Об особых экономических зонах
26 августа 2005 года вступил в силу Закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ. Он установил единые правила создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон на территории РФ. Какие плюсы несет это новшество для организаций и предпринимателей?
Что такое особая экономическая зона
Oсобая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории РФ, где действует особый режим предпринимательской деятельности. Правительство определяет территории, на которых такие зоны будут расположены, а также виды деятельности, ведение которых разрешается в ОЭЗ. Свое решение Правительство оформляет в виде постановления.
ОЭЗ создаются для развития:
- обрабатывающих отраслей экономики;
- высокотехнологичных отраслей;
- производства новых видов продукции;
- транспортной инфраструктуры.
Поэтому на территории ОЭЗ нельзя вести добычу и переработку полезных ископаемых, перерабатывать лом цветных и черных металлов, а также производить и перерабатывать подакцизные товары. Исключением являются легковые автомобили, которые разрешено производить на территории ОЭЗ.
При создании ОЭЗ необходимо соблюдать следующие условия.
Во-первых, ОЭЗ должна находиться в пределах одного муниципального образования, но в то же время не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
Во-вторых, ОЭЗ может создаваться только на тех земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Иными словами, нельзя создать ОЭЗ на наделах, которые принадлежат гражданам или юридическим лицам. Исключением являются участки земли, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры ОЭЗ.
В-третьих, на территории ОЭЗ не должно быть объектов жилищного фонда. Кроме того, те объекты, которые расположены на территории ОЭЗ, должны находиться в собственности государства или муниципалитета (за исключением объектов инженерной инфраструктуры). ОЭЗ создается на 20 лет. Причем продлить этот срок нельзя. В некоторых случаях Правительство РФ может принять решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ.
Особые экономические зоны бывают двух видов: промышленно-производственные (ПП ОЭЗ) и технико-внедренческие (ТВ ОЭЗ). Характеристики видов ОЭЗ мы привели в таблице 1.
Таблица 1. Виды особых экономических зон
Показатели | Промышленно-производственные ОЭЗ | Технико-внедренческие ОЭЗ |
Площадь участков территории, на которых создаются ОЭЗ |
Не более 20 кв. км | Не более 2 кв. км (не более двух участков) |
Резидентами ОЭЗ могут стать | Коммерческие организации (за исклю- чением унитарных предприятий) |
Индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (за исключением унитарных предприя- тий) |
На территории ОЭЗ резиденты должны вести |
Промышленно-производственную деяте- льность (производство и переработка товаров (продукции) и их реализа- ция) |
Технико-внедренческую, деятель- ность (создание и реализация на- учно-технической продукции, до- ведение ее до промышленного применения, включая изготовле- ние, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределения вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем) |
Дополнительные обязанности резидентов ОЭЗ по соглашению |
Резиденты обязаны осуществить инве- стиции в сроки, предусмотренные со- глашением. Общий объем инвестиций в основные средства, предусмотренный соглашением, не может быть меньше суммы в рублях, эквивалентной 10 000 000 евро по курсу ЦБ РФ на день подачи заявки на заключение согла- шения. В течение года со дня заклю- чения соглашения резидент должен осуществить капитальные вложения в основные средства, не менее чем на сумму в рублях, эквивалентную 1 000 000 евро |
|
Орган управления обязан пре- доставить резиденту в аренду |
Земельный участок, расположенный в "ОЭЗ. Кадастровый учет проводится за счет резидента |
Государственное или муниципаль- ное имущество, расположенное на территории ОЭЗ |
Соглашением может быть преду- смотрена обязанность органов управления ОЭЗ заключить с резидентом |
Договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущест- ва, которое находится на территории ОЭЗ |
Договор аренды земельного участ- ка, расположенного на территории ОЭЗ Кадастровый учет земельного участка проводится за счет рези- дента |
Заявка на заключение соглаше- ния должна включать в себя |
1. Сведения о предполагаемой дея- тельности, заявителя; 2. Сведения о площади земельного участка, необхо- димого для ведения деятельности; 3. Сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений |
1. Сведения о предполагаемой де- ятельности заявителя; 2. Сведе- ния о государственном или муни- ципальном имуществе, необходимом для ведения деятельности |
Экспертиза бизнесплана заяви- теля проводится |
Банком или другой кредитной органи- зацией. Положительное заключение на бизнес-план прилагается к заявке |
Экспертным советом по ТВ ОЭЗ |
Соглашение заключается орга- ном управления ОЭЗ на основа- нии |
Заявки и документов, представленных претендентом |
Решения экспертного совета по ТВ ОЭЗ о поддержке бизнес-плана |
Функции в области управления ОЭЗ, а также обязанности по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности возложены на Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, которое создано Указом Президента РФ от 22.06.2005 N 855. Агентство находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
Как стать резидентом ОЭЗ
Не все организации и предприниматели, которые ведут коммерческую деятельность на территории ОЭЗ, являются ее резидентами. Для того чтобы получить статус резидента ОЭЗ, организация должна зарегистрироваться на ее территории и заключить соответствующее соглашение с территориальными органами Федерального агентства по управлению ОЭЗ.
В зависимости от вида ОЭЗ коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) могут стать либо резидентами ПП ОЭЗ, либо резидентами ТВ ОЭЗ. Индивидуальные предприниматели могут претендовать только на статус резидентов ТВ ОЭЗ.
На территории ОЭЗ резиденты могут вести только тот вид предпринимательской деятельности, который указан в соглашении. Поэтому резиденты ПП ОЭЗ заключают с Федеральным агентством соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности, а резиденты ТВ ОЭЗ - соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.
В течение трех дней с момента подписания соглашения территориальные органы Федерального агентства по управлению ОЭЗ вносят соответствующую запись о регистрации нового лица в реестр резидентов и выдают новоиспеченному резиденту Свидетельство о регистрации. Форма Свидетельства будет утверждена Агентством.
На следующий день после регистрации нового резидента сведения о нем поступают в налоговые и таможенные органы. Туда же передается и копия соглашения.
Учтите, что резиденты ОЭЗ не имеют права открывать филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
Лишиться своего статуса резидент может только в судебном порядке. Основанием для обращения в суд органов Федерального агентства по управлению ОЭЗ могут быть случаи, когда резидент ОЭЗ, например, совершил два и более существенных нарушения налогового или таможенного законодательства или не выполнил предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой комплексной проверки, и т.д.
Таможенный режим
На территории ОЭЗ устанавливается особый таможенный режим - режим свободной таможенной зоны (СТЗ), который регулируется положениями главы 8 Закона N 116-ФЗ (см. таблицу 2) и он действует в течение всего срока существования ОЭЗ.
Под таможенный режим СТЗ помещаются только те товары, которые находятся на территории ОЭЗ и используются резидентами для осуществления деятельности. Товары могут быть ввезены с территории России, из-за рубежа или приобретены на территории ОЭЗ у лиц, которые являются нерезидентами. Резиденты могут использовать эти товары по своему усмотрению, за исключением тех операций, перечень которых утвердит Правительство РФ.
Таблица 2. Порядок уплаты таможенных платежей
при ввозе и вывозе товаров
Вид операции | Иностранные товары | Российские товары |
Ввоз товаров на территорию ОЭЗ с территории иностран- ного государства |
НДС, акцизы и таможенные пошлины не уплачиваются. Запреты и ограничения экономического характера на указанные товары не применяются |
- |
Ввоз товаров на территорию ОЭЗ с территории РФ (или покупка товаров у нерезиде- нтов ОЭЗ) |
Суммы ввозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплаченных при ввозе на территорию РФ, возвращаются таможенными органами, если при вывозе товаров с таможенной территории РФ предусмотрено освобождение от уплаты ввозных пошлин и НДС или их возврат |
НДС и акцизы уплачиваются как при экспорте товаров. Таможен- ные пошлины не уплачиваются |
Вывоз товаров, помещенных под режим СТЗ, на террито- рию РФ (или продажа товаров нерезидентов ОЭЗ) |
НДС и акцизы уплачиваются по ставкам, действующим на дату подачи таможенной декларации или на дату продажи. Таможенные пошлины рассчитываются (по выбору резидента ОЭЗ): - либо по ставкам, установленным для иностранного товара, ввезенного на территорию ОЭЗ; - либо го ставкам, установленным для товара, изготовленного на территории ОЭЗ: Таможенная стоимость и количество товаров определяются; - в целях расчета таможенных пошлин - на день их помеще- ния под таможенный режим СТЗ; в целях расчета НДС и акцизов - на день подачи таможенной деклараций в связи с вывозом товаров или на день их продажи |
НДС и акцизы уплачиваются по ставкам, действующим на дату подачи таможенной декларации или на дату продажи. Таможен- ные пошлины не уплачиваются. Таможенное оформление осущест- вляется по правилам, установ- ленным для таможенного оформ- ления иностранных товаров при их выпуске для свободного об- ращения на территории РФ |
Вывоз товаров, помещенных под режим СТЗ, на террито- рию другой ОЭЗ |
НДС, акцизы и таможенные пошлины не уплачиваются |
НДС, акцизы и таможенные пош- лины не уплачиваются. Перевоз- ка товаров осуществляется по правилам внутреннего таможен- ного транзита, установленного в отношении иностранных това- ров |
Вывоз товаров, помещенных под режим СТЗ, за пределы РФ*(1) |
Ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы не взимаются. Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с режимом экспорта. Таможенное оформление товаров осуществляется в соответствии с таможенным режимом экспорта. |
На территории ОЭЗ работники таможни осуществляют свой контроль в соответствии с таможенным законодательством РФ. Помимо этого они дают санкцию на ввоз и вывоз товаров, а также осуществляют их идентификацию. Кроме того, уничтожать или продавать товары, помещенные под таможенный режим СТЗ, другому резиденту ОЭЗ можно только с разрешения таможенных органов.
Не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года резиденты ОЭЗ должны проинформировать налоговые органы о своих планах на будущий год. Они должны представить в письменной форме согласованные с органом управления ОЭЗ сведения:
- о товарах, которые резидент планирует ввезти на территорию ОЭЗ;
- об операциях, которые будут с ними совершены;
- о товарах, которые будут изготовлены;
- о системе расчета ставок таможенных пошлин при вывозе иностранных товаров за пределы ОЭЗ или при их продаже нерезидентам ОЭЗ.
Один раз в квартал резидент имеет право внести исправления в те сведения, которые он представил ранее, но не позднее, чем за 15 дней до подачи таможенной декларации. Такой же срок установлен для сообщения в таможенные органы о первой партии товаров.
Организациям и предпринимателям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ, помимо бухгалтерского и налогового учета придется вести еще и таможенный учет. Он включает в себя:
- учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ;
- представление отчетности в таможенные органы.
Если ОЭЗ прекратит свое существование или ее резидент утратит свой статус, то его имущество не может оставаться под таможенным режимом СТЗ (см. таблицу 3).
Таблица 3
Ситуация | Имущество резидента ОЭЗ | ||
Товары, находящиеся на территории ОЭЗ и помещен- ные под таможенный режим СТЗ |
Оборудование и объекты нед- вижимости, ввезенные на территорию ОЭЗ в соответст- вии с таможенным режимом СТЗ или изготовленные из товаров, помещенных под та- моженных режим СТЗ. |
||
ОЭЗ прекратила свое существование |
В течение трех месяцев бывший резидент ОЭЗ должен переместить то- вары в другую 0Э3 под таможенный режим СТЗ или поместить их под иной таможенный режим |
По истечении этого срока товары переходят в распо- ряжение таможенных органов в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса |
Приобретают статус находя- щихся в свободном обращении и остаются в собственности бывшего резидента ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов*(2) |
Резидент ОЭЗ утратил свой статус |
В течение трех месяцев с даты внесения запи- си, в реестр бывший резидент ОЭЗ должен продать товары другому резиденту ОЭЗ или по- местить их под другой таможенный режим |
Порядок налогообложения резидентов ОЭЗ
Резиденты ОЭЗ уплачивают налоги в общеустановленном порядке. В то же время они имеют два преимущества перед обычными налогоплательщиками.
Во-первых, все неблагоприятные изменения налогового законодательства, которые, возможно, появятся в период действия соглашения, не будут распространяться на резидентов ОЭЗ. Исключением являются законодательные акты по подакцизным товарам, положения которых обязательны и для резидентов ОЭЗ.
Во-вторых, для резидентов ОЭЗ предусмотрены некоторые налоговые льготы, которые вводятся Законом N 117-ФЗ. При расчете налога на имущество резиденты как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих ОЭЗ могут не учитывать стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе. Но только в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ). То есть в течение пяти лет с момента отражения первоначальной стоимости объекта по дебету счета 01. Кроме того, резиденты ОЭЗ могут не платить земельный налог по собственным земельным участкам. Такая льгота предоставляется резидентам ОЭЗ в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на участок земли.
Резиденты ПП ОЭЗ имеют некоторые льготы при расчете налога на прибыль.
Во-первых, согласно поправкам, внесенным в пункт 7 статьи 259 Налогового кодекса, резиденты ПП ОЭЗ могут при расчете амортизации по собственным основным средствам применять повышающий коэффициент. Размер коэффициента резиденты ОЭЗ будут определять сами, но он не может превышать 2.
Во-вторых, для резидентов ПП ОЭЗ в 2006 году не действуют ограничения в отношении суммы переносимого убытка (п. 2 ст. 283 НК РФ). Напомним, что налогоплательщики могут учесть убыток, полученный в прошлые налоговые периоды, при расчете налога на прибыль за текущий год. Переносить убыток на будущее можно в течение 10 лет.
До 1 января 2006 года налогоплательщики имели право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков прошлых лет не более чем на 30 процентов.
В 2006 года сумма переносимого убытка может составлять до 50 процентов налоговой базы (ст. 5 Закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
И только с 1 января 2007 года будут сняты все ограничения в отношении убытков, которые налогоплательщики переносят на будущее.
В отношении расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки льгота, предусмотренная последним абзацем пункта 2 статьи 262 Налогового кодекса, распространяется на резидентов всех ОЭЗ.
Напомним, что с 1 января 2006 года затраты на НИОКР, которые дали положительные результаты, налогоплательщики могут равномерно включать в состав прочих расходов в течение двух лет. А затраты на неудачные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки они будут равномерно учитывать в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль в течение трех лет.
Резиденты особых экономических зон могут признать фактические затраты на НИОКР в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. При этом результат разработок значения не имеет.
Особенности начисления ЕСН резидентами ОЭЗ мы рассмотрели подробно на стр. 50.
О.А. Курбангалеева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывезенных за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии (без учета естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения).
*(2) Оборудование и объекты недвижимости остаются в собственности бывшего резидента ОЭЗ только в том случае, если он выполнил условия соглашения и утратил свой статус в связи с истечением срока его действия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.