Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 апреля 2004 г. N КА-А40/2489-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Виала Спейс" (далее - ООО "Виала Спейс") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы) о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 29 октября 2003 года N 15 Алк/Ю о привлечении ООО "Виала Спейс" к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 декабря 2003 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Виала Спейс" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 18 февраля 2004 года указанное решение отменено, постановление инспекции по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить постановление, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы считает, что вывод суда об отсутствии в действиях ООО "Виала Спейс" состава административного правонарушения, противоречит статье 26 Федерального закона Российской Федерации от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - ФЗ РФ от 22.11.95 г. N 171-ФЗ), пункту 4 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года N 987 (далее - Правила), части 3 статьи 14.16, пункту 3 части 2 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). ООО "Виала Спейс" нарушены нормы указанных правовых актов, и наложенный штраф является правомерным.
В судебном заседании представитель ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Виала Спейс" возражал против заявленных доводов как необоснованных и просил оставить в силе обжалуемое постановление суда.
Проверив правильность применения арбитражными судами апелляционной и первой инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а постановление апелляционной инстанции - отмене в связи с нарушением судом норм материального права.
Осуществляя проверку законности акта налогового органа арбитражный суд первой инстанции установил, что ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы, 21 октября 2003 года была проведена проверка кофейни, принадлежащей ООО "Виала Спейс", в соответствии с поручением от 21 октября 2003 года N 0000669 на предмет соблюдения Федерального закона Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ РФ от 22.05.03 г. N 54-ФЗ) и поручением от 20 октября 2003 года N 25 - ФЗ РФ от 22.11.95 г. N 171-ФЗ.
Нарушений ФЗ РФ от 22.05.03 г. N 54-ФЗ выявлено не было, о чем свидетельствует акт от 21 октября 2003 года N 0001669.
Однако при проведении проверки было выявлено нарушение пункта 1 статьи 26 ФЗ РФ от 22.11.95 г. N 171-ФЗ, пункта 4 Правил выразившейся в осуществлении розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей информации о Правилах продажи алкогольной продукции, которая должна в наглядной и доступной форме доводится до сведения покупателей.
Данный факт нарушения зафиксирован в протоколе от 21 октября 2003 года N 0026029/Ю об административном правонарушении, копия которого была вручена генеральному директору ООО "Виала Спейс" - У., а Постановлением ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы от 29 октября 2003 года N 15 Алк/Ю общество привлечено к административной ответственности, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, и признавая акт о наложении взыскания незаконным, апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения. Кроме того, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренные части 3 статьи 14.16 КоАП РФ арбитражным судам неподведомственны. Суд также исходил из того, что согласно находящемуся в материалах дела акту от 21 октября 2003 года N 0001669 о проверки выполнения ФЗ РФ от 22.05.03 г. N 54-ФЗ нарушений указанного Закона не выявлено.
Ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров предусмотрена статьей 14.15 КоАП, Правила продажи алкогольной продукции носят информационный характер, в связи с чем их отсутствие, как отсутствие информации об изготовителе или о продавце, находится в сфере защиты прав потребителей и относится к компетенции торговой инспекции, что предусмотрено статьей 23.49 КоАП РФ.
Вывод арбитражного суда апелляционной инстанции сделан с неправильным применением норм материального права.
Арбитражными судами рассматриваются дела об обжаловании решений органов, привлекающих юридических лиц к административной ответственности.
ООО "Виала Спейс" привлечено к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных статьей 26 ФЗ РФ от 22.11.95 г. N 171-ФЗ и пункта 4 Правил. Факт данного правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении, который соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. В частности протокол составлен при участии представителя (генерального директора) ООО "Виала Спейс", вручена копия, в которой содержится информация о времени и месте рассмотрения материалов данного административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.50 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных части 3 статьи 14.16 КоАП РФ вправе рассматривать руководители территориальных органов исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 23 ФЗ РФ от 22.11.95 г. N 171-ФЗ, государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Данным органом, на основании п.п. 1, 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 783, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам непосредственно или его территориальные органы.
Поэтому, действия ИМНС РФ N 7 по ЦАО г. Москвы, как органа осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о привлечении и наложении штрафа на ООО "Виала Спейс" за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ правомерны.
Арбитражный суд первой инстанции правильно установил порядок и основания для привлечения ООО "Виала Спейс" к административной ответственности. Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Иных обстоятельств, имеющих значение для дела, не имеется.
Поэтому, отменяя постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции находит возможным, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Таким образом, доводы кассационной жалобы являются обоснованными, а вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях ООО "Виала Спейс" состава административного правонарушения - неправомерным.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2004 года по делу N А40-49409/03-84-555 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 декабря 2003 года по делу N А40-49409/03-84-555.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2004 г. N КА-А40/2489-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании