г.Москва |
N 09АП-18391/2007-АК |
22 января 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.01.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пронниковой Е.В.,
судей Бекетовой И.В., Попова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиной И.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Теплоизоляционные и уплотнительные материалы"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2007
по делу N А40-42254/07-84-293 судьи Бородули Т.С.
по заявлению ОАО "Теплоизоляционные и уплотнительные материалы"
к Правительству г.Москвы, Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
о признании незаконным бездействия Правительства г.Москвы, обязании заключить договор купли-продажи,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Асаевой Е.Н. (доверенность от 09.01.2008, паспорт 70 02 721800), Свиридова И.Т. (доверенность от 13.09.2007, паспорт 45 02 967578), Дерябиной Ю.В. (доверенность от 13.09.2007, паспорт 45 01 275766),
представителя заинтересованных лиц Однокурцевой Е.А. (доверенности от 25.09.2007 и от 29.12.2007, удостоверение N 110),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2007, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ОАО "Теплоизоляционные и уплотнительные материалы" о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в неоформлении в установленный срок распорядительного документа о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Кожевнический пр-д, вл.4, площадью 17029 кв.м, кадастровый номер 770106018093, об обязании Правительства Москвы в месячный срок со дня вступления в законную силу решения принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Кожевнический пр-д, вл.4, площадью 17029 кв.м., кадастровый номер 770106018093, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу направить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва Кожевнический пр-д вл.4, площадью 17029 кв.м., кадастровый номер 770106018093, стоимостью 167 077 479 руб., признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов г.Москвы, выразившихся в отказе от 15.06.2007 N 33-5ТО-993/7-(0)-1 и от 26.07.2007 N 33-5ТО-1878/70-(0)-1, и об обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Кожевнический пр-д, вл.4 площадью 17029 кв.м. кадастровый номер 770106018093 стоимостью 167 077 479 руб.
В обоснование принятого решения суд указал, что Правительством Москвы совершены необходимые действия по рассмотрению заявления Общества в отношении спорного земельного участка, при этом Департаментом земельных ресурсов г.Москвы правомерно отказано в оформлении права собственности на земельный участок.
Не соглашаясь с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, неправильном истолковании закона. При этом податель жалобы, ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Закона г.Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г.Москвы в частную собственность", утверждает, что обязанность по принятию решений о продаже земельных участков в собственность возложена на Правительство г.Москвы, и Департаменту земельных ресурсов г.Москвы предоставлены полномочия по рассмотрению соответствующих заявлений и сбору необходимых документов, а также заключению договоров купли-продажи земельных участков, в связи с чем считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии бездействия со стороны Правительства г.Москвы. Указал на отсутствие необходимости оспаривания распоряжений Префекта ЦАО от 19.03.2007 N 1300-р, от 04.05.2007 N 2474-р, которыми спорный земельный участок предоставлен заявителю меньшей площадью - 16818 кв.м., распоряжения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 12.07.2007 N 242 об утверждении границ земельного участка площадью 16818 кв.м. При этом полагает, что судом первой инстанции не применены п.2.2 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 137-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п.1, п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11, которыми установлено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади. Считает, что вывод суда первой инстанции, основанный на положениях ст.ст.83, 85 Земельного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст.ст.27, 30 Закона г.Москвы N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", о непредставлении заявителем Акта разрешенного использования или заключения о градостроительных регламентах при соответствующем обращении о выкупе земельного участка, не соответствует указанным нормам права. Указал, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота, поскольку используется для эксплуатации административных зданий, находящихся в собственности заявителя, при этом Акт разрешенного использования N а-1305/98 от 12.01.2001, решение Городской Комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации и реабилитации освобождаемой территории (выписка из Протокола от 17.09.2004 и 17.03.2004), Градостроительный план развития территории Замоскворечья, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1018-ПП, не подтверждают факта резервирования спорного земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Представитель Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал на отсутствие факта незаконного бездействия, так как Правительством г.Москвы были совершены необходимые действия в соответствии с Регламентом Правительства г.Москвы. Указал, что Правительство г.Москвы вправе давать поручения органам государственной власти г.Москвы на совершение определенных действий в связи с обращениями граждан и юридических лиц. Указал, что в нарушение требований норм действующего законодательства заявителем не представлен акт разрешенного использования или заключения в соответствии с градостроительным регламентом, оформленным Москомархитектурой.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, и представителя ответчиков, не согласившегося с доводами жалобы и поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником 12 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г.Москва, Кожевнический пр-д, вл.4, что подтверждается свидетельствами о праве собственности на данные объекты (том 1, л.д.15-26).
Земельный участок по указанному адресу общей площадью 17029 кв.м. (кадастровый номер 770106018093) предоставлен ОАО "Теплоизоляционные и уплотнительные материалы" в краткосрочную аренду на основании договора N М-01-513017 от 01.02.2006, заключенного между заявителем и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы. (том 1, л.д.27-40).
ОАО "Теплоизоляционные и уплотнительные материалы" обратилось в Правительство г.Москвы и Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением от 06.04.2007 N 2100/45 об оформлении в собственность Общества земельного участка расположенного по адресу: г.Москва, Кожевнический пр.,вл.4, площадью 17 029 кв.м.
В связи с тем, что Правительством г.Москвы не был принят распорядительный документ о предоставлении в собственность спорного земельного участка, а Департамент земельных ресурсов г.Москвы письмами от 15.06.2007 N 33-5ТО-993/7-(0)-1 и от 26.07.2007 N 33-5ТО-1878/7-(0)-1 отказал в оформлении в собственность спорного земельного участка и заключении договора купли-продажи земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой при рассмотрении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значения для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделал правильный вывод об отсутствии условий, предусмотренных ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых бездействия Правительства г.Москвы и действий Департамента земельных ресурсов г.Москвы незаконными.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с требованиями п.5 ст.36 Кодекса для реализации права на выкуп земельного участка собственник недвижимости должен обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Кодекса установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г.Москвы в частную собственность", обязанность по принятию решений о продаже земельных участков в собственность возложена на Правительство г.Москвы, при этом Департаменту земельных ресурсов г.Москвы предоставлены полномочия по рассмотрению соответствующих заявлений и сбору необходимых документов.
Материалами дела подтверждается, что с соответствующим заявлением от 06.04.2007 (том 1, л.д.51) Общество обратилось как в Правительство Москвы так и в Департамент земельных ресурсов г.Москвы.
В свою очередь, реагируя на данное заявление, Правительство Москвы, руководствуясь п.7.2.6 Регламента Правительства г.Москвы, утвержденного Постановлением Правительства г.Москвы N 112-ПП от 21.02.2006, дало поручение Департаменту земельных ресурсов г.Москвы совершить определенные действия, что подтверждается справкой о документе от 13.04.2007, расписками N 864 от 13.04.2007, N 1682 от 11.07.2007.
Во исполнение данного поручения Департаментом земельных ресурсов г.Москвы проведена проверка и вынесены отказы, оформленные письмами от 15.06.2007 N 33-5ТО-993/7-(0)-1 и от 26.07.2007 N 33-5ТО-1878-(0)-1.
Таким образом, в рассматриваемом случае вести речь о наличии бездействия со стороны Правительства г.Москвы представляется неправомерным.
Довод заявителя о том, что Департаментом земельных ресурсов г.Москвы неправомерно отказано в оформлении права собственности на земельный участок площадью 17 029 кв.м., отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в связи с истечением срока договора аренды N М-01-513017 от 01.02.2006 заявитель письмом от 28.11.2006 вх.N 33-5-1008/6-(1) обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы о возобновлении действия указанного договора.
Данный вопрос рассмотрен Окружной конкурсной комиссией имущественно-земельного комплекса ЦАО г.Москвы. В результате принято решение о прекращении договора аренды N М-01-513017 от 01.02.2006, Департаменту поручено оформление земельно-правовых отношений с заявителем на меньшую площадь - 1,6818 га.
В соответствии с Распоряжением Департамента земельных ресурсов г.Москвы N 242 от 12.07.2007 "Об утверждении границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва Кожевнический пр-д, вл.4, стр. 1-6, 6а, 66, 7-10, используемого заявителем для эксплуатации зданий под административные цели и благоустройства территории" утвержден план границ земельного участка, используемого для этих целей площадью 1,6818 га.
Поскольку распорядительные акты об изменении границ спорного земельного участка в настоящее время являются действующими и заявителем не оспорены, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в предоставлении земельного участка площадью 17 029 кв.м. является обоснованным.
Кроме того, в соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением, в частности, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Принимая во внимание положения вышеназванного Закона, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, в том числе требования ст.ст.2, 4, раздела 6 Закона г.Москвы N 27 от 14.05.2003 "О землепользовании и застройке в г.Москве", а также Распоряжение Правительства Москвы от 28.12.2004 N 2624-РП "О целевой программе организации производственных территорий города Москва на период 2004 - 2006 годы", Постановления Правительства г.Москвы N 1018-ПП от 17.12.2002 "О градостроительном плане развития территории района Замоскворечье на период до 2020 года" и N 3233-ПП от 24.04.2007 "О генеральной схеме размещения гостиниц в г.Москве", в которых имеются сведения о спорном земельном участке, суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен заявителю в собственность.
Кроме того, на смежном земельном участке в соответствии с распоряжением Правительства Москвы N 1947-РП от 23.10.2003 предполагается строительство гостиничного комплекса; спорный земельный участок расформирован и прекращен как объект земельно-правовых отношений; из спорного земельного участка сформированы иные земельные участки, границы которых описаны и утверждены. Все означенные обстоятельства также свидетельствуют о невозможности предоставления спорного участка в собственность заявителя, и, следовательно, о правомерности вывода суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2007 по делу N А40-42254/07-84-293 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42254/07-84-293
Истец: ОАО "Теплоизоляционные и уплотнительные материалы"
Ответчик: Правительство города Москвы , Департамент земельных ресурсов города Москвы