация на срок до трех лет. |
Статья 14.21. | Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным инте- ресам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственно- го капитала организации и (или) возникновение убыт- ков. |
Административный штраф в раз- мере до 10 МРОТ или дисквали- фикация на срок до трех лет. |
Статья 14.22. | Заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение им иных дейст- вий, выходящих за пределы его полномочий. |
Административный штраф в раз- мере до 10 МРОТ или дисквали- фикация на срок до трех лет. |
Часть 4 статьи 14.25. |
Предоставление в орган, осуществляющий государствен- ную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. |
Административный штраф, нала- гаемый на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквали- фикация на срок до трех лет. |
Статья 14.29. | Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кре- дитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого дея- ния. |
Административный штраф, нала- гается: - на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; - на должностных лиц - от 25 до 50 МРОТ или дисквалификация - на юридических лиц - от 300 до 500 МРОТ. |
Административные правонарушения против порядка управления | ||
Часть 1 статьи 19.5. |
Невыполнение в установленный срок законного предпи- сания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законода- тельства. |
Административный штраф, нала- гается: - на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; - на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет; - на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. |
Часть 2 статьи 19.5. |
Невыполнение в установленный срок законного предпи- сания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа. |
Административный штраф, нала- гаемый на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - от 2000 до 5000 МРОТ. |
Часть 3 статьи 19.5. |
Невыполнение в установленный срок законного предпи- сания, решения органа регулирования естественных мо- нополий, его территориального органа. |
Административный штраф, нала- гаемый на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - от 2000 до 5000 МРОТ. |
Порядок назначения наказания в виде дисквалификации
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
В большинстве случаев дела об административных правонарушениях, предусматривающих возможность применения такой меры ответственности, как дисквалификация, рассматриваются мировыми судьями.
Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
К подсудности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 Кодекса об административных правонарушениях, совершенных индивидуальными предпринимателями.
Определенные сложности возникают при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, когда речь идет об индивидуальных предпринимателях.
Согласно статье 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В то же время статья 203 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Так где же в итоге должно быть рассмотрено дело о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя?! По месту нахождения или жительства индивидуального предпринимателя, как того требует Арбитражный процессуальный кодекс РФ, или по месту совершения административного правонарушения или месту нахождения органа, проводившего административное расследование, как предписывает КоАП РФ?
Ответ на это вопрос был дан в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2003 года N КГ-А40/1129-03.
Фрагмент документа
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2003 года N КГ-А40/1129-03
...Содержащиеся в статье 189 АПК РФ нормы о рассмотрении дел, возникших из административных и иных публичных правоотношений, предполагают применение в административном судопроизводстве общих правил искового производства с особенностями, установленными в разделе III АПК РФ.
При этом из содержания части 2 статьи 189 АПК РФ следует, что при рассмотрении упомянутой категории дел административного судопроизводства применяются общие правила о подсудности, предусмотренные АПК РФ, если содержащиеся в разделе III АПК РФ нормы права не устанавливают иное.
Такое исключение по делам административного судопроизводства из общих правил подсудности, регулируемых параграфом 2 главы 4 АПК РФ, установлено для дел о привлечении к административной ответственности в статье 203 параграфа 1 главы 25 раздела III АПК РФ.
Вопреки доводу заявителя кассационной жалобы, обстоятельств, при которых должно применяться правило, предусмотренное частью 1 статьи 29.5 КоАП, установлено не было...
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок его рассмотрения может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения дела судья выносит мотивированное определение.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, кроме случая, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их представителями в вышестоящий суд.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. По ходатайству лица, подающего жалобу, этот срок может быть восстановлен судьей.
Последствия дисквалификации
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о последствиях дисквалификации руководителя организации и порядке исполнения вынесенного судом постановления о дисквалификации.
Статья 32.11. КоАП РФ предусматривает, что постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Но при этом остается неясным, каким должно быть основание прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом?
На случай лишения работника права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, Трудовой кодекс РФ предусматривает такое основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, как осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 4 статьи 83 ТК РФ).
Но так как в данной статье Трудового кодекса РФ речь идет о вступившем в законную силу приговоре суда, то осуждение работника к административному наказанию не может служить основанием увольнения по данной статье, так как в данном случае будет иметь место не приговор, а постановление суда.
Таким образом, у работодателя остается два варианта:
- Предусмотреть в трудовом договоре с руководителем организации такое основание увольнения, как привлечение к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации на определенный срок, и расторгать трудовой договор на основании пункта 13 статьи 81 Трудового кодекса.
При этом соответствующий фрагмент записи в трудовую книжку будет выглядеть следующим образом:
Пример 1
N записи | Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
10 | 01 | 06 | 2005 | Уволен по основанию, предусмотренному тру- довым договором с руководителем организа- ции, членами коллегиального исполнительного органа, пункт 13 статьи 81 Трудового кодек- са Российской Федерации |
Приказ N 35 от 01.06.2005 |
- При прекращении трудового договора ссылаться непосредственно на нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как согласно статье 77 Трудового кодекса трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным не только Трудовым кодексом, но и другими федеральными законами.
Соответствующий фрагмент записи в трудовую книжку при этом будет выглядеть следующим образом:
Пример 2
N записи | Дата | Сведения о приеме на работу, о переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число | месяц | год | |||
10 | 01 | 06 | 2005 | Уволен в связи с вынесением судом постановления о дисквалификации, часть 2 статьи 32.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации |
Приказ N 35 от 01.06.2005 |
КоАП РФ предусматривает формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц. Согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 805 этот реестр ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок ее предоставления составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.
КоАП РФ содержит императивную норму о том, что при заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Данное требование на практике зачастую игнорируется, что может повлечь за собой привлечение к ответственности за неисполнение постановления о дисквалификации руководителя.
Ответственность за неисполнение постановления о дисквалификации
Бытует мнение, что если, несмотря на судебное постановление о дисквалификации руководителя организации, трудовой договор с ним не расторгается, то это может повлечь за собой неблагоприятные последствия только для самого дисквалифицированного лица. На самом деле это не так.
Ответственность может быть возложена как на само дисквалифицированное лицо, так и на юридическое лицо, заключившее с дисквалифицированным лицом договор на управление юрлицом или неприменившее последствия прекращения его действия. Часть 1 статьи 14.23 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на дисквалифицированное лицо в размере 50 МРОТ. А часть 2 той же статьи - наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 1000 МРОТ.
Н.В. Родина,
юрисконсульт АНО "Региональный Сетевой Информационный Центр"
(АНО "РСИЦ")
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Источник-книга".
Лицензия на издательскую деятельность код 221, серия ИД, N 03940 от 07.02.2001.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11758 от 08.02.2002
Адрес: 127254, г.Москва, а/я 57
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru
www.delo-press.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 81259, 81388, 81941;
- по каталогу "Почта России" - 24176;
- по каталогу "Пресса России" - 39488, 39491, 15592.