Предпринимательство: не ваши деньги
Анализ писем, поступающих от наших подписчиков, показывает, что вопросы по учету средств от предпринимательской деятельности возникают из-за непонимания некоторых юридических тонкостей и невнимательного прочтения Инструкции по бюджетному учету.
Деятельность, названная в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее по тексту - Инструкция N 70н) "предпринимательская и иная приносящая доход", в других нормативных актах называется по-иному. Так, Гражданский кодекс рассматривает предпринимательскую деятельность, а в пункте 1 статьи 321.1 Налогового кодекса сказано "коммерческая деятельность".
Трактовку понятия, которое в голове бухгалтера учреждения обозначено емким словом "внебюджет", можно найти в Бюджетном кодексе, федеральных законах "О некоммерческих организациях", "Об образовании" и других нормативных актах. Наличие такого множества толкований - благодатная почва для возникновения правовых коллизий. Пример тому - ваши вопросы.
Неналоговый доход или собственные средства?
Из писем подписчиков:
"Согласно статье 41 Бюджетного кодекса средства, полученные от предпринимательской деятельности, рассматриваются как неналоговые доходы бюджета. Вместе с тем в пункте 6 статьи 161 Бюджетного кодекса сказано, что "бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников".
Норма пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса имеет действие только в части федерального бюджета? На уровне бюджетов субъектов Федерации может быть принято решение о том, что учреждение не самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников? Влияет ли тот или иной подход (самостоятельно/не самостоятельно) на порядок отражения предпринимательской деятельности в учете? Если да, то как?"
Для того чтобы ответить на эти вопросы, придется начать издалека: с пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса. В нем говорится, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, "должны соответствовать настоящему Кодексу". Поэтому под предпринимательской деятельностью мы будем понимать "самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Это определение распространяется как на коммерческие организации, так и на некоммерческие. Напомним, что бюджетное учреждение - одна из форм некоммерческих организаций. Однако предпринимательская деятельность учреждения значительно отличается от аналогичной деятельности любой коммерческой фирмы.
Виды предпринимательской деятельности учреждения должны соответствовать целям, ради которых его создал собственник (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Как правило, виды деятельности учреждения ограничены различными федеральными законами и другими нормативными актами.
Извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности является целью лишь в объеме, необходимом для обеспечения основной деятельности учреждения, которая не может быть распределена между учредителями (ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отраженный в смете доходов и расходов, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения. Это следует из пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса.
А вот пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса, указанный в письме нашего подписчика, нужно понимать вовсе не как сближение прав учреждения с правами собственника. Смысл этого пункта в том, что даже средства, поступившие в самостоятельное распоряжение, нужно использовать строго в соответствии со сметой. Если необходимо - внесите изменения в смету, но ни в коем случае не тратьте внебюджетные средства по собственному усмотрению.
Если принять именно такое толкование "спорного" пункта 6, то вы поймете, что нет никакого противоречия между ним и статьей 41 Бюджетного кодекса, которая приравнивает доход от предпринимательской деятельности к источникам доходов бюджета соответствующего уровня. Естественно, что при таком положении вещей вполне естественно хранить доходы от внебюджетных источников на лицевых счетах в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Как видите, принцип самостоятельности осуществления деятельности - один из основных условий признания деятельности предпринимательской в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса - учреждение не может реализовать в полном объеме. Причем не важно, на каком уровне: федеральном, региональном или местном.
Можно сказать, что предпринимательская деятельность учреждения по форме - это относительно самостоятельная, предусмотренная уставом и не запрещенная законодательством деятельность. Ее цель - получение желаемого результата в виде прибыли для обеспечения уставных задач учреждения. Проще говоря, дополнительный источник финансирования.
Финансовые потоки. Какой код присвоить?
Из писем подписчиков:
"Не можем определиться, по какому коду отражать финансовые потоки в рамках предпринимательской деятельности: "1" или "2". Многие консультанты предлагают поступление средств отражать по виду деятельности "2", а расходы - "1". Мы склоняемся к тому, что и поступление и расход должны отражаться по коду вида деятельности "2". Как в подобном случае поступить?"
Ответ на этот вопрос очевиден. Кроме специального кода "2", обозначающего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в Инструкции N 70н предусмотрены конкретные счета для учета расходов в рамках предпринимательской деятельности: 010506000 "Готовая продукция" и 010604000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Согласитесь, что очень странно в 18-м разряде этих счетов ставить код "1" - бюджетная деятельность.
Тем не менее, подобные вопросы и жесткие дискуссии на эту тему будут возникать постоянно. Уж слишком отличается предпринимательская деятельность учреждения от аналогичной деятельности коммерческих фирм.
Здесь и всесторонняя регламентация, и сметное планирование расходов, целевое использование средств и строгая финансовая дисциплина, характерная для бюджетной деятельности. Кроме того, несмотря на модные нынче рассуждения о "бюджетных услугах" (подробности в "Бюджетном учете" N 4, стр. 50), пока и в бюджетной, и во внебюджетной деятельности чаще всего действует затратный принцип бюджетного финансирования. А он, как известно, не предполагает получения доходов от результатов своей деятельности.
Некоторые разработчики программного обеспечения внушают бухгалтерам, что, по большому счету, вся деятельность их учреждений - бюджетная. Различаются лишь источники поступления средств. И все же, несмотря на схожесть различных видов деятельности бюджетного учреждения, нужно ориентироваться не на отвлеченные рассуждения, а на Инструкцию N 70н. В ней деятельность бюджетного учреждения четко разделена в зависимости от источников финансирования.
Бухгалтерские записи
Из писем подписчиков:
"Какой из вариантов отражения в учете поступления средств от предпринимательской деятельности верен?
Вариант 1.
Дебет 020101000
"Денежные средства учреждения на банковских счетах"
Кредит 020500000
"Расчеты с дебиторами по доходам"
Вариант 2.
К бухгалтерской записи варианта 1 одновременно добавляем вторую:
Дебет 021002000
"Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов"
Кредит 020101000
"Денежные средства учреждения на банковских счетах".
Подобные вопросы возникают из-за того, что, считая Инструкцию N 70н "сырой", некоторые бухгалтеры, аудиторы и просто консультанты начинают изобретать собственные схемы. В аналогичной ситуации (см. стр. 1.1. граф 8, 9 приложения 1 к статье "Учет расчетов за платные медицинские услуги" в "Бюджетном учете" N 7, стр. 8) аудитор И.Ю. Гарнов предложил еще и третий вариант бухгалтерской записи простой по сути операции поступления средств от предпринимательской деятельности.
Напоминаем, что позиция Минфина по этому вопросу четко обозначена в Инструкции N 70н, а именно в строке 44 приложения 1 к Инструкции N 70н. Верный вариант в письме подписчика обозначен под номером "1". Если не считать того, что в нем не указаны: код вида деятельности, соответствующие счета аналитического учета и КОСГУ. Правильная бухгалтерская запись будет такой:
Дебет 220101510
"Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит 220503660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Чтобы понять, что вторая бухгалтерская запись, указанная нашим подписчиком в варианте 2, не нужна и, более того, неверна - достаточно внимательно изучить пункты 169, 170 Инструкции N 70н. Счет 021002000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" не корреспондирует со счетом 020101000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".
Письма подписчиков, высказывания бухгалтеров на семинарах и на интернет-форумах свидетельствуют о таком любопытном факте. Разработчики собственных схем применяют положения, изложенные не в Инструкции N 70н, а в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Например, такое: "В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией".
Обратите внимание, возможность собственных "дополнений" к Инструкции N 70н для бюджетных учреждений исключена. Она устанавливает не "единые подходы к применению Плана счетов", а "единый порядок ведения" бюджетного учета. Собственное мнение по применению того или иного счета может быть только у Минфина России.
Из писем подписчиков:
"Можно ли списывать средства от предпринимательской деятельности непосредственно с кредита 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов", или же правы лекторы, которые утверждают, что необходимы следующие бухгалтерские записи:
Дебет 030404000
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"
Кредит 030405000
"Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета";
Дебет 020101610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
Кредит 030404000
"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"?"
Ответ однозначный: средства от предпринимательской деятельности можно и нужно списывать непосредственно с кредита 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов". В строке 32 раздела I приложения 1 к Инструкции N 70н рассмотрены три ситуации по оплате счетов:
- за счет бюджетных средств (по кредиту счета 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета");
- за счет целевых и внебюджетных средств (по кредиту счета 020101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов");
- за счет валютных средств (по кредиту счета 020107610 "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте").
Никаких иных бухгалтерских записей, в том числе и предлагаемых лекторами, Инструкцией N 70н не предусмотрено.
Кроме того, вторая бухгалтерская запись, предлагаемая лекторами, - абсурдна. В дебете никогда не может стоять счет с окончанием 610. Если предположить, что перепутан дебет с кредитом (что вряд ли, так как лектор явно хотел "закрыть" счет 030404000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств"), то и в этом случае получается абсурд. Подобные записи используют исключительно в случаях доведения главным распорядителем средств бюджета до получателей через банковские счета.
Подобные "решения", предлагаемые лекторами - иллюстрация слишком буквального понимания постулата "деньги от предпринимательской деятельности не принадлежат бюджетному учреждению".
Сближаем бюджетный и налоговый учеты
Из писем подписчиков:
"В учетной политике для целей налогообложения мы указали, что в качестве налоговых регистров используем учетные регистры бухгалтерского учета. Можем ли мы, чтобы четко разделять налоговые и неналоговые расходы, поступать так:
- если расходы в рамках предпринимательской деятельности уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, то их следует относить на счет 210604000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)";
- если не уменьшают - на счет 240101000 "Финансовый результат текущей деятельности учреждения"?"
Сближение учетов - идея хорошая, однако нельзя забывать о том, что Инструкцией N 70н в рассматриваемой ситуации предусмотрен только один счет - 210604000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Чтобы не нарушать положения учетной политики, утвержденной для целей налогообложения, откройте еще один дополнительный уровень детализации к указанному счету (подробности в "Бюджетном учете" N 7/2005, стр. 17).
Как не перепутать коды видов деятельности
Из писем подписчиков:
"В условиях недофинансирования средства от предпринимательской деятельности приходится тратить на расходы по уставной деятельности учреждения. Как отразить такую ситуацию в учете: как безвозмездное поступление или как формирование кредиторской задолженности, которую в будущем необходимо погасить?"
Ответ очень простой - как расходы по внебюджетной деятельности. При этом стоит помнить о принципе системы ниппель, который точно описывает некоторые особенности бюджетного процесса: бюджетные расходы покрывать за счет внебюджетных средств можно, наоборот - нельзя. В противном случае вы просто можете столкнуться с обвинением в нецелевом использовании бюджетных средств.
Подобную ситуацию в разрезе бюджетного законодательства мы уже рассматривали в "Бюджетном учете" N 4/2005 на странице 17. На нашем сайте www.bujet.ru статью можно найти по адресу: www.bujet.ru/projects/budget_account/archive/04_2005/6.htm.
Для тех, кто подписался на журнал "Бюджетный учет" со второго полугодия 2005 г. и не имеет доступа к Интернету, приведем две основные бухгалтерские записи:
Дебет 240101280
"Прочие расходы"
Кредит 220101610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
- оплата расходов по бюджетной деятельности (в условиях недофинансирования).
Понятно, что в этом случае по бюджетной деятельности остается "висеть" несуществующая кредиторская задолженность за материалы (работы, услуги), оприходованные с кодом вида деятельности "1", но оплаченные за счет внебюджетных средств. Исправительная проводка по бюджетной деятельности будет такой:
Дебет 130217830
"Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"
Кредит 140101100
"Доходы учреждения"
- корректировка суммы кредиторской задолженности по бухгалтерской справке.
Совет по документообороту может быть таким. Первичные документы распределяем следующим образом: в бюджет можно подшить накладную (акт о приемке-передаче основного средства), а во внебюджет - все финансовые документы (счета, счета-фактуры и т.д.).
Куда относить родительскую плату?
Из писем подписчиков:
"На какой счет относится теперь родительская плата за детей в детских садах (ранее счет 172), и еще интересует питание сотрудников, на какой счет приходуем и списываем?"
Вопрос учета операций по организации питания сотрудников мы рассматриваем в отдельной статье (стр. 10). Для учета родительской платы предлагаем следующие два варианта.
Отражать по внебюджету
Некоторые бюджетные учреждения оформляют родительскую плату через Генеральное разрешение, то есть как предпринимательскую деятельность. Если вы поступили именно так, то бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 220503560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" аналитический субсчет "Родительская плата"
Кредит 240101130
"Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" аналитический субсчет "Родительская плата"
- начисление родительских взносов (за месяц)
Дебет 220101510
"Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит 220503660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг" аналитический субсчет "Родительская плата"
- поступление родительской платы.
Подобный подход обусловлен тем, что многие бюджетополучатели ориентируются на частные разъяснения налоговиков. Например, на письмо УМНС по Ярославской области от 9 июля 2003 г. N ЕМ-14-14/3725 "О налогообложении прибыли". Поскольку это письмо - типичный ответ по любой родительской плате, процитируем его:
"К имуществу, полученному в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, отнесены доходы, перечисленные в п.п. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Средства, поступающие от родителей за обучение детей в детских музыкальных школах, не относятся ни к целевому финансированию, ни к целевым поступлениям на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации, так как не поименованы в данной статье. Указанные средства являются платой за оказанные услуги по обучению детей в музыкальных школах, то есть доходами от реализации (выделено в письме - прим. ред.) услуг, соответствующими критериям ст. 249, 271 НК РФ, на том основании, что в соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Учитывая изложенное, Управление считает, что средства, поступающие от родителей за содержание детей в музыкальных школах, включаются в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль".
Соглашаясь с тем, что родительскую плату нужно отнести к предпринимательской деятельности, вы столкнетесь с еще одним налоговым казусом. Отдельные налоговые инспекторы считают, что для целей налогообложения родительскую плату можно уменьшить только на так называемые распределяемые расходы, поименованные в пункте 3 статьи 321.1 Налогового кодекса (коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала).
Мотивировка при этом такая: "бюджетное учреждение должно уменьшать налогооблагаемую базу только на те внебюджетные расходы, которые не предусмотрены в бюджетной смете. Если же таковых нет, то, несмотря на коммерческий характер расходов, обоснованность и документальное подтверждение и прямую связь с полученными доходами, они не могут быть учтены при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль".
Нередко отстоять несостоятельность такой мотивировки удается только в суде. Не стоит доводить дело до судебного процесса. Гораздо полезнее присмотреться к сути "родительской платы".
Родительская плата - целевые средства
Процитирую другое письмо, в котором высказано мнение, прямо противоположное мнению налоговиков.
N 3-11-08/67 от 27.07.2002
Администрация Тверской области, департамент финансов
170000, г. Тверь, ул. Советская, 23
Главное управление Федерального казначейства рассмотрело Ваше письмо от 23 апреля 2002 г. N 09-05/24м и сообщает.
В связи с тем, что размер родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, в музыкальных школах и прочих детских учреждениях устанавливается органами исполнительной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с нормативами оплаты и направляется на содержание детского учреждения, указанные средства относятся к целевым, что и отражает Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н, учитывая начисление родительской платы по дебету субсчета 172 и кредиту субсчета 272.
Порядок налогообложения названных средств находится в компетенции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. По нашему мнению, плата, поступающая от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, детских музыкальных школах и прочих детских учреждениях, по причине ее целевого характера не должна подлежать налогообложению.
Заместитель начальника
Главного управления Федерального казначейства Г.И. Маклева
Образовательные учреждения, ориентированные на хозрасчет, не ломают копий о письма налогового ведомства. Различные суммы, которые родители вносят для того, чтобы учреждение могло приобрести, скажем, новые мольберты или аудиотехнику, проходят как "благотворительные взносы", не облагаемые налогом на прибыль.
До недавнего времени бюджетные учреждения находились в жестких рамках, поскольку понятие "родительская плата" фигурировало в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н. Однако даже в то время методологи считали, что родительская плата не может относиться к предпринимательской деятельности.
Синоним бюджетной деятельности учреждения - деятельность уставная, то есть поименованная в Уставе. Если это детское дошкольное учреждение, то в Уставе прописано, по какой программе (разделам программ) осуществляется дошкольное образование. К предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в этом случае будут относиться: деятельность изостудии, английский язык, компьютерная грамотность и прочие дополнительные услуги.
Согласитесь, что платежи, обозначенные "родительская плата", идут отнюдь не на покупку компьютеров, аудиокассет или мольбертов. Подобные расходы оплачиваются за счет благотворительных взносов родителей, которые не подпадают под налогообложение налогом на прибыль. А за счет "родительской платы" учреждение приобретает продукты питания, санитарно-гигиенические средства и прочее, то есть эти деньги идут на покрытие расходов, предусмотренных бюджетной сметой.
Для того чтобы признать родительскую плату целевыми средствами на осуществление уставной деятельности учреждения, не обязательно добиваться изменений в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса. Все можно решить на уровне органов местного самоуправления. Собственно говоря, решать ничего не нужно, местные власти большинства регионов дают указание учитывать родительскую плату на счете для целевых средств.
Спорить с налоговой ни в коем случае не нужно. Инспектор обязан руководствоваться письмами вышестоящей инстанции. Просто разделите налоговый и бюджетный учеты. В бюджетном учете родительская плата пусть числится как целевые поступления. В налоговом обозначьте ее в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса либо вообще не отражайте родительские деньги в регистрах налогового учета.
Разумнее всего в платежных документах указывать не "родительская плата", а "родительская помощь". Русские люди понимают помощь как "безвозмездное содействие", однако для полной надежности можно назвать родительскую плату "безвозмездной помощью". По сути, так оно и есть. Родители помогают бюджету нести бремя расходов на содержание образовательного учреждения.
В этом случае бухгалтерские записи в бюджетном учете будут аналогичны возмещению работниками учреждения стоимости продуктов питания (см. таблицу на стр. 12).
Трудовые книжки
Из писем подписчиков:
"За счет предпринимательской деятельности были приобретены трудовые книжки для выдачи сотрудникам, вновь поступившим на работу. Какой порядок начисления НДС при реализации за плату бланков трудовых книжек?"
Прежде всего нужно четко уяснить, что операции по выдаче трудовых книжек будут проходить с кодом вида деятельности "1", а не "2". Именно такое мнение озвучено в Письме Федерального казначейства России от 18 мая 2005 г. N 42-2.2-06/63 (далее по тексту - Письмо). Его полный текст можно найти на сайте www.roskazna.ru, открыв последовательно три закладки: "Методический кабинет", "Учет и отчетность", "Ответы на вопросы".
К сожалению, в Письме рассмотрен лишь один вариант возмещения стоимости трудовых книжек - через кассу учреждения. При наличных расчетах, даже за такую мелочь, как трудовая книжка, обязательно должен быть применен кассовый аппарат. Это прямо предусмотрено в Федеральном законе от 22 мая 2003 N 54-ФЗ.
Однако пойти более легким путем и удержать стоимость трудовой книжки из заработной платы сотрудника не удастся, поскольку Инструкция N 70н в настоящее время не содержит соответствующих бухгалтерских записей.
Частное мнение налоговиков по поводу НДС и реализации трудовых книжек приведено в разъяснениях УФНС России по Мурманской области: "продажа организацией своим сотрудникам трудовых книжек, оплачиваемых путем удержания их стоимости из заработной платы сотрудников или путем внесения их стоимости в кассу организации, является реализацией товаров и соответственно подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке".
Сам общеустановленный порядок установлен пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса, по которому объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исключение - операции, не подлежащие налогообложению согласно статье 149 Налогового кодекса.
Кроме того, следует обращать внимание и на то, что передача на возмездной основе права собственности на товары признается реализацией товаров (п. 1 ст. 39 НК РФ). Это относится и к бюджетным учреждениям. Более подробно с ответом мурманских налоговиков можно ознакомиться на их официальном сайте www.r51.nalog.ru.
Поскольку выдача трудовых книжек будет проходить по бюджетной деятельности, выделить "входящий" НДС и поставить его к вычету бухгалтер учреждения не сможет. "Согласно пункту 3 статьи 154 Налогового кодекса при реализации имущества (бланки трудовых книжек, водительские справки), подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализации имущества с учетом статьи 40 Кодекса и балансовой стоимостью реализуемого имущества", - пояснили нашему корреспонденту в Управлении косвенных налогов Федеральной налоговой службы.
Замечу, что мнение специалистов отдела косвенных налогов Минфина России несколько иное. Так, Е.С. Лобачева, консультант отдела косвенных налогов Минфина России, при рассмотрении вопроса об НДС с трудовых книжек сразу же уточняет, вносит ли сотрудник в кассу учреждения деньги за трудовую книжку или бухгалтер удерживает стоимость трудовой книжки из его зарплаты.
По мнению Елены Сергеевны, объект обложения НДС возникает в момент поступления денег в кассу (на лицевой или расчетный счет учреждения). Только в этом случае на стоимость трудовой книжки нужно начислить НДС по ставке 18 процентов. Сумму налога на добавленную стоимость обязательно нужно отразить в Книге продаж, а вот счет-фактуру может прекрасно заменить чек кассового аппарата (п. 7 ст. 168 НК РФ).
Мнение
Не-реализация
Цена вопроса о трудовых книжках не такова, чтобы спорить с налоговой. Мы публикуем мнение нашей редакции для того, чтобы помочь тем бухгалтерам, которые руководствовались здравым смыслом, а не буквой закона, и в настоящее время имеют проблемы с налоговой инспекцией.
Итак, по нашему мнению, при выдаче сотруднику учреждения трудовых книжек никакой реализации не происходит. Эти и другие подобные расходы проходят в режиме "транзита". Компенсация работниками стоимости бланков трудовых книжек представляет собой только суммы возмещения расходов, понесенных организацией. А раз нет реализации, нет и налога на добавленную стоимость.
Работодатель приобретает трудовые книжки не по своей инициативе - этого требует от него законодательство (ст. 65 ТК РФ). При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225). Если бланки трудовых висят за балансом по стоимости один рубль, столько работник и должен возмещать.
Применять в этом случае статью 40 Налогового кодекса и взыскивать с работника рыночную стоимость трудовой книжки, на наш взгляд, абсурдно.
Н.И. Лейман,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"
"Бюджетный учет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100