Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 марта 2006 г. N КГ-А40/868-06
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2006 г. N КГ-А40/4099-06
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2006 г.
Префектура Восточного административного округа г. Москвы (далее - Префектура ВАО г. Москвы) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Социон" (далее - ООО "Социон") об обязании снести самовольную постройку, 4-х этажное здание, расположенное по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, владение 4, стр. 38.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР г. Москвы), Инспекция архитектурно-строительного надзора г. Москвы (далее - ИГАСН г. Москвы), Российский государственный университет физической культуры и спорта (далее - РГУФК), Общество с ограниченной ответственностью "Голден Сенчери" (далее - ООО "Голден Сенчери").
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 сентября 2005 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2005 года N 09АП-13514/05-ГК, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции исходил из статьи 61 Закона г. Москвы "Об основах градостроительства в г. Москве" N 13 от 03.03.04 и статьи 25 Закона г. Москвы "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство и реконструкцию градостроительных объектов в г. Москве", согласно которым строительный объект признается самовольной постройкой Правительством Москвы или судом на основании заключений органов государственной экспертизы, органов государственного надзора. В связи с тем, что указанных заключений истцом представлено не было, суд пришел к выводу о не доказанности факта самовольного строительства.
Также на основании технического отчета ООО "МегаСтрой-2002" и технического заключения "АРК-эксперт" спорное строение и несущие конструкции здания, являющегося капитальным, находятся в удовлетворительном состоянии; письма Главного государственного врача по ВАО г. Москвы N 25/11010 от 08.08.05 о соответствии спорного строения санитарно-гигиеническим нормам и предпринимаемых ответчиком мер по согласованию необходимой разрешительной документации на возведенный объект, суд пришел к выводу о возможности эксплуатации возведенного ответчиком строения.
Суд также отметал, что истец не обосновал свое право по осуществлению контроля от имени Российской Федерации за градостроительной деятельностью на земельном участке, являющемся федеральной собственностью.
Суд апелляционной инстанции указанное решение оставил без изменения, согласившись с его выводами, дополнительно указав, что истец, предъявляя такой иск, не подтвердил, что самовольное строительство нарушает права и законные интересы других лиц, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На указанные судебные акты Префектурой ВАО г. Москвы подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. Земельный участок, на котором возведен спорный объект, принадлежит РГУФК на праве постоянного (бессрочного) пользования и вывод судов о законности его передачи по договору аренды ответчику противоречит земельному законодательству и пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства".
Также по мнению заявителя, нарушена статья 222 ГК РФ, статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 52 и 54 Закона г. Москвы от 03.03.04 N 13, согласно которым строительство объекта возможно только при наличии разрешительной документации.
Заявитель указал, что суды в нарушение статьи 70, пункта 2 части 4 статьи 170, статьи 71 АПК РФ не дали оценки предписанию ГУ МЧС России по г. Москве о приостановлении строительно-монтажных работ в связи с отсутствием разрешения на строительство и факту привлечения ответчика ИГАСН по г. Москве к административной ответственности за самовольное строительство.
Заявитель считает, что суды, применяя статью 25 Закона г. Москвы "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство и реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", отказывая в иске только на основании отсутствия заключения органов государственной экспертизы о признании объекта самовольной постройкой, не приняли во внимание другие обстоятельства, подтверждающие самовольное строительство, исходя из нормы статьи 222 ГК РФ, которую суды необоснованно не применили, рассматривая настоящий спор.
Заявитель также полагает, что иск о сносе самовольной постройки заявлен в связи нарушением градостроительных норм и правил и вопрос о принадлежности земельного участка в данном случае не имеет юридического значения, поэтому вывод судов об отсутствии у Префектуры права контроля за градостроительной деятельностью на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, является необоснованным.
На кассационную жалобу Префектуры ВАО г. Москвы поступили отзывы от ООО "Социон" и РГУФК, в которых ответчик и третье лицо полагают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы противоречащими материалам дела и действующему законодательству.
Ответчик и третье лицо считают, что в соответствии с пунктом 11 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" РГУФК предоставлено право сдавать в аренду, закрепленное за ним государственное имущество, включая земельный участок. Учитывая, что в настоящее время ведется оформление разрешительной документации на возведенный объект, который в соответствии с техническим отчетом ООО "Мегастрой-2002" находится в удовлетворительном состоянии и соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, основания для сноса спорного объекта отсутствуют.
В соответствии с устным определением суда отзывы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители заявителя, ИГНАС по г. Москве, ДЗР г. Москвы поддержали доводы кассационной жалобы, представители ООО "Социон", РГУФК, ООО "Голден Сенчери" возражали против удовлетворения кассационной жалобы, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела и принятии обжалуемых судебных актов, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 пункта 2 статьи 287 АПК РФ с принятием нового судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, является собственностью Российской Федерации и закреплен за РГУФК на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 20.06.00 N 77НН102059). Между РГУФК и ООО "Социон" для осуществления предпринимательской деятельности заключен договор аренды части земельного участка в размере 0,1 га (договор N 63/05 от 01.03.05). Прежним арендатором данного земельного участка было начато строительство объекта, который также был передан в соответствии с актом о передаче металлических конструкций от 01.04.04.
На арендованном земельном участке ООО "Социон", ответчик по делу, возвел торгово-офисный центр который, как установили суды на основании технического заключения ООО "АРК-экеперт", является капитальным строением и в силу статьи 130 ГК РФ относится к недвижимому имуществу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что в нарушение статьи 61 Закона г. Москвы от 03.03.04 N 13 "Об основах градостроительства в г. Москве", статьи 25 Закона г. Москвы от 09.07.03 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" истец не представил заключения органов государственной экспертизы или органов государственного надзора о признании спорного объекта самовольной постройкой.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актам, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Из смысла указанной статьи следует, что самовольной постройкой, во-первых, является объект, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей, во-вторых, без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных или строительных норм и правил.
Таким образом для решения вопроса о том является ли спорное строение самовольно возведенной постройкой необходимо было установить именно эти обстоятельства.
Устанавливая фактические обстоятельства по делу, суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок закреплен за РГУФК на праве постоянного (бессрочного) пользования и передан им ответчику по договору аренды N 63/05 от 01.03.05 для осуществления предпринимательской деятельности, не противоречащей действующему законодательству. Констатируя это обстоятельство, суды согласились с тем, что законный владелец правомерно распорядился спорным земельным участком.
Делая такой вывод, суды не применили пункт 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, запрещающий юридическим лицам распоряжаться земельными участками, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Судами не было учтено и разъяснение, данное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" N 11 от 24.03.05 об отсутствии у лиц, обладающих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, права его передачи в аренду или в безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Установив, что спорный строительный объект возведен на земельном участке, находящемся у ответчика на праве аренды, суды не применили нормы закона, в силу которых у ответчика не могло возникнуть право на землю.
Довод ответчика и РГУФК о том, что в силу статьи 270, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 4 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" РГУФК имел право сдавать в аренду, закрепленное за ним имущество, в том числе и земельный участок, на котором возведено спорное строение, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Нормы, приведенные ответчиком в защиту своего права на распоряжение спорным земельным участком, не соответствуют п. 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могли применяться при сдаче земельного участка в аренду и при разрешении настоящего спора.
Суды также неправомерно приняли технический отчет ООО "Мегастрой-2002" об удовлетворительном состоянии спорного строительного объекта в качестве доказательств соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также посчитали документ о соответствии строительного объекта санитарно-гигиеническим нормам и правилам, представленный в ГУП МосгорБТИ для составления поэтажного плана спорного объекта достаточным для отказа в иске о сносе самовольно возведенного строения.
Однако суды не учли, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям строительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Согласно статьям 52, 54 Закона г. Москвы "Об основах градостроительства в городе Москве" решение о строительстве принимается в форме правового акта Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. Обязательной частью решения о строительстве, реконструкции является утверждаемый им акт разрешенного использования земельного участка градостроительного объекта. Строительство, реконструкция градостроительных объектов без разрешения на строительство, реконструкцию запрещается.
Указанные документы ответчиком не были представлены, и их отсутствие ответчиком не отрицается.
Не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и доводы судов о том, что построенный ответчиком торгово-офисный центр функционирует в полном объеме, обеспечивая граждан, проживающих в этом районе, различными товарами, приносит прибыль, а за земельный участок своевременно вносится арендная плата и в настоящий момент ответчиком предприняты меры для получения соответствующих разрешений на оформление построенного объекта.
Ошибочным является и довод суда первой и апелляционной том, что у Префектуры отсутствует право осуществления контроля за градостроительной деятельностью от имени Российской Федерации на спорном земельном участке, являющемся федеральной собственностью. В данном случае суды неправильно применили статью 17 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю".
Пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации определяет какие земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, а статья 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" устанавливает основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Тогда как настоящий иск предъявлен на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о сносе самовольной постройки и мотивирован тем, что ответчик возвел строительный объект без разрешительной документации с нарушением градостроительных норм и правил, а также на земельном участке, не отведенном для этих целей.
Суды не учли, что государственный строительный надзор в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в городах федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга регулируется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а именно если законами г. Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности отнесены к вопросам местного значения, то осуществляют их органы местного самоуправления, если они не отнесены к компетенции органов государственной власти г. Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.02.01 N 131-ПП "О совершенствовании порядка ликвидации, самовольных построек на территории города Москвы" обеспечение контроля за проведением соответствующих видов работ, по которым выданы разрешения на их проведение, а также выявления фактов об их самовольном проведении возложено, в том числе и на префектов административных округов.
Префектура, выступая истцом в настоящем споре, действовала на основании Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.12.02 N 981-ПП, как орган, осуществляющий контроль в области строительства, землепользования и охраны окружающей среды.
Установленные судами фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный строительный объект возведен на земельном участке, не предназначенном для этих целей, а также без получения разрешения на строительство, что в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса является самовольной постройкой.
Поскольку судами фактические обстоятельства, подлежащие установлению по заявленному предмету спора, установлены правильно, но при этом сделаны выводы, основанные на неправильном применении закона, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении искового требования о сносе самовольной постройки, возведенной ответчиком.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26 сентября 2005 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 29 ноября 2005 года N 09АП-13514/05-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-28712/05-49-192 отменить.
Исковые требования Префектуры Восточного административного округа г. Москвы удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Социон" снести самовольную постройку четырехэтажное здание, расположенное по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, владение 4, строение 38 в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего постановления.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Социон" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в первой, апелляционной и кассационной инстанциях в общей сумме четыре тысячи рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2006 г. N КГ-А40/868-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании