Отставной акциз
По общему правилу для уплаты налога нужен налогоплательщик и объект налогообложения. Однако в Кодексе есть нормы, которые содержат важные оговорки, и именно от них зависит возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Например, приобретение нефтепродуктов в собственность облагается акцизом, при этом акциз уплачивается только в том случае, если операции с нефтепродуктами осуществлены в период действия соответствующего свидетельства.
Причина спора
Предприниматель имел свидетельство о регистрации в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами. 31 декабря 2002 г. он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о приостановлении действия указанного свидетельства, а 9 января 2003 г. - о его аннулировании, что и было сделано налоговым органом на следующий день - 10 января.
Впоследствии налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя на предмет правильного исчисления и своевременной уплаты им акцизов по операциям с нефтепродуктами за январь 2003 г. и выявила нарушения. Суть нарушений - бензин, полученный 9 января, не был включен в объект налогообложения акцизом в январе 2003 г. В результате налоговый орган принял решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату акцизов, были доначислены налог и пени.
В связи с неисполнением предпринимателем требования об уплате налога, пеней и штрафа налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о принудительном взыскании указанных в решении сумм.
/------------------------------------------\ /---------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции |----- -----|Позиция индивидуального предпринимателя|
|------------------------------------------| 46 694 рубля |---------------------------------------|
|Согласно ст. 179 НК РФ налогоплательщиками| 99 копеек |Обязанность по исчислению и уплате ак-|
|акциза признаются организации и индивиду-| |циза с полученных нефтепродуктов напря-|
|альные предприниматели, имеющие свидетель-| |мую связана с наличием или отсутствием|
|ство о регистрации лица, совершающего| |свидетельства о регистрации лица, со-|
|операции с нефтепродуктами, если они по-| |вершающего операции с нефтепродуктами. |
|лучают нефтепродукты, в том числе приобре-| |Нефтепродукты получены 9 января|
|тают их в собственность (подп. 3 п. 1| |2003 г., т.е. в день, когда свидетель-|
|ст. 182 НК РФ). | |ство было аннулировано. В этот день в|
|Поскольку на момент отгрузки бензина у| |налоговый орган было подано заявление о|
|предпринимателя было соответствующее сви-| |приостановлении действия свидетельства,|
|детельство, возникла обязанность по исчис-| |значит, с этой даты осуществляемые опе-|
|лению акциза. Решение налогового органа о| |рации не могут облагаться акцизом. Та-|
|привлечении предпринимателя к налоговой| |ким образом, решение налогового органа|
|ответственности и о доначислении сумм ак-| |незаконно. |
|циза, пеней и штрафа законно. | | |
\------------------------------------------/ \---------------------------------------/
|
/---------------------------------------\
|Решение в пользу индивидуального пред-|
|принимателя |
\---------------------------------------/
Позиция суда
Оснований для включения приобретенного предпринимателем 9 января 2003 г. бензина в налоговую базу по акцизам за январь 2003 г. нет, поэтому начисление налога, пеней и применение ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ неправомерно.
Пунктом 5 ст. 179.1 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы аннулируют свидетельство, в том числе по инициативе лица, на чье имя оно выдано. Датой аннулирования свидетельства в случаях, когда этого желает сам налогоплательщик, признается день, указанный в заявлении, либо день подачи заявления.
Поскольку нефтепродукты получены предпринимателем в день аннулирования свидетельства, а исчисление и уплата акциза с полученных нефтепродуктов напрямую связана с наличием или отсутствием свидетельства, начисление акциза невозможно.
К таким выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 19.05.05 по делу N А74-3880/04-Ф02-2204/05-С1.
Наш комментарий
Согласно ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 "Акцизы" НК РФ.
Операции, подлежащие налогообложению акцизами, т.е. объекты налогообложения, перечислены в ст. 182 НК РФ. Согласно подп. 3 п. 1 указанной статьи в качестве объекта названо получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, под получением понимается приобретение нефтепродуктов в собственность.
Таким образом, для того чтобы получение нефтепродуктов признать операцией, подлежащей налогообложению акцизом, необходимо, во-первых, приобрести нефтепродукты в собственность, а во-вторых, иметь свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Вопросы перехода права собственности и определения момента его возникновения регулируются гражданским законодательством. Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из рассматриваемого нами судебного дела, нефтепродукты, которые стали предметом спора с налоговым органом, были переданы предпринимателю 9 января 2003 г., данный факт был подтвержден документально (счетами-фактурами, накладными). Таким образом, одно из необходимых условий для начисления акциза - право собственности на нефтепродукты, имело место. Однако в день перехода права собственности свидетельство уже считалось аннулированным, т.е. отсутствовало второе обязательное условие для начисления акциза.
Вопросы выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, регулируются ст. 179.1 НК РФ и, как указано в п. 3 данной статьи, актами Минфина России. До недавнего времени этими вопросами занимался не Минфин, а налоговая служба*(1).
Посмотрим, как нормативными правовыми актами определяется момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным. В период, в который возникла спорная ситуация между налоговым органом и предпринимателем, действовал Порядок выдачи свидетельств, утвержденный приказом МНС России от 04.09.02.
Согласно названному Порядку у организаций и предпринимателей, имеющих свидетельства, была возможность обращаться с заявлениями о приостановлении действия свидетельства. Хотя Порядком прямо не было установлено, с какого момента считать свидетельство приостановленным, на практике исходили из даты подачи заявления. Таким образом, с 31 декабря 2002 г. - дня подачи предпринимателем заявления о приостановлении действия свидетельства, свидетельство считалось приостановленным.
Действующий в настоящее время Порядок выдачи свидетельств, утвержденный приказом МНС России от 06.02.03 N БГ-3-03/52, предусматривает приостановление действия свидетельства только по инициативе налоговых органов, поэтому в качестве даты, с которой оно считается приостановленным, указан день принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства.
Вместе с тем приостановление действия свидетельства (и по старому, и по новому Порядку) еще не говорит о том, что его у предпринимателя нет, поэтому если в период приостановления действия свидетельства лицо приобретает нефтепродукты, оно обязано начислять и уплачивать акциз. Говорить об отсутствии свидетельства можно только в том случае, если оно аннулировано или истек срок его действия.
Процедура аннулирования свидетельства может быть инициирована как налоговым органом, так и самим лицом - держателем свидетельства. Как следует из п. 22 действующего в настоящее время Порядка, если аннулирование свидетельства производится в связи с представлением организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления (заявления об аннулировании свидетельства), свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства). Напомним, что датой подачи заявления является дата его фактического представления в налоговый орган или дата получения налоговым органом заявления по почте (п. 11 Порядка).
Если же свидетельство аннулируется по другим основаниям, перечисленным в п. 21 Порядка, оно считается аннулированным с даты принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства. Заметим, что аналогичным образом порядок и сроки аннулирования свидетельства регулировались старым Порядком.
Мы рассмотрели ситуацию, когда у налогового органа не было оснований требовать уплаты акциза, но это не значит, что операции по приобретению и последующей реализации нефтепродуктов освобождаются от уплаты других налогов, тех, уплата которых не зависит от наличия или отсутствия свидетельства.
Обобщение судебной практики
Объектом налогообложения акцизом являются лишь те нефтепродукты, которые указаны в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Нефтепродукты должны приобретаться в собственность, а лицо, их приобретающее, должно иметь соответствующее свидетельство.
Наименование судебного органа | Дата решения | Номер дела |
ФАС Дальневосточного округа | Постановление от 06.04.05 | N Ф03-А73/05-2/344 |
ФАС Западно-Сибирского округа | Постановление от 09.02.05 | N Ф04-256/2005(8079-А75-31) |
ФАС Северо-Западного округа | Постановление от 02.03.05 | N А13-7426/04-19 |
ФАС Уральского округа | Постановление от 14.04.05 | N Ф09-1347/05-АК |
"Налоговые споры", N 11, ноябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Федеральный закон от 29.06.04 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677