Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 декабря 2005 г. N КА-А41/12590-05
(извлечение)
Определением от 20.06.2005 Арбитражного суда Московской области заявление ИФНС РФ по г. Дмитрову Московской области о взыскании с ОПХ "Ермолино" штрафа в размере 309447 руб. 23 коп. оставлено без рассмотрения по основанию, предусмотренному п. 4 ст. 148 АПК РФ, в связи с тем, что определением от 07.02.2005 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-25373/04 в отношении ФГУП "ОПХ "Ермолино" введена процедура наблюдения и с этого момента все требования к должнику в соответствии со ст.ст. 4, 7, 63 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" могут быть предъявлены в рамках дела о банкротстве.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого определения проверяется в порядке ст.ст. 286, 290 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИФНС РФ по г. Дмитрову Московской области, в которой ставится вопрос о его отмене.
В судебном заседании представитель хозяйства против отмены определения возражал, ссылаясь при этом на определение от 04.07.2005 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-25373/04, А41-К2-1970/05, которым требования УФНС России по Московской области включены в реестр требований кредиторов ФГУП ОПХ "Ермолино".
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя инспекции, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя хозяйства, считает, что определение подлежит отмене, дело - направлению в Арбитражный суд Московской области для рассмотрения по существу.
Исходя из требований пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
По смыслу главы 8 Налогового кодекса Российской Федерации к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, - о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к статье 5 Закона о банкротстве).
Между тем согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 7 статьи 114 Кодекса закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 Кодекса).
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
С учетом изложенного определение об оставлении заявления без рассмотрения подлежит отмене.
Ссылка хозяйства на определение от 04.07.2005 Арбитражного суда Московской области, которым требования УФНС России по Московской области в сумме 1263057 руб. 39 коп. пени, 375132 руб. 54 коп. штрафа включены в реестр требований кредиторов ФГУП ОПХ "Ермолино", подлежит отклонению, поскольку сумма штрафа, указанная в определении от 04.07.2005, и сумма санкций по настоящему делу (309447 руб. 23 коп.) не совпадают и из определения от 04.07.2005 не следует, что в реестр требований кредиторов включены налоговые санкции на основании решения ИМНС РФ по г. Дмитров Московской области от 30.12.2004 N 12/3-295 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288, 289, 290 АПК РФ, суд постановил:
определение от 20.06.2005 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-8008/05 отменить, дело направить в Арбитражный суд Московской области для рассмотрения по существу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2005 г. N КА-А41/12590-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании