Приобретение ценных бумаг
Письмо Минфина России от 21 сентября 2005 г. N 02-14-11/2689 с указанием КБК при оплате векселей не спасает учреждения от проблем с ОФК. Специалисты Федерального казначейства считают, что запрет на приобретение ценных бумаг может стать еще более жестким.
Пункт 2 статьи 47 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательного учреждения относит "приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним". "Грешат" приобретением ценных бумаг и другие учреждения, например научные. Однако атаковали Минфин России вопросами о том, какой код бюджетной классификации поставить в платежке на оплату векселей, именно образовательные учреждения. Запросы звучат примерно так:
"Мы являемся федеральным образовательным учреждением. В Уставе и Разрешении на открытие лицевого счета есть возможность приобретения ценных бумаг, в том числе векселей. Но ОФК отказалось принимать платежку на покупку векселей за счет внебюджетных средств. Мотивировали они это тем, что отсутствует такой код бюджетной классификации. Правомерны ли действия казначейства?"
Кроме отсутствия КБК сотрудники казначейств нередко ссылаются и на то, что бюджетные учреждения должны читать законы, обязательно преломляя их в части расходования бюджетных средств через Бюджетный кодекс. Некоторые из них в этом свете называют Закон об образовании не иначе как "хартией вольностей". Другие же заявляют о том, что, читая этот закон, бюджетники должны понимать, что его положения распространяются на коммерческие фирмы, которые, конечно же имеют право приобретать ценные бумаги.
Ненормативный характер
Применение бюджетной классификации Российской Федерации при отражении операций, связанных с приобретением (погашением) бюджетными учреждениями векселей (за счет средств от предпринимательской деятельности), разъяснил Департамент бюджетной политики Минфина России. В пункте 1 письма Министерства финансов РФ от 21 сентября 2005 г. N 02-14-11/2689 сказано:
"1. С 1 января 2005 года при осуществлении федеральными образовательными учреждениями за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности операций, связанных с приобретением и погашением векселей, следует применять следующие коды Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (приложение 7 к Указаниям, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. N 114н (с учетом последующих изменений, в том числе внесенных приказом от 14 сентября 2005 г. N 115н)): при приобретении векселей - 073 08 02 02 00 01 0000 520 "Увеличение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги"; при погашении - 073 08 02 02 00 01 0000 620 "Уменьшение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги".
Письмо подписано В.А. Зеленским - заместителем директора Департамента бюджетной политики Минфина России. Для ответа на очередной запрос бюджетополучателей оно частично процитировано на форуме официального сайта Федерального казначейства www.roskazna.ru. Оказалось, что некоторые образовательные учреждения уже знают об этом письме, но, увы, оно им не помогло. Вот как рассказывает о своей проблеме одна из бухгалтеров:
"Направили в наше ОФК платежку с указанием кодов согласно сентябрьскому письму Минфина России. Получили отказ в приеме со ссылкой на пункт 15 Инструкции N 46н такого содержания: "Расходы не предусмотрены по данным КБК расходов". Мы не стали спорить и объяснять, что это основание для отказа из Инструкции уже исключено. Просто отправили казначеям минфиновское письмо по факсу. Ответ тоже получили по факсу. Нам прислали распечатку из информационно-справочной системы о том, что это письмо - акт ненормативного характера. По мнению нашего ОФК, получается, что они этим письмом Министерства финансов руководствоваться не обязаны. Уже не знаем, какие еще документы нужно представить, чтобы наше ОФК провело-таки эту многострадальную платежку... Вот такая свобода распоряжения денежными средствами от предпринимательской деятельности..."
Не будем обсуждать вопрос самостоятельности, поскольку однажды уже отводили ему центральное место в журнале ("Бюджетный учет", N 8, 2005 г., стр. 4). Отметим лишь, что сотрудники казначейств очень часто высказываются за то, чтобы понимать самостоятельность как право учреждения на принятие решения о трате средств в пределах определенных рамок. То есть учреждение вправе потратить деньги, скажем, на увеличение надбавок персоналу, но никак не на коттедж для ректора.
МФ РФ и ФК: разночтения
Бухгалтер, которого поразило нежелание ОФК прислушиваться к мнению специалистов Минфина России, получил от сотрудника своего территориального отделения Федерального казначейства совет:
"Жалуйтесь в управление. Только вряд ли они примут вашу сторону. Например, направление средств на приобретение акций однозначно трактуется как нарушение. Более того, согласно самым последним разъяснениям Федерального казначейства, любое направление средств на приобретение ценных бумаг является все же нарушением. Не будет нарушением получение доходов только по ранее приобретенным ценным бумагам. Но пока казначейство в заминке, пользуйтесь моментом, что называется".
Рассмотрим первый тезис ответа, посвященный акциям. В статье 116 закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" сказано, что средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других организаций. По мнению специалистов Федерального казначейства, эта статья фактически устанавливает запрет на участие в уставном капитале в форме акций.
Однако, судя по письмам Минфина России, его специалисты такой трактовки не придерживаются. Так, в письме от 7 октября 2005 г. N 02-14-11/2741 совершенно спокойно употребляется слово "приобретение". Поскольку на момент верстки журнала это письмо было размещено не во всех информационно-справочных базах, мы также процитируем его:
"Департамент бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетной классификации Российской Федерации сообщает.
1. С 1 января 2005 года при осуществлении федеральными образовательными учреждениями за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности операций, связанных с приобретением и погашением ценных бумаг, следует применять следующие коды Классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (приложение 7 к Указаниям, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. N 114н. (с учетом последующих изменений, в том числе внесенных приказом от 14 сентября 2005 г. N 115н)):
- при приобретении акций - 073 05 00 00 00 01 0000 530 "Приобретение акций и иных форм участия в капитале в федеральную собственность";
- при приобретении векселей, облигаций и т.п. - 073 08 02 02 00 01 0000 520 "Увеличение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги".
Операции по продаже указанных ценных бумаг подлежат отражению по кодам, соответственно, 073 05 00 00 00 01 0000 630 "Продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности" или 073 08 02 02 00 01 0000 620 "Уменьшение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги"".
Однако, по свидетельству сотрудников территориальных отделений Федерального казначейства, накануне сдачи отчетности из центра к ним поступил циркуляр без даты, без номера, в котором был такой текст:
"В отчете о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0521423) суммы выбытий внебюджетных средств на приобретение ценных бумаг отражаются по коду 000 08 02 02 00 01 0000 520 "Увеличение прочих остатков средств, временно размещенных в ценные бумаги"; суммы поступлений от реализации ценных бумаг отражаются по коду 000 08 02 02 00 01 0000 620 "Уменьшение прочих остатков средств, временно размещенных в ценные бумаги" (приказ Минфина России от 14 сентября 2005 г. N 115н).
При этом необходимо иметь в виду, что положения отраслевого законодательства Российской Федерации, разрешающие образовательным учреждениям осуществлять операции с ценными бумагами и размещать средства на депозитных счетах, вступают в противоречие с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации в части ограничения правоспособности бюджетных учреждений, связанного с субсидиарной ответственностью Российской Федерации по их неисполненным обязательствам.
Кроме того, в разрешениях на открытие лицевых счетов по учету внебюджетных средств государственных образовательных учреждений определены источники образования внебюджетных средств - доходы от приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг (дивиденды, проценты), но при этом отсутствуют направления использования средств "на приобретение ценных бумаг". Учитывая вышеизложенное, государственные образовательные учреждения могут получать дополнительные доходы от осуществления операций с ранее приобретенными ценными бумагами, но не вправе приобретать новые".
Более доступно мнение Федерального казначейства изложено во врезе "Пора менять уставы".
Нехватка методичек
По мнению некоторых сотрудников Федерального казначейства, единственное, что извиняет учреждения, приобретающие ценные бумаги, - это то, что таким образом они инвестируют средства и подстраховываются от инфляции, которая может "съесть" их на счетах казначейства. Однако, по мнению хранителей государственной казны, этот положительный момент напрочь уничтожается опасностью снижения контроля.
Возможно, изменить это мнение могли бы ведомственные методички, в которых бы четко была расписана если не система учета, то хотя бы организация контроля. Как, например, в приказе Минсельхоза России от 3 октября 2003 г. N 1334 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг" (далее по тексту - приказ N 1334). Этот документ направлен на обеспечение максимального контроля за расходованием бюджетных средств.
Так, согласно пункту 2 Порядка, утвержденного приказом N 1334, направлять средства от предпринимательской деятельности на приобретение ценных бумаг учреждения можно при соблюдении следующих условий:
утверждении Минсельхозом России сметы доходов и расходов учреждения;
наличии денежных средств на лицевом счете по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, подтвержденных выпиской из лицевого счета, открытого в органе Федерального казначейства;
отсутствии просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату;
приобретении акций, облигаций, иных ценных бумаг исключительно Сбербанка России.
Более того, на осуществление каждой сделки требуется письменное согласие Минсельхоза России, копия которого направляется учреждением в орган Федерального казначейства, в котором учреждению открыт лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Такие строгие условности, возможно, могли бы настроить органы, организующие кассовое исполнение бюджета, более позитивно.
Н.И. Лейман,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"
Наша справка. Пора менять уставы
Официальное мнение Федерального казначейства по поводу приобретения федеральными бюджетными учреждениями ценных бумаг изложено в пункте 11 письма от 29 сентября 2005 г. N 42-5.1-2/190, посвященном общим требованиям к уставам учреждений. В письме сказано, что приобретение учреждениями ценных бумаг противоречит и Бюджетному кодексу, и распоряжению Правительства России от 17 июня 2005 г. N 817-р. Подробнее с текстом письма можно ознакомиться в приложении "Новые документы" к настоящему номеру нашего журнала. Кроме того, как сообщили нам сотрудники Федерального казначейства, в настоящее время идет подготовка специального письма, посвященного ценным бумагам.
Наша справка. Покупка векселей: аргументы и контраргументы
Самый главный аргумент в пользу отказа от приобретения ценных бумаг федеральными бюджетными учреждениями - ссылка на распоряжение Правительства России от 17 июня 2005 г. N 817-р. Это распоряжение регламентирует участие федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах организаций, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг. Именно поэтому Федеральное казначейство упоминает его в своих письмах и разъяснениях. Однако векселя, привычные в хозяйственной практике бюджетных учреждений, под действие этого распоряжения явно не подпадают. Изъять остальные ценные бумаги из оборота в учреждениях поручено Росимуществу. Поэтому постепенно проблема бюджетного учета ценных бумаг будет сведена исключительно к проблеме учета векселей.
Против | За |
Вексель - по сути, долговая расписка, которая имеет статус ценной бумаги. Фактически приобре- тение векселя подпадает под действие статьи 42 Бюджетного кодекса. Она регламентирует случаи вы- дачи бюджетных кредитов и т.п. третьим лицам. Фе- деральное казначейство и Министерство финансов РФ едины, например, в том, что те же ссуды можно выдавать, если это предусмотрено, как минимум, отраслевым законодательством |
Вексель и кредит близки по экономическому содер- жанию, только когда учреждение предоставляет свои деньги под вексель векселедателю. А когда оно покупает вексель у третьего лица на вторич- ном рынке, то фактически имеет место не операция предоставления займа, а приобретение товара, подлежащего последующей реализации - экономичес- кая суть операции иная. Ее никак нельзя прирав- нять к выдаче кредита или ссуды |
По статье 70 Бюджетного кодекса покупка ценных бумаг не значится в расходах учреждений. По бюд- жетному законодательству учреждения могут тратить деньги, по сути, только на свою основную дея- тельность (оплата труда, приобретение необходимо- го оборудования и т.п.), к чему операции с ценны- ми бумагами можно отнести с трудом |
Существуют сметы доходов-расходов по предприни- мательской деятельности. В них четко указано, какую часть предпринимательских доходов необхо- димо направлять на коммунальные платежи, какую - на восстановление основных фондов и т.д., а что учреждение может расходовать абсолютно свободно (на зарплату, на ссуды, на социалку и ценные бу- маги) |
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100