Учетная политика в целях налогообложения
Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ внес значительные изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Законодатели попытались учесть все неясности, которые вызывали споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Некоторые изменения вступили в силу через месяц после официального опубликования, но их действие распространилось на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В частности, внесенные поправки предоставили организациям право самостоятельно определять:
- перечень прямых расходов в целях налогообложения (п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ);
- порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (п. 1 ст. 319 НК РФ);
- способ формирования покупной стоимости товаров, который касается исключительно торговых организаций (ст. 320 НК РФ).
Помимо расходов на оплату труда и единого социального налога к прямым расходам теперь можно относить и взносы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии (п. 1 ст. 318 НК РФ). Речь идет о налогах, которые начисляются на заработную плату производственного персонала, включенную в состав прямых расходов. Поправки, внесенные в ст. 318 НК РФ, дали возможность организации с 1 января 2005 г. установить для целей налогообложения тот же перечень прямых затрат, что и в бухгалтерском учете.
Начиная с 1 января 2005 г. налогоплательщики могли самостоятельно устанавливать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Для случаев, когда их невозможно отнести к конкретному производственному процессу, организация должна определить механизм распределения прямых расходов между видами продукции (работ, услуг). Организации, которые оказывают услуги, теперь могут не распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства, а полностью списывать их при расчете налога на прибыль.
Ранее расходы покупателя на доставку товаров, складские и прочие расходы, связанные с приобретением товаров и не включенные в его стоимость, учитывались только в составе издержек обращения. Поправки, внесенные Законом N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ, позволяют торговым организациям включать перечисленные расходы в состав стоимости приобретения этих товаров. Иными словами, налогоплательщикам разрешено формировать стоимость приобретенных товаров в целях налогообложения так же, как и в бухгалтерском учете.
Таким образом, в целях налогообложения производственные предприятия должны определить в своей учетной политике состав прямых расходов и механизм их распределения между незавершенным производством и готовой продукцией. Торговым организациям необходимо установить порядок определения стоимости приобретения товаров, предназначенных для перепродажи. Вести налоговый учет по новым правилам организации могут, только если соответствующие положения закреплены в учетной политике организации.
Согласно положениям ст. 313 НК РФ налогоплательщики могут менять порядок учета отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения в случае изменения законодательства о налогах и сборах. Но не следует забывать, что механизм распределения прямых расходов и порядок определения стоимости приобретения товаров, который будет закреплен в учетной политике, организация должна применять в течение не менее двух лет. Это значит, что те новые положения учетной политики, которые налогоплательщик установит на 2005 г., он должен применять и в 2006 г. Иными словами, уже в 2005 г. организации, изготавливающие продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги, должны были выбрать способ распределения прямых расходов сразу на два года.
Однако не все поспешили воспользоваться новыми возможностями, предоставленными Законом N 58-ФЗ. Вносить изменения в учетную политику - право, а не обязанность налогоплательщика. Некоторые организации решили в 2005 г. сохранить прежний порядок распределения прямых расходов или способ формирования покупной стоимости товаров и внести необходимые изменения в учетную политику на 2006 г. Но перед ними встал вопрос: а смогут ли они это сделать? Ведь новая редакция ст. 319 и 320 НК РФ действует с 1 января 2005 г. Следовательно, если организация применила в 2005 г. старый порядок, она должна его использовать и в 2006 г. Ведь два года нужно отсчитывать с того налогового периода, в котором у организации появилось право выбора учетной политики.
Налогоплательщики обратились с этим вопросом в Минфин России и получили положительный ответ (письмо Минфина России от 21 октября 2005 г. N 03-03-02/117). По мнению специалистов министерства, если организация не захочет вносить изменения в учетную политику на 2005 г., она вправе работать по новым правилам с 1 января 2006 г. Именно с этой даты будет отсчитываться двухлетний период, в течение которого организация должна применять установленный ею способ распределения прямых расходов и метод формирования стоимости приобретения товаров.
О.А. Курбангалеева,
главный бухгалтер ООО "Канада-Моторс"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru