Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 февраля 2006 г. N КА-А40/834-06-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2006 г.
ООО "Севергазпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 11.05.04 N 5/2004 "О восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002".
Решением суда от 17.12.04, оставленным без изменения постановлением от 09.03.05 N 09АП-1397/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано на основании положений ст. 32 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 197, 198 АПК РФ, п.п. 18, 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.07.05 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суду указано на необходимость исследования вопроса о соблюдении установленных Налоговым кодексом российской Федерации сроков для проведения налоговых проверок и оценки доводов сторон касательно отношений по реструктуризации задолженности.
При новом рассмотрении дела решением суда от 19.08.05 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку у налогоплательщика отсутствовали законные основания для реструктуризации задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль и включения их в состав задолженности по пени и штрафам.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.05 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что реструктуризация задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль проведена Обществом в установленном порядке и оснований для восстановления указанной задолженности не имеется.
Законность и обоснованность постановления суда проверяются в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить постановление суда и оставить решение суда первой инстанции в силе, указывая на то, что выводы Девятого арбитражного апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе его рассмотрения.
Представитель Инспекции в заседании суда кассационной инстанции жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства заявитель своего представителя в заседание суда не направил; отзыв на кассационную жалобу в суд не представил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налогового органа и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены обжалуемого постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 11.05.04 N 5/2004 в целях устранения допущенного нарушения законодательства восстановлена задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль в размере 3822276 руб., списанная в составе пени по решению ИМНС РФ по г. Ухта от 07.03.01.
Считая указанное решение налогового органа незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Девятый арбитражный апелляционный суда указал на то, что Общество правомерно воспользовалось правом на реструктуризацию задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 3822276 руб., предоставленным ему решением ИМНС РФ по г. Ухте от 28.04.00.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации, из пункта 1 которого следует, что реструктуризации подлежит задолженность по обязательным платежам в бюджет, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении права на ее реструктуризацию.
Режим реструктуризации задолженности по обязательным платежам различен и поставлен в зависимость от того, является ли она задолженностью по налогам и сборам, то есть основной задолженностью, или это задолженность по пеням и штрафам.
Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Указом Главы Республики Коми от 10.02.00 утвержден порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Коми и бюджетом территориального дорожного фонда Республики Коми.
Настоящий спор касается суммы дополнительных платежей, начисленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В период принятия Инспекцией решения от 28.04.00 о предоставлении Обществу права на реструктуризацию задолженности и решения от 07.03.01 о списании указанной задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О, на которые ссылался налоговый орган, также не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
Таким образом, отнесение дополнительных платежей к сумме основной задолженности признать правомерным нельзя.
Увеличение платежей в графике погашения задолженности существенно нарушает права и законные интересы Общества, согласившегося на определенные условия ее погашения.
К тому же при включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность, на эти дополнительные платежи начисляются проценты в соответствии с пунктом 4 Порядка рефинансирования задолженности, согласно которому с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу названного Порядка. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Включение дополнительных платежей в основную задолженность возлагает на Общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка реструктуризации задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
С учетом изложенного, Девятым арбитражным апелляционным судом сделан правильный вывод о неправомерном восстановлении налоговым органом сумм задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 30.11.05 N 09АП-12707/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.4 п.4 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.
Налоговый орган принял решение о восстановлении сумм задолженности по дополнительным платежам налога на прибыль, реструктуризированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002. По мнению налогового органа, из определений КС РФ 13.11.2001г. N 225-О и от 10.01.2002г. N 5-О следует, что дополнительные платежи относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
Как указал суд, отнесение дополнительных платежей к основной задолженности неправомерно.
При этом суд отметил, что в зависимости от того, является ли реструктуризированная задолженность основной или задолженностью по пеням и штрафам устанавливается режим реструктуризации. А именно, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При отнесении дополнительных платежей к основной задолженности происходит изменение условий ее погашения, фактически влечет за собой лишение права общества на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п.5 Порядка реструктуризации задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком, что нарушает права общества и возлагает на него дополнительное бремя.
Более того, отнесение дополнительных платежей к основной задолженности приводит к тому, что на них начисляются проценты в порядке п.4 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". Данное обстоятельство приводит к необоснованному увеличению дополнительных платежей, представляющих собой проценты, за счет повторного начисления процентов.
Поэтому суд поддержал позицию налогоплательщика, кассационную жалобу налогового органа оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2006 г. N КА-А40/834-06-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании