Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2005 г. N КГ-А40/12179-05
(извлечение)
Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными распоряжений Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 26.09.03 N 4323-р, 4324-р, в соответствии с которыми в собственность Закрытого акционерного общества "Лираль-Ложистик" (далее - ЗАО "Лираль-Ложистик") предоставлены земельные участки площадью 111.108 кв.м. и 75.066 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Префектура Северного административного округа г. Москвы (далее - Префектура САО г. Москвы), Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура), ЗАО "Лираль-Ложистик", Департамент земельных ресурсов города Москвы.
В обоснование заявленных требований Правительство Москвы ссылается на несоответствие оспариваемых распоряжений закону, в том числе положениям Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.01 N 136-ФЗ, требованиям Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", а также на отсутствие у Минимущества России надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов и нарушение оспариваемыми распоряжениями прав и законных интересов города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.05, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды обеих инстанций исходили из соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону, принятия их Минимуществом России в пределах своей компетенции, а также того, что изданные распоряжения не затрагивают прав и законных интересов заявителя.
На принятые по делу судебные акты Правительством Москвы подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, суды не правомерно не применили к спорным отношениям положения пункта 14 статьи 43 Федерального закона от 21.12.01 "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которым до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
Заявитель полагает, что поскольку решение о приватизации недвижимого имущества, находящегося на спорных земельных участках, было принято Комитетом по управлению имуществом Москвы, правопреемником которого являлся Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы, решение о приватизации занятых недвижимостью земельных участков также должно было приниматься Департаментом.
В судебном заседании представители заявителя и Департамента земельных ресурсов города Москвы доводы кассационной жалобы поддержали, представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество), ЗАО "Лираль-Ложистик" возражали против ее удовлетворения, полагая, что суды первой и апелляционной инстанций полностью выяснили и оценили фактические обстоятельства и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Префектура САО г. Москвы, Москомархитектура своих представителей в суд не направили, отзывов на кассационную жалобу не представили.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие не явившихся представителей Префектуры САО г. Москвы, Москомархитектуры.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Минимуществом России изданы распоряжения от 26.09.03 N 4323-р, 4324-р, согласно которым в собственность ЗАО "Лираль-Ложистик" предоставлены земельные участки площадью 111.108 кв.м. и 75.066 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 2.
На указанных участках находятся 34 объекта недвижимого имущества, принадлежащие ЗАО "Лираль-Ложистик" на праве собственности (Свидетельства о государственной регистрации права от 24.10.01). Здания были внесены в уставный капитал акционерного общества его учредителем Открытым акционерным обществом "Реалбаза N 1", созданным в процессе приватизации Государственного предприятия "Реализационная база хлебопродуктов N 1".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, расположенные на спорных земельных участках объекты недвижимого имущества, до их приватизации в 1992 году Реализационной базой хлебопродуктов N 1, находились в федеральной собственности (пункт 4 Плана приватизации Реалбазы N 1, Свидетельство Государственного комитета по управлению государственным имуществом от 29.01.93 N 50-012313(000)/25.09.92).
В материалах дела имеется договор от 31.05.01 N М-09-018483 о предоставлении спорных участков ОАО "Реалбаза N 1" в пользование на условиях аренды. Согласно дополнительному соглашению N 1 к указанному договору в связи с переходом права собственности на здания, расположенные на спорных земельных участках, к ЗАО "Лираль-Ложистик", перешли права и обязанности арендатора последних.
При издании оспариваемого ненормативных правовых актов Минимущество России руководствовалось Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.01 N 136-ФЗ, Федеральным законом от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 28 главы V "Особенности приватизации отдельных видов имущества" Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в статьях 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (в федеральной собственности).
Пунктом 2 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, может быть определен Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочия по изданию нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных отношений, высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Постановлением от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" утвердил Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерству имущественных отношений Российской Федерации были предоставлены полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления юридическим лицам земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены "Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", в соответствии с пунктами 1, 7 которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами). При этом если решение о приватизации земельных участков принимает Минимущество России, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
Пунктом 14 статьи 43 Закона от 21.12.01 "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных согласно законодательству Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суды, установив, что спорные земельные участки пришли к обоснованному выводу о том, что решение о приватизации спорных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, до их приобретения в собственность юридическим лицом находившиеся в федеральной собственности, правомерно было принято Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.04 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
Таким образом, на настоящий момент органом, уполномоченным от имени собственника - Российской Федерации принимать решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан или юридических лиц, приватизировавших объекты недвижимости, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, в связи с чем требования по настоящему делу правомерно заявлены именно к Росимуществу.
Довод кассационной жалобы о том, что решение о приватизации спорных земельных участков должно было приниматься Департаментом имущества города Москвы как правопреемником Комитета по управлению имуществом Москвы, судом кассационной инстанции отклоняется.
Решение о приватизации недвижимого имущества, находящегося на спорных земельных участках, было принято Комитетом по управлению имуществом Москвы, наделенным правами территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом в целях проведения приватизации расположенных на территории города Москвы объектов государственной собственности, и действовавшим в государственных интересах в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.92 N 52 "Об ускорении реализации программы приватизации на 1992 год", приказом Госкомимущества России от 02.04.92 N 44.
На дату издания оспариваемых распоряжений Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы не обладал полномочиями территориального агентства Министерства имущественных отношений Российской Федерации, которые были прекращены в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", а следовательно, не был наделен правом принятия решений о приватизации земельных участков, занятых недвижимым имуществом, до приватизации относившимся к объектам федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых распоряжений Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 26.09.03 N 4323-р, 4324-р закону, принятии их Минимуществом России в пределах своей компетенции, а также об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 мая 2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2005 г. N 09АП-8126/05-ГК по делу N А40-16763/05-84-135 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2005 г. N КГ-А40/12179-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании