Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей
временно отсутствующего работника
Наряду со штатным совместительством (характеристика указанного режима работы опубликована в журнале "Консультант бухгалтера" N 9 за 2005 г.) совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника выступают в качестве варианта осуществления работниками трудовых обязанностей по временно или постоянно вакантной должности (профессии).
При этом в отличие от штатного совместительства, совмещение профессий и исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников осуществляются только штатными работниками организации, с которыми заключены трудовые договоры о выполнении обязанностей по основной должности (профессии). Кроме того, совмещение профессий (должностей) выполняется в пределах нормального рабочего дня сотрудника, тогда как внутреннее штатное совместительство - сверх рабочего времени по основной должности (профессии).
В соответствии со статьей 151 ТК РФ работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. При этом установление доплаты является обязательным, а ее размеры определяются по соглашению сторон трудового договора.
Совмещение профессий следует также отличать и от предусмотренного статьей 74 ТК РФ временного перевода сотрудника на другую работу в случае производственной необходимости с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод осуществляется на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника. Продолжительность предусмотренного статьей 74 ТК РФ перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (период с 1 января по 31 декабря).
Учитывая положения статьи 423 ТК РФ, условия сторон трудовых отношений о совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника регулируются положениями ТК РФ, а в части, не противоречащей кодексу, также и постановлением Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту - Постановление Совмина СССР N 1145). Инструкция по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" утверждена Госкомтрудом СССР от 14 мая 1982 г. N 53-ВЛ (далее по тексту - Инструкция Госкомтруда СССР N 53-ВЛ).
Так как приведенные нормативные акты были приняты до введения в действие ТК РФ, их положения могут применяться только в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству, а также с учетом сложившейся на сегодняшний день судебной практики.
Сущность и основные принципы совмещения профессий (должностей)
На практике различаются следующие режимы, связанные с исполнением трудовых обязанностей по другой временно вакантной должности (профессии):
совмещение профессий (должностей);
расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;
выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих
работников.
Далее в публикации для краткости, если это только особо не оговорено, все приведенные режимы будут именоваться совмещением профессий (должностей).
Все приведенные режимы выполнения трудовых обязанностей допускаются в одной и той же организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для руководителей, специалистов и служащих) понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). При этом от своей основной работы работник не освобождается, а обязанности по совмещаемой должности (профессии) исполняются в одно и то же рабочее время.
Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства, когда с работником заключается отдельный трудовой договор (внутреннего или внешнего штатного совместительства), а обязанности по договору выполняются вне рамок рабочего дня (смены).
Порядок и условия совмещения профессий (должностей) применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (так называемое, временное заместительство) понимается замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).
При оплате труда временного заместительства организации вправе наряду с положениями Трудового кодекса Российской Федерации руководствоваться разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, далее по тексту - Разъяснение N 30/39), но только в части, не противоречащей действующему законодательству.
Как отмечалось ранее, в соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель вправе переводить сотрудника для замещения отсутствующего работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
Исходя из приведенных положений, перевод сотрудников на другую работу для выполнения обязанностей временно отсутствующего работника на условиях статьи 74 ТК РФ влечет за собой освобождение их от исполнения обязанностей по основной должности (профессии). Доплата же за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника вводится в тех случаях, когда сотрудник наряду с выполнением трудовых обязанностей по своей основной должности (профессии) в пределах установленной продолжительности рабочего дня привлекается к выполнению обязанностей по должности (профессии) временно отсутствующего работника.
Введение, изменение и прекращение условий о совмещении профессий
(должностей), особенности оплаты труда и предоставления льгот
и гарантий
Совмещение профессий (должностей) допускается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие). В любом случае установление совмещения должно быть обоснованным, и продиктовано объективными производственными (управленческими) причинами. В свою очередь сотрудник, привлекаемый к выполнению трудовых обязанностей, должен иметь определенные навыки в поручаемых ему обязанностях.
Совмещение оформляется приказом работодателя (руководителя организации или иного уполномоченного должностного лица), в котором указываются совмещаемая должность (профессия), объем дополнительной работы, размер доплаты и периода, на который она вводится. При этом совмещение может осуществляться в рамках определенного календарного периода времени или без указания конкретного срока.
Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение также осуществляется письменным приказом (распоряжением) по организации. При этом об изменении условий совмещения работник должен быть предупрежден в письменной форме за два месяца, если только совмещение не вводилось на строго определенное время. Необходимость такого предупреждения обусловлена положениями статьи 72 ТК РФ.
Как возможный вариант, условия о совмещении должностей (профессий) могут предусматриваться заключенным с работником трудовым договором или соответствующим дополнением к нему (дополнительным соглашением или др.).
Как указано в пункте 12 Постановления Совмина СССР N 1145, при ухудшении качества продукции, выполненной работы или обслуживания населения, совмещение обязанностей (профессий) и доплаты за него могут прекращаться с момента выявления этого ухудшения. Как представляется в условиях действия нового ТК РФ, такого рода возможность прекращения совмещения профессий (должностей) и доплаты может устанавливаться условиями заключенного с работником трудового договора (дополнительного соглашения к нему) или соответствующим локальным нормативным актом организации (коллективным договором, положением об оплате труда, положением об условиях совмещения должностей (профессий) или др.). При этом в приведенных документах должны быть предусмотрены также условия о порядке оценки ухудшения продукции (выполняемой работы, оказываемых услуг).
Совмещение вакантных должностей может производиться несколькими сотрудниками. При этом размеры доплат данным сотрудникам рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы они не превышали в суммарном выражении (в рублях) должностного оклада (тарифной ставки) по вакантной должности. В противном случае установление доплат представляется экономически нецелесообразным.
Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем (администрацией организации) исходя из фактически выполняемого объема работ по вакантной должности в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) по основной должности. Если совмещение производится неполное рабочее время (например, неполный месяц из-за болезни) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время.
Пример 1
Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, составляет 15 000 рублей.
В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда (должностной оклад в месяц - 12 800 руб.), работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по расчетам с работниками по оплате труда в размере 60 процентов от должностного оклада по основной должности работника.
Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 24 000 руб., в том числе: должностной оклад - 15 000 руб.;
доплата за замещение - 9 000 руб. (15 000 руб. х 60%).
Как возможный вариант, доплата за совмещение профессий (должностей) может устанавливаться в твердом исчислении (то есть в заранее оговоренной сумме доплаты в рублях), или же в процентах от тарифной ставки (оклада) по должности (профессии), по которой работником выполняются трудовые обязанности. Однако более предпочтительным является установление доплаты в процентах от должностного оклада (тарифной ставки) по основной должности работника, на что, в частности, указано в пункте 6 Постановления Совмина СССР N 1145 и пункте 8 Инструкции Госкомтруда СССР N 53-ВЛ.
В соответствии с действующим законодательством устанавливаемый размер доплаты за совмещение профессий (должностей) какими-либо пределами не ограничивается. Вместе с этим, как представляется, размер доплаты не может превышать тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1.
Рекомендуется максимальный размер доплаты за совмещение должности устанавливать не свыше 12 800 руб., то есть тарифной ' ставки (должностного оклада) по совмещаемой должности.
Следовательно, размер доплаты не следует устанавливать свыше 85,3% от оклада по основной должности (12 800 руб. / 15 000 руб.), 12 800 руб. в месяц или 100% от оклада по совмещаемой должности.
В связи с изложенным, в условиях действия нового ТК РФ не должны применяться положения пункта 6 Постановления Совмина СССР N 1145, согласно которому размер доплаты за совмещение профессий (должностей) ограничен 50 или 30 процентами тарифной ставки (оклада) по основной работе.
В каждом конкретном случае размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается дифференцированно в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, а также степени использования рабочего времени. При определении размера доплаты следует учитывать требования внутриведомственных нормативных актов, а также принятых в организации локальных нормативных актов.
В отдельных случаях работнику может устанавливаться доплата за совмещение нескольких профессий (нескольких должностей). Например, водителям автомобилей может устанавливаться доплата за совмещение профессий грузчика и экспедитора.
Совмещение должности кассира главным бухгалтером может осуществляться только на малых предприятиях, не имеющих в своем штате должности кассира (см. пункт 36 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центробанка России от 22 сентября 1993 г. N 40).
Доплаты за совмещение профессий (должностей) не устанавливаются работникам из числа руководителей организаций, их заместителей и помощников, на что указано в подпункте "а" пункта 15 Постановления Совмина СССР N 1145. Объясняется это тем, что в должностные обязанности руководителей организаций и их заместителей (помощников) в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц.
В отношении же сотрудников из числа главных специалистов, руководителей структурных подразделений (отделов, цехов, служб) и их заместителей доплаты могут вводиться, что подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1072 и определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N КАС 03-90. В качестве объяснений принятых решений Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, в частности, указала на имеющиеся у организаций, не финансируемых из бюджета, права по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.
Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления Совмина N 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции Госкомтруда СССР N 53-ВЛ доплаты за совмещение профессий (должностей) могут устанавливаться работнику наряду с надбавкой за профессиональное мастерство и высокую квалификацию.
За работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, предусмотренные действующим законодательством льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) сохраняются независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещаемым профессиям (должностям).
В свою очередь, если по основной профессии (должности) действующим законодательством льготы не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, они должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня, на что указано в пункте 11 Инструкции Госкомтруда СССР N 53-ВЛ. При этом продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается пропорционально проработанному времени в условиях, дающих право на этот отпуск, исходя из того, что при продолжительности дополнительного отпуска 6 рабочих дней за месяц работы по совмещаемой профессии (должности) предоставляется 0,5 рабочего дня дополнительного отпуска, в при продолжительности отпуска в 12 рабочих дней предоставляется один рабочий день дополнительного отпуска за месяц работы по совмещаемой профессии (должности).
Учет работы по совмещаемой работе в табеле учета использования рабочего времени не производится, поэтому его целесообразно вести отдельным порядком в структурных подразделениях организации.
Экономически нецелесообразным является распространение совмещения на руководителей предприятий, их заместителей и помощников.
Особенности режима временного заместительства
Исполнение обязанностей временно отсутствующих работников (в связи с болезнью, отпуском, служебной командировкой и др.) называется временным заместительством (для руководящих должностей) или временным замещением (для иных категорий работников). При этом замещающий работник также не освобождается от своей основной работы, а исполнение обязанностей как по основной должности, так и по должности отсутствующего работника осуществляется без увеличения продолжительности рабочего дня.
Если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты рекомендуется не устанавливать, так как сами служебные обязанности по должности заместителя (помощника) предусматривают выполнение в отсутствие руководителей их обязанностей.
Вместе с этим, определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N КАС 03-25 закрепленные в Разъяснении N 30/39 ограничения на получение доплаты за замещение работниками из числа заместителей и помощников руководителей, а также главных инженеров признаны недействующими, а потому указанные категории лиц в полной мере пользуются правом на получение доплаты.
Таким образом, за время временного отсутствия руководителей их заместители и помощники, а также главные инженеры вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении N 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем должна выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).
При этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснения N 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Допуск, оплата труда и освобождение от временного замещения производятся на тех условиях, что и при установлении совмещения профессий. Однако необходимо учитывать, что так как замещение осуществляется невакантной должности (то есть временно отсутствующего работника), то следует определять экономический эффект от установления замещения.
Если замещается должность болеющего работника, и за время болезни отсутствующему работнику выплачивается пособие из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то введение замещения с ограничением его тарифной ставкой (должностным окладом) по исполняемой должности (профессии) не требует от работодателя дополнительных затрат на оплату труда по сравнению с нормальным производственным процессом. В случае же нахождения работника в длительной командировке или в других случаях, когда за ним сохраняется заработная плата в организации, введение замещения потребует дополнительных затрат, и вопрос о его введении зависит в основном от необходимости (важности, срочности) этого замещения.
В соответствии с Разъяснением N 30/39 замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Однако учитывая то обстоятельство, что такая схема дополнительной оплаты труда противоречит положениям статьи 151 ТК РФ, при замещении работнику следует выплачивать именно доплату, а не оплачивать разницу. Впрочем, как возможный вариант размер выплачиваемой доплаты может определяться исходя из разницы в окладах.
Отдельные моменты, которые должны быть учтены при введении,
изменении и прекращении условий о совмещении профессий (должностей)
При введении, изменении и прекращении условий о совмещении профессий (должностей) администрации организации необходимо учитывать ряд иных положений.
Уменьшение численности работников, занятых в бюджетных учреждениях в результате совмещения профессий (должностей), не может служить основанием для изменения вышестоящими органами установленного учреждению лимита численности и утвержденного для нее штатного расписания, а также упразднения подразделений, одним из условий создания которых является наличие определенной численности работников.
При этом согласно Единым рекомендациям по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол N 4) доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы отнесены к гарантированным выплатам компенсационного характера. Это означает ни что иное, как обязательную выплату указанных доплат в бюджетных учреждениях за счет средств бюджетного финансирования.
При бригадной форме оплаты труда (аккордной, аккордно-премиальной и др.) при образовании экономии к фонду заработной платы в результате совмещения профессий, расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, эта экономия, не полностью использованная в виде доплат отдельному члену бригады, может быть распределена в бригаде в соответствии с действующим порядком распределения коллективного заработка.
Особенности установления режима совмещения профессий (должностей)
и оплаты труда для отдельных категорий работников
Для отдельных категорий работников действующими нормативными правовыми актами определены специальные правила установления режимов совмещения профессий (должностей), а также дополнительной оплаты труда за выполнение дополнительных трудовых обязанностей.
В Министерстве обороны Российской Федерации доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в соответствии с пунктом 4 раздела IX приложения N 1 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. N 130 "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки" (в редакции изменений и дополнений).
Доплаты устанавливаются работникам, выполняющим в одной и той же воинской части наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника. На установление доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей отсутствующего работника используется экономия фонда заработной платы.
Руководителям учреждений, предприятий и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, служб, их заместителям и помощникам доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производятся. При этом следует признать, что такого рода положения приказа Министра обороны несколько противоречат действующему законодательству (см. предыдущую главу публикации).
Мастерам и начальникам участков доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производятся на общих основаниях.
Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат. При этом совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может производиться при условии, если это экономически целесообразно, не ведет к ухудшению качества выполняемых работ по основной и совмещаемой работе и обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности.
Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности) работника с таким расчетом, чтобы сумма доплат (с начислениями) не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой вакантной профессии (должности).
Работникам, которым по основной профессии (должности) действующим законодательством не предусмотрены льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания), а по совмещаемой профессии (должности) они предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.
Среднему медицинскому (в том числе главным медицинским сестрам), фармацевтическому (в том числе начальникам (заведующим) аптек, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей), младшему медицинскому персоналу за совмещение профессий (должностей) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) устанавливается доплата без ограничения ее предельными размерами (пункт 25 раздела IV приложения N 4 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. N 130).
При этом врачи и провизоры могут совмещать должности (профессии) среднего медицинского, фармацевтического, младшего медицинского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) и размерами доплат за совмещение. Совмещение врачами и провизорами одной специальности и квалификации других врачебных (провизорских) должностей допускается в исключительных случаях по перечням военно-медицинских учреждений (подразделений) и врачебных должностей, утверждаемым Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что выполнение врачами и средним медицинским персоналом, а также провизорами и фармацевтами (с режимом работы более одной смены) военно-медицинских учреждений (подразделений) обязанностей временно отсутствующих других врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.) оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.
В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.
При формировании фондов заработной платы на очередной год организации Минобороны России должны учитывать, что доплаты за совмещение профессий (должностей) в подсчет фонда не включаются, так как совмещение может иметь место только при наличии вакантных должностей, которые учитываются при расчетах планового фонда заработной платы.
В учреждениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков размер выплачиваемой работникам доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника определяется в соответствии с приказом ФСКН России от 13 июля 2004 г. N 210, - до 100 процентов от оклада (тарифной ставки) отсутствующих работников.
В таком же порядке размер доплаты определяется в бюджетных учреждениях, подведомственных Государственной фельдъегерской службы (см. приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. N 75).
Работникам таможенных органов, оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетных учреждений, размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации, которая утверждена приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. N 1082.
Доплата устанавливается в размере до 100 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, в соответствии с порядком, установленным в приложении N 5 к указанной Инструкции.
Согласно данному приложению под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь и т.п.) понимается временное замещение, то есть исполнение обязанностей по не вакантной должности в отличие от совмещения профессий (замещающий работник не должен являться штатным заместителем или помощником отсутствующего работника).
Под совмещением профессий (должностей) в свою очередь подразумевается выполнение работником с его согласия наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой, вакантной (не одноименной) должности или профессии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены).
Расширение зон обслуживания означает повышение занятости (загруженности) работника путем увеличения числа обслуживаемых им объектов, убираемой площади и т.п. по сравнению с установленной нормой.
Увеличение объема выполняемых работ связано с выполнением дополнительных работ сверх нормативного объема, предусмотренного для данной профессии (должности) работника.
Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ устанавливается исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой профессии (должности) с таким расчетом, чтобы сумма доплаты не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).
В таможенных органах доплаты не производятся руководителям подразделений, их заместителям и помощникам, начальникам отделов, служб, их заместителям и помощникам, а также в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах затрат и обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника, например, по должности "секретарь-машинистка" или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе).
Порядок дополнительной оплаты труда за совмещение профессий (должностей) лицам из числа федеральных государственных служащих разъяснен в письме ГТК России от 2 декабря 2002 г. N 01-06/47498 "О доплате федеральным государственным служащим за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего) таможенного органа".
Возможность установления ежемесячной доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника государственному служащему подтверждена в письме Минтруда России от 14 октября 2002 г. N 4628-6, а также в письме ФТС России от 6 апреля 2005 г. N 01-06/10562 "Пояснения о применении п. 14 Методических рекомендаций о разработке и утверждении должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации". Конкретный размер указанной доплаты определяется по соглашению сторон трудового договора.
Государственному служащему, исполняющему обязанности по должности временно отсутствующего сотрудника или вышестоящей должности временно отсутствующего государственного служащего, наряду с денежным содержанием (с учетом всех установленных выплат по основной должности) выплачивается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).
Размер доплаты определяется исходя из разницы между фактическим окладом, установленным по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего), и окладом по основной должности государственного служащего, рассчитанной с учетом надбавок за особые условия государственной службы, за выслугу лет и премии по результатам работы, установленных государственному служащему по основной должности на дату начала исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).
Для расчета применяется следующая формула:
Сумма доплаты = (разница в окладах) + (разница в окладах) х % надбавки за особые условия государственной службы + (разница в окладах) х % надбавки за выслугу лет + (разница в окладах) х % премии по результатам работы.
Пример 3
Государственному служащему таможенного органа установлены должностной оклад по основной должности - 2 000 руб., надбавка за I особые условия государственной службы - 80 процентов, надбавка за выслугу лет - 20 процентов, премия - 25 процентов).
Работнику поручается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (оклад по должности - 2 500 руб.). Кроме разницы в окладах в размере 500 руб. (2 500 руб. - 2 000 руб.), государственный служащий вправе получить исчисленные на сумму разницы в окладах надбавки и премию, а именно:
надбавку за особые условия государственной службы (разницы в окладах) - 400 руб. (500 руб. х 80%);
надбавку за выслугу лет - 100 руб. (500 руб. х 20%); премию - 125 руб. (500 руб. х 25%).
Всего сумма дополнительной оплаты (доплаты) составит 1125 руб. (500 руб. + 400 руб. + 100 руб. + 125 руб.).
В учреждениях здравоохранения при установлении доплат за совмещение профессий (должностей) могут быть учтены положения приказа Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. N 700 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)". Указанным приказом, в частности, утвержден Перечень профессий и должностей работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, на основании которого в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата.
В образовательных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться в отношении мастеров производственного обучения, выполняющих в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника. На это обращено внимание в пункте 4.16 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96.
Вопросы налогообложения сумм оплаты за совмещение профессий
(должностей) и учета при исчислении среднего заработка
В соответствии с пунктом 3 статьи 255 НК РФ начисления в пользу физических лиц за совмещение профессий и расширение зон обслуживания учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда.
При этом следует учитывать, что в силу требований статьи 252 НК РФ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль могут быть приняты только те начисления, которые произведены в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства.
Суммы доплат за совмещение профессий в полной мере учитываются при исчислении налога на доходы физических лиц, единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 139 ТК РФ и пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213) суммы доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, включаются в состав заработной платы, учитываемой при расчете среднего заработка за отпуск, компенсации за неиспользованный отпуск, за время служебной командировки и в иных предусмотренных действующим законодательством случаях.
Учитываются приведенные выплаты также и при расчете сумм пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Объясняется это положениями статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" (действие статьи продлено на 2005 год Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год), а также постановлением Минтруда России от 24 декабря 2003 г. N 89 "Об утверждении разъяснения "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году".
В связи с положениями приведенных нормативных актов, в настоящее время не должен применяться подпункт "в" пункта 69 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6, который определяет, что в сумму заработка, из которого исчисляются пособия, не включаются суммы доплаты за работу, не входящую в обязанности рабочего или служащего по основной работе. Приведенные положения противоречат действующему в настоящее время законодательству.
И.В. Гейц
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru