Доходы бюджета 2006 года, администрируемые ФНС России
1. Общие положения
Законопроект федерального бюджета разрабатывается в соответствии с Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.03.2005 N 118.
Не вдаваясь во всю специфику подготовки закона о бюджете, попытаемся сформировать у читателей журнала представление об основных этапах и информационных ресурсах подготовки закона о бюджете применительно к доходам, администрируемым ФНС России.
На первом этапе формируется информационная база, необходимая для прогнозирования доходов, с использованием следующих источников:
1) основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Минэкономразвития России;
2) основные направления налоговой политики, разрабатываемые Минфином России, рассматриваемые Бюджетной комиссией и одобряемые Правительством РФ;
3) оценка доходов на текущий год, формируемая на основе данных о фактическом поступлении доходов Минфином России при участии ФНС России.
На втором этапе осуществляется предварительный прогноз предстоящих доходов с учетом требований и ограничений налогового и бюджетного законодательства.
На третьем этапе Минфин России согласовывает предварительный прогноз доходов с ФНС России, в результате чего формируется окончательный вариант прогноза проекта доходов, который впоследствии направляется в Правительство РФ для последующего представления в Государственную Думу.
Рассмотрим основные составные элементы, на основании которых сформирован федеральный бюджет на 2006 год.
2. Основные показатели прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации были разработаны Минэкономразвития России в июле 2005 года с учетом итогов экономического развития за 1-е полугодие 2005 года и складывающихся тенденций мировой экономической конъюнктуры и представлены в Минфин России, а также в ФНС России.
Данные показатели были подготовлены в двух основных вариантах.
Первый вариант предполагал сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривал реализацию новых масштабных проектов или стратегий. В соответствии с данным вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предполагалось резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности падение цены на нефть марки Urals в 2006 году до 28 долл. США за баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Согласно первому варианту прогноза темпы экономического роста будут уменьшаться с 5,9% в 2005 году до 4,0-4,6% в последующие годы.
Второй вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предполагал сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и стратегий развития ключевых секторов экономики. Согласно этому варианту прогноза цены на нефть марки Urals будут снижаться с 48 долл. США за баррель в 2005 году до 40 долл. США в 2006 году и до 35 и 36 долл. США за баррель в последующие годы, а темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составят в 2006 году 5,8% с последующим ростом до 6,0% в 2008 году.
Кроме этого, был разработан третий (дополнительный) вариант, который учитывал возможность более высоких мировых цен на нефть марки Urals в 2006 году - 43 долл. США за баррель.
При этом основным вариантом для расчета как доходов бюджета в целом, так и доходов, администрируемых ФНС России, был избран второй вариант (см. таблицу ниже).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации, использованные при прогнозе доходов,
администрируемых ФНС России
N п/п |
Наименование показателя | Единица измерения |
2004 г. (факт) |
2005 г. (оценка) |
2006 г. (прогноз) |
1 | Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) |
млн чел. | 143,8 | 143,1 | 142,5 |
2 | Индекс потребительских цен: декабрь к декабрю |
%*(1) |
111,7 |
110-111 |
107-108,5 |
в среднем за год | % | 110,9 | 112,7 | 109,3 | |
3 | Валовой внутренний продукт: | млрд руб. | 16779 | 21000 | 24 380 |
темп роста | % | 107,1 | 105,9 | 105,8 | |
индекс-дефлятор | % | 118,6 | 118,2 | 109,7 | |
4 | Прибыль по всем видам деятельности | млрд руб. | 3250 | 4340 | 4910 |
5 | Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
млрд руб. |
3910 |
5165 |
5870 |
6 | Амортизация | млрд руб. | 901 | 999 | 1102 |
7 | Амортизация для целей налогообложения | млрд руб. | 1070 | 1176 | 1406 |
8 | Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества |
млрд руб. | 16955 | 18615 | 20 342 |
9 | Фонд заработной платы, всего | млрд руб. | 3973 | 4935 | 5917 |
10 | Экспорт, всего в том числе: | млрд долл. США | 183,5 | 245,8 | 232,4 |
дальнее зарубежье | млрд долл. США | 153,3 | 211,4 | 197,8 | |
страны СНГ | млрд долл. США | 30,2 | 34,4 | 34,6 | |
11 | Импорт, всего в том числе: | млрд долл. США | 96,3 | 120,3 | 139,0 |
дальнее зарубежье | млрд долл. США | 76,4 | 97,8 | 113,1 | |
страны СНГ | млрд долл. США | 19,9 | 22,5 | 25,9 | |
12 | Доля прибыли (прибыльных организаций) в ВВП | % | 23,3 | 24,6 | 24,1 |
*(1) По сравнению с предыдущим годом. |
3. Основные направления налоговой политики на 2006 год
При разработке федерального бюджета на 2006 год были учтены следующие изменения в налоговом законодательстве:
1) установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений (Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах");
2) введение так называемой амортизационной премии в виде разрешения отнесения на расходы 10% стоимости введенных в действие основных средств при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, в котором основные средства введены в эксплуатацию [Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ)];
3) увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы (Закон N 58-ФЗ);
4) совершенствование действующего порядка отнесения на расходы затрат на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР) при расчете налога на прибыль (Закон N 58-ФЗ);
5) совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации юридических лиц (Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Закон N 119-ФЗ);
6) переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления (Закон N 119-ФЗ);
7) индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефтепродукты), а по табачным изделиям - в среднем на 15% [Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ)];
8) отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение акцизных складов оптовых организаций из числа плательщиков акцизов (Закон N 107-ФЗ);
9) отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, отмена нулевой ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до "80" (Закон N 107-ФЗ);
10) увеличение специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче газа на 9% (установление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. куб.м газа) (Закон N 107-ФЗ).
4. Оценка доходов на текущий год, формируемая на основе данных
о фактическом поступлении доходов
При подготовке проекта федерального бюджета на 2006 год была произведена оценка доходов 2005 года на основе данных о фактическом поступлении доходов в 2005 году.
Заметим, что более 90% доходов бюджета поступает от трех администраторов: ФНС России, ФТС России, Росимущества. Причем на долю ФНС России традиционно приходится большая часть поступлений (рис. 1).
"Диаграмма 1. Формирование доходов федерального бюджета за январь - июль 2005 года"
Охарактеризуем основные тенденции поступления доходов в федеральный бюджет, учтенные при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год"*.
В январе - июле 2005 года в федеральный бюджет поступило доходов, администрируемых ФНС России, - 1 535,4 млрд руб., что на 448,6 млрд руб., или в 1,4 раза, больше, чем за соответствующий период 2004 года (рис. 2).
"Диаграмма 2. Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе - июле 2005 года (включая НДПИ по нефти)"
Такое перевыполнение поступления доходов произошло за счет роста цены и объемов добычи нефти, а также в результате улучшения финансово-экономических показателей развития экономики и налогового администрирования.
Отношение налоговых и неналоговых доходов, поступивших в федеральный бюджет, к ВВП составило в январе - июле 2005 года 14,3% против 12,3% в соответствующем периоде 2004 года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (43,3%), НДПИ (28,2%), налога на прибыль (13,3%), единого социального налога (ЕСН) (9,8%) и акцизов (3,6%) (рис. 3).
"Диаграмма 3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе - июле 2005 года"
5. Характеристика основных доходов, подлежащих мобилизации ФНС
России в 2006 году
Как уже говорилось, на основе интеграции трех вышеназванных информационных источников был сформирован прогноз поступления доходов, который после согласования с ФНС России послужил основой для подготовки доходной части проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Охарактеризуем основные доходы, которые необходимо мобилизовать ФНС России в 2006 году.
5.1. Налог на прибыль организаций
Расчет налога на прибыль организаций на 2006 год произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом поправок, внесенных Законом N 58-ФЗ, а также изменений налогового законодательства, вступивших в действие с 2006 года и оказывающих влияние на формирование финансового результата.
В основу расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2006 год по объему прибыли, предъявляемой налогоплательщиками в целях налогообложения, сформированному исходя из отчетных данных ФНС России о налогооблагаемой базе за 2004 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2005 году и основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года.
В 2006 году общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 5257,1 млрд руб., или на уровне 21,56% к ВВП, со снижением на 0,87% против ожидаемой оценки 2005 года. Данное изменение обусловлено влиянием макроэкономических факторов и изменений налогового законодательства. В результате снижение налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составит 0,057% к ВВП, или 13,8 млрд руб.
В расчете налога вышеуказанная сумма прибыли корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (46,6 млрд руб.). С учетом корректировки прибыль для целей налогообложения составит 5210,5 млрд руб.
В соответствии с законодательно установленным порядком формирования прибыли для целей налогообложения налогооблагаемая прибыль уменьшится на доходы в виде сумм начисленных дивидендов (155,8 млрд руб.), а также на суммы ранее полученных убытков (116,2 млрд руб.). Общее снижение налогооблагаемой прибыли за счет этих факторов составит 272,0 млрд руб.
В соответствии с Законом N 58-ФЗ в расчете налогооблагаемой прибыли учтены следующие изменения, внесенные в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):
- введение амортизационной премии в виде разрешения отнесения не более 10% первоначальной стоимости основных средств на расходы при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, в котором основные средства введены в эксплуатацию;
- увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;
- совершенствование действующего порядка отнесения на расходы затрат, связанных с осуществлением НИОКР (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, а также уменьшение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР с 3 до 2 лет).
Введение вышеуказанных изменений приведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли на сумму 164,8 млн руб.
Таким образом, прибыль для расчета налога на прибыль организаций составит 4773,7 млрд руб.
Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, законодательно утверждена в размере 6,5%, сумма исчисленного налога составит 310,3 млрд руб.
Поступления налога на доходы, взимаемого по ставкам 20, 15 и 9% в зависимости от категории получателя доходов, прогнозируются на 2006 год исходя из расчетной ставки в размере 11,59% доли этого вида доходов в общей сумме прибыли для целей налогообложения в размере 5,1% и составят 30,8 млрд руб.
В прогнозе учтены дополнительные поступления налога, исчисленного по состоянию на 1 января 2002 года и подлежащего уплате налогоплательщиками в соответствии с порядком, установленным ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", в сумме 1,5 млрд руб.
Сумма налога на прибыль с учетом налога на доходы в виде дивидендов и налога по доходам переходного периода составит 342,6 млрд руб.
Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2006 году прогнозируется исходя из фактического уровня 2004 года и составит 90,3%.
Планируется собрать налог на прибыль в сумме 309,3 млрд руб. с учетом собираемости.
В расчетах поступлений налога на прибыль предусмотрены дополнительные поступления по перерасчетам, произведенным по итогам работы за 2005 год, по начисленным платежам в результате проверки налоговыми органами соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Сумма налога на прибыль по вышеуказанным основаниям составит 28,5 млрд руб.
Одновременно учтены потери налога от предоставления льгот в связи с реализацией программ по ликвидации последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, предусмотренных Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ, - в общей сумме 20 млн руб.
Таким образом, объем поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет в 2006 году прогнозируется в сумме 337,8 млрд руб. и составит 1,39% к ВВП.
5.2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации
5.2.1. НДС
Расчеты НДС на 2006 год произведены в соответствии с положениями главы 21 НК РФ.
В расчетах к федеральному бюджету на 2006 год сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, определена исходя из прогнозируемого объема ВВП и реальной оценки налогооблагаемой базы.
Сумма начисленного НДС на 2006 год прогнозируется в размере 10 413,7 млрд руб. и составляет 42,7% от объема ВВП при ожидаемой оценке за 2005 год - 41,1%, то есть с повышением на 1,6 процентных пунктов.
Повышение сумм начисленного налога в 2006 году на 1,6% от объема ВВП обусловлено введением новых положений законодательства, в том числе:
- переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления, предусматривающий момент определения налоговой базы по наиболее ранней из следующих дат - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- отмена нулевой ставки на работы (услуги), выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ, в том числе организация перевозок, сопровождение, погрузка, перегрузка.
Установление с 1 января 2006 года общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений вместо действующего порядка - по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства приведет к увеличению налоговых вычетов (по сравнению с ожидаемой оценкой за 2005 год - на 1,89% к ВВП).
Расчетная сумма НДС определена в размере 1598,7 млрд руб. исходя из начисленных сумм по прогнозируемой налогооблагаемой базе на 2006 год в размере 10 413,4 млрд руб. и налоговых вычетов в сумме 8814,7 млрд руб.
Основная ставка НДС в расчетах поступления этого налога в федеральный бюджет 2006 года предусмотрена в размере действующей ставки - 18% при сохранении пониженной ставки в размере 10% на ряд продовольственных товаров (за исключением подакцизных); на товары для детей; на периодические печатные издания; на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также по отдельным сельскохозяйственным сырьевым ресурсам (сахар-сырец, зерно).
В связи с применением в соответствии с налоговым законодательством льготной ставки налогообложения в размере 10% поступления НДС уменьшатся в 2006 году на 62,1 млрд руб.
В прогнозе поступлений НДС учтено значительное влияние налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством. Потери доходов федерального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот в 2006 году оцениваются в сумме 899,1 млрд руб. (или 3,7% к ВВП), а с учетом прогнозируемой собираемости этого налога - в сумме 871,2 млрд руб. При этом наиболее существенные потери НДС прогнозируются от применения льгот по банковским и финансовым операциям, по услугам по страхованию, по операциям с ценными бумагами.
Вышеперечисленные льготы составляют более 80% от общего объема льгот, предоставляемых по этому налогу.
Расчетный уровень собираемости НДС по товарам (работам, услугам), произведенным на территории Российской Федерации, на 2006 год прогнозируется на уровне оценки поступлений этого налога в 2005 году и составит 96,9%.
На возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, будет направлено 469,0 млрд руб.
Кроме того, применение нулевой налоговой ставки при реализации драгоценных металлов, при реализации товаров (услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами уменьшит поступление НДС на 12,0 млрд руб.
Сумма НДС, подлежащая возмещению по материальным затратам при производстве экспортной продукции, определена исходя из прогнозируемых объемов экспорта в размере 230,4 млрд долл. США и прогнозируемого курса рубля по отношению к доллару США.
Прогнозируемое в 2006 году возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции уменьшит поступление этого налога на 9,6 млрд руб.
В прогнозе поступлений НДС на 2006 год учтены дополнительные поступления в связи с проведением мероприятий по реструктуризации задолженности по этому налогу в сумме 3,5 млрд руб. и в связи с проведением контрольных мероприятий налоговыми органами - в сумме 61,6 млрд руб.
С учетом изменений налогового законодательства сумма поступления НДС определена на 2006 год в размере 1123,7 млрд руб.
5.2.2. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым
на территории Российской Федерации
Прогноз поступлений акцизов на товары народного потребления на 2006 год основан на прогнозируемых показателях объемов реализации подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных главой 22 НК РФ с учетом Закона N 107-ФЗ, предусматривающего индексацию специфических ставок акцизов с 1 января 2006 года.
Расчет поступлений акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, основан на прогнозируемых объемах реализации в Российской Федерации в 2006 году спирта этилового из пищевого сырья в объеме 56,1 млн дал, спирта этилового из всех видов сырья, кроме пищевого, - в объеме 0,5 млн дал.
Прогноз поступлений по спиртосодержащей продукции на 2006 год основан на прогнозируемых поступлениях акцизов по спиртосодержащей продукции в 2005 году.
Сумма поступлений в федеральный бюджет акциза по спирту этиловому из всех видов сырья и спиртосодержащей продукции в 2006 году с учетом собираемости составит 6081,9 млн руб.
Прогноз поступления акцизов на легковые автомобили рассчитан исходя из установленных главой 22 НК РФ ставок акцизов, налогооблагаемого объема реализации автомобилей, производимых в Российской Федерации. Общая сумма поступлений составит 570,9 млн руб.
Прогноз поступления акцизов на табачную продукцию рассчитан исходя из установленных главой 22 НК РФ ставок акцизов и прогнозируемого объема реализации табачной продукции, производимой в Российской Федерации, в количестве 383,6 млрд штук.
Собираемость акцизов по табачным изделиям в 2006 году прогнозируется на уровне 2005 года - в размере 99,0%. Общая сумма акцизов по табачным изделиям составит 33 755 млн руб. и в полном объеме будет зачислена в доход федерального бюджета.
Расчет поступления акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей произведен на основе прогнозных показателей объемов реализации этой продукции на 2006 год, уменьшенных на объемы экспорта, освобожденного от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, и ставок акциза, установленных главой 22 НК РФ. В связи с особенностями сроков уплаты акцизов в оптовой и розничной торговле при расчете поступления акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей сумма акцизов, исчисленная по объемам реализации за 2006 год, уменьшится на сумму разницы между суммой акцизов, исчисленных по объемам реализации за ноябрь - декабрь 2006 года, по налогоплательщикам, осуществляющим оптовую реализацию нефтепродуктов, и за декабрь 2006 года - по налогоплательщикам, осуществляющим розничную реализацию нефтепродуктов, и суммой акцизов, исчисленных по вышеуказанным группам налогоплательщиков за те же периоды 2005 года. При этом доля оптовой реализации по бензину автомобильному принята на уровне 58%, а по дизельному топливу и маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - на уровне 82% от объемов реализации на 2005 год.
Расчет поступления акцизов на прямогонный бензин произведен на основе прогнозируемых показателей объемов реализации этой продукции на 2006 год, уменьшенных на объемы экспорта и реализации в нефтехимическую отрасль, освобожденные от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. В связи с особенностями сроков уплаты акцизов на прямогонный бензин сумма акцизов, исчисленная по объемам реализации за 2006 год, уменьшится на сумму акцизов, исчисленную по объемам реализации за октябрь - декабрь 2006 года и подлежащую уплате в январе - марте 2007 года.
Собираемость акцизов указанного вида прогнозируется на уровне 96%, сложившемся в 1-м полугодии 2005 года. С учетом собираемости поступление акцизов на бензин автомобильный составит 87,9 млрд руб., на дизельное топливо - 28,5 млрд руб., на моторные масла - 2,0 млрд руб., на прямогонный бензин - 1,9 млрд руб.
В 2006 году зачисление в федеральный бюджет акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, прямогонный бензин предусмотрено в размере 40%, что составит по акцизам на бензин автомобильный 35,2 млрд руб., на дизельное топливо - 11,4 млрд руб., на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 0,8 млрд руб., на прямогонный бензин - 0,8 млрд руб.
5.2.3. НДПИ
Поступления НДПИ в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2006 предусматриваются в сумме 731,6 млрд руб.
В расчетах прогнозируемых поступлений НДПИ учтены ожидаемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен на них, прогноз среднего официального курса доллара США по отношению к рублю, ставки налогообложения, определенные в главе 26 НК РФ и в ст. 1 Закона N 107-ФЗ.
При прогнозируемом на 2006 год среднем уровне мировых цен на нефть марки Urals в размере 40 долл. США за баррель и при заложенном в расчетах к проекту бюджета среднем официальном курсе доллара США по отношению к рублю в размере 28,6 руб. коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 3,3969. С учетом корректировки налоговой ставки на этот коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2006 год определена в размере 1423,32 руб. за 1 тонну. По остальным полезным ископаемым налоговые ставки включены в расчет налога в размерах, установленных ст. 342 НК РФ.
При определении прогнозируемого поступления НДПИ учтен ожидаемый объем добычи нефти, облагаемый этим налогом, в размере 459,77 млн тонн, при добыче - 468,49 млн тонн. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти с месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции, в размере 6,09 млн тонн и нормативные потери при добыче - в размере 2,63 млн тонн.
Увеличение ставки НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 135 руб. за 1000 куб. м до 147 руб. за 1000 куб.м, установленное Законом N 107-ФЗ, приведет к увеличению поступлений в федеральный бюджет НДПИ по газу горючему природному на 7,2 млрд руб. (с уточнением на собираемость и переходящие платежи - 6,5 млрд руб.).
Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что по НДПИ налоговым периодом с 1 января 2003 года признается календарный месяц, что учтено при определении прогноза поступлений этого налога.
При прогнозируемом на 2006 год среднем уровне мировых цен на нефть марки Urals в размере 40 долл. США за баррель цена этой марки нефти по состоянию на декабрь 2006 года составит 35 долл. США за баррель. Учитываемая в платежах декабря 2005 года мировая цена на нефть марки Urals составляет 47 долл. США за баррель. Кроме того, на размеры платежей декабря 2005 года и декабря 2006 года влияют размеры объемов добычи полезных ископаемых, ставки НДПИ на газ горючий природный и цены на газовый конденсат.
С учетом этого сумма начисленных платежей по расчету прогноза поступления НДПИ увеличена на платежи декабря 2005 года в сумме 72,6 млрд руб., или 71,6 млрд руб. с учетом собираемости, и уменьшена на платежи декабря 2006 года в сумме 54,1 млрд руб., или 53,4 млрд руб. с учетом собираемости, срок уплаты которых перейдет на следующий год.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Департамента бюджетной политики Минфина России
"Налоговый вестник", N 1, январь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Ввиду ограниченного объема настоящей статьи не анализируются поступления в разрезе конкретных доходных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1