Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2005 N 102-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" и о признании
утратившими силу отдельных положений Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции"*(1)
1. Причины принятия Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в данной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Несмотря на неоднократно вносившиеся в Закон N 171-ФЗ изменения и дополнения с целью ужесточения государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в этой отрасли возникло такое негативное явление, как так называемый региональный сепаратизм, препятствующий свободному движению алкогольной продукции по территории Российской Федерации, а на бизнес-структуры были возложены дополнительные расходы за осуществление государственными органами малоэффективных, как показало время, функций по контролю. Положения Закона N 171-ФЗ стали препятствовать вступлению Российской Федерации в международные организации, в частности в ВТО, позволяли недобросовестным налогоплательщикам применять схемы ухода от уплаты акцизов по алкогольной продукции.
Сложившееся положение дел в алкогольной отрасли не устраивало Правительство РФ и бизнес.
Все это и потребовало принятия Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции""" (далее - Закон N 102-ФЗ), который стал шестым нормативным актом, вносящим изменения в Закон N 171-ФЗ.
О серьезности и тщательности подготовки этих изменений свидетельствует тот факт, что первая редакция Закона N 102-ФЗ была принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 мая 2003 года, а до принятия этого Закона в нынешнем виде депутаты переносили его рассмотрение 13 раз.
В результате большой работы законодателя Закон N 102-ФЗ внес существенные изменения в полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: с одной стороны, усилил этот контроль там, где это необходимо, а с другой - убрал малоэффективные контрольные функции государства, доверив бизнес-структурам самим принимать решения.
2. Срок вступления в силу положений Закона N 102-ФЗ
Положения Закона N 102-ФЗ вступают в силу с 1 января 2006 года, однако ряд норм Закона имеют специальные сроки вступления: они позже указанной даты. Единственное положение, которое вступает в силу ранее этого срока, - это норма об отмене маркировки вин натуральных региональными специальными марками (РСМ): она вступает в силу с момента официального опубликования Закона N 102-ФЗ.
3. Основные задачи, стоявшие перед законодателем
при принятии Закона N 102-ФЗ
При подготовке Закона N 102-ФЗ законодатель должен был решить следующие задачи:
- отменить систему акцизных складов и маркировку алкогольной продукции РСМ;
- создать единую автоматизированную систему учета объемов производства (реализации) этилового спирта и алкогольной продукции;
- ужесточить систему денатурации этилового спирта;
- отменить квотирование этилового спирта, перевести производство и закупку спирта на уведомительный характер предоставления информации об этих производстве и закупке;
- отменить государственную регистрацию наименований алкогольной продукции;
- принять решение о перелицензировании всех предприятий отрасли до 1 июля 2006 года.
Все это и нашло отражение в Законе N 102-ФЗ.
4. Основные изменения, внесенные Законом N 102-ФЗ
1. Согласно Закону N 102-ФЗ полномочия субъектов Российской Федерации на проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции (маркировку алкогольной продукции РСМ), с 1 января 2006 года упраздняются.
Организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями, будут находиться в компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Перераспределение полномочий по контролю качества и безопасности алкогольной продукции было приведено в соответствие с положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", согласно которому с 1 января 2005 года вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов были отнесены к ведению Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2006 года отменяются система акцизных складов и маркировка алкогольной продукции РСМ.
Тем не менее у субъектов Российской Федерации до 1 июля 2006 года остается право проводить аккредитацию организаций, осуществляющих поставки в розничную торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с единым порядком, установленным Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации продолжают пользоваться правом определения порядка лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, осуществления государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
Учитывая это, следует ожидать, что субъекты Российской Федерации будут принимать специальные защитные меры в отношении алкогольной продукции, возможно, посредством установления ими соответствующих лицензионных требований, предъявляемых при лицензировании розничной продажи алкогольной продукции.
При этом субъекты Российской Федерации будут иметь право определять самостоятельно форму подтверждения проведения защитных мер в отношении алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи.
2. С 1 января 2006 года на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, будет наклеиваться только федеральная специальная марка, а на импортную - акцизная.
Следует отметить, что в Федеральном законе от 21.07.2005 N 107-ФЗ, определившем, что с 1 января 2006 года плательщиками акцизов по алкогольной продукции будут являться только организации, осуществляющие производство алкогольной продукции, или организации, осуществляющие ее импорт, содержатся переходные положения по уплате акцизов с остатков алкогольной продукции, которые будут числиться на акцизных складах по состоянию на 31 января 2005 года.
В частности, оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 года и осуществляющие с 1 января 2006 года реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 года и (или) отгруженной в их адрес до вышеуказанной даты, будут признаваться плательщиками акцизов.
При этом налогообложение остатков алкогольной продукции, которые будут реализованы оптовыми организациями, учредившими акцизный склад после 1 января 2006 года, за исключением вин, будет осуществляться по налоговым ставкам в размере 80% соответствующих налоговых ставок, которые будут действовать с 1 января 2006 года, в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, по налоговым ставкам в размере 65% соответствующих новых налоговых ставок.
Что касается алкогольной продукции, которая будет находиться 1 января 2006 года в пути или поступит на акцизный склад после вышеуказанного срока, то она не должна согласно ст. 12 Закона N 171-ФЗ маркироваться марками, не предусмотренными этим Законом.
Эта норма будет действовать и после 1 января 2006 года.
Федеральная специальная марка и акцизная марка будут являться с 1 января 2006 года документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, обеспечивающими контроль за уплатой налогов, а также будут служить носителями информации Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и подтверждать фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.
При этом технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, должна обеспечивать возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС.
Поэтому требования, которые в настоящее время предъявляются к федеральным специальным маркам постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", должны быть отменены с 1 января 2006 года.
До 1 января 2006 года Правительство РФ должно определить новые требования к образцам федеральных специальных и акцизных марок, к маркировке и наносимым на эти марки сведениям о маркируемой ими продукции и установить их цену.
Маркировка федеральными специальными марками и региональными специальными марками, которая соответствует требованиям постановлений Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 и от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок", должна быть произведена до 1 января 2006 года.
Следует отметить, что Закон N 102-ФЗ содержит закрытый перечень документов, которые с 1 января 2006 года должны будут подаваться в уполномоченный орган для приобретения федеральных специальных марок или в таможенный орган для приобретения акцизных марок, а именно:
- заявление о выдаче марок;
- справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов;
- отчет об использовании ранее выданных марок по установленной Правительством РФ форме;
- копия лицензии;
- копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, которые будет необходимо подавать начиная с 1 июля 2006 года.
3. Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ для осуществления государственного контроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вводится ЕГАИС, которая призвана решать следующие задачи:
- обеспечить достоверный учет объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- обеспечить выявление оборота неучтенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях контроля за уплатой налогов и контроля качества;
- обеспечить доступ к этой системе контролирующих органов.
ЕГАИС будет представлять собой программно-информационный комплекс, предназначенный для формирования единой информационной базы данных об объемах произведенного и реализованного на территории Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Требования, предъявляемые к средствам ЕГАИС и порядку ее функционирования, должны быть также утверждены Правительством РФ.
В частности, должны быть определены требования:
- к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;
- к техническим средствам фиксации информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- к техническим средствам передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС;
- к самим средствам системы;
- к средствам нанесения и считывания с федеральных специальных и акцизных марок сведений о маркируемой ими алкогольной продукции в систему ЕГАИС;
- к средствам защиты информации, передаваемой в ЕГАИС, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Согласно положениям Закона N 102-ФЗ ЕГАИС будет единой и будет включать сведения об обороте не только произведенных на территории Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и импортной продукции.
При реализации задач, поставленных в п. 3 ст. 1 Закона N 102-ФЗ, целесообразно определить один федеральный орган исполнительной власти в качестве ответственного за ведение и формирование информационной базы данных о фактических объемах произведенного и реализованного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ФНС России имеет разветвленную сеть территориальных органов по всей Российской Федерации, которые включают специализированные инспекции по контролю за уплатой налогов с алкогольной продукции.
Участниками ЕГАИС в той или иной степени (в качестве поставщиков информации или в качестве контролирующих органов) будут ФНС России, таможенные органы, субъекты Российской Федерации, предприятия, осуществляющие оптовую, розничную продажу алкогольной продукции, импортеры.
Для снижения затрат государства и организаций ЕГАИС может быть создана на базе действующей единой системы учета движения алкогольной продукции, порядок ведения которой был в свое время установлен МНС России согласно постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 N 723.
Сведения, получаемые из ЕГАИС, будут составлять налоговую тайну, доступ к которой ограничен ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Следует отметить, что в силу Закона N 102-ФЗ с 1 июля 2006 года оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, будет запрещен.
Это означает, что до вышеуказанного срока сведения о продукции, находящейся в обороте, в том числе находящейся в розничной продаже, числящейся в остатках на складах и т.д., должны быть включены в ЕГАИС либо продукция должна выйти из оборота.
4. Действующая редакция ст. 183 НК РФ содержит положения, согласно которым освобождаются от обложения акцизами операции по реализации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья" утвержден Перечень денатурирующих добавок (ингредиентов) для этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Этиловый спирт и спиртсодержащая продукция, денатурированная добавками, приведенными в этом Перечне, выпадают из-под обложения акцизами.
Как показала практика, вышеуказанный Перечень содержит ряд неэффективных добавок, при денатурации которыми спиртосодержащая продукция может использоваться населением в качестве алкогольной, что в конечном счете наносит вред здоровью потребителям этих напитков и приводит к потерям доходов бюджета.
С 1 января 2006 года будет действовать закрытый перечень добавок, при условии наличия которых этиловый спирт и спиртсодержащая непищевая продукция будут считаться денатурированными.
Одновременно с указанного срока отменяется освобождение от обложения акцизами оборота денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Правительством РФ должны быть установлены порядок осуществления государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции, а также порядок использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции.
С 1 января 2006 года вводится лицензирование оптового оборота спиртсодержащей непищевой продукции, а организации, осуществляющие производство, закупку и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, будут обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
5. С 1 января 2006 года предприятиям и организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции, предъявляются лицензионные требования к размеру оплаченного уставного капитала.
В частности, производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) вправе будут осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб. Производством водки вправе будут заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн руб.
6. С 1 января 2006 года для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, исключена необходимость представления в лицензирующий орган следующих документов:
- согласие в письменной форме органа, уполномоченного субъектом Российской Федерации, на территории которого будет находиться организация или ее структурное подразделение, осуществляющие производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- документы о техническом и метрологическом оснащении организации, подтверждающие возможность осуществлять государственный контроль за фактическим объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- копии информационного письма федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
- заключение органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации;
- документ о регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции.
7. С 1 января 2006 года из видов деятельности, подлежащих лицензированию, будут исключены:
- закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
- экспорт алкогольной продукции;
- импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
С 1 января 2006 года вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции будет осуществляться организациями в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных Законом N 102-ФЗ, согласно которому условиями для экспорта и импорта алкогольной продукции будут являться соответствие организации установленным требованиям к оплаченному уставному капиталу и наличие "внутренней" лицензии.
Однако Правительством РФ должны быть установлены порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроля за качеством ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции.
8. С 1 января 2006 года не будет подразделения лицензий на федеральные и на лицензии, выданные субъектами Российской Федерации, имеющие ограниченное действие. Лицензии (кроме лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) будут выдаваться ФНС России на пять лет и будут действовать на всей территории Российской Федерации.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная субъектом Российской Федерации, будет действовать на территории другого региона при условии соглашения об этом между субъектами Российской Федерации.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, будет распространяться на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Одновременно следует отметить, что за выдачу лицензий будет также взиматься сбор, размер которого с 1 января 2006 года существенно повышается для производства и оборота отдельных видов продукции.
9. Перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при отсутствии которых оборот вышеуказанной продукции будет запрещен, вводится с 1 января 2006 года.
10. Организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет их производства и оборота.
Порядок учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет установлен Правительством РФ.
11. С 1 января 2006 года будет введено декларирование розничной продажи алкогольной продукции, решение о введении которой будет приниматься субъектами Российской Федерации.
12. С 1 июля 2006 года розничная продажа алкогольной продукции будет осуществляться только организациями при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции.
Субъекты Российской Федерации будут устанавливать для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн руб.
Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением вышеуказанных требований будет запрещена. Таким образом, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные индивидуальным предпринимателям, срок действия которых не истек, должны быть аннулированы после 1 июля 2006 года.
13. С 1 января 2006 года отменяются государственная регистрация наименований продукции, разрешительный порядок закупки этилового спирта, государственная регистрация основного технологического оборудования.
14. С 1 января 2006 года вводятся понятия "оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" и "оборудование для учета объемов использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
При этом основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, в том числе средствами защиты информации, предотвращающими искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации. С 1 июля 2006 года производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС будет запрещено.
В случае приобретения нового основного технологического оборудования, которое будет использовано для производства этилового спирта и алкогольной продукции, лицензиат будет обязан представить в ФНС России перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия.
При этом использование нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования и сертификатов соответствия при условии отсутствия решения о недопустимости использования основного технологического оборудования.
В.В. Спирин,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст официального документа не приводится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1