город Москва
06 февраля 2008 г. |
N 09АП-17997/2007-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 06.02.2008г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Пронниковой Е.В.
Бекетовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Халиной И.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 15 апелляционную жалобу ИФНС РФ N24 по городу Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2007 по делу NА40-52964/07-130-351 судьи Кононовой И.А.
по заявлению ГУК г.Москвы ЦБС N 1 ЮАО
к ИФНС РФ N 24 по г.Москве
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Лунев А.М. по дов. от 10.08.2007 уд-ние N 002233; Рубайлов В.В. по дов. от 16.05.2007 уд-ние N 181349;
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система N 1 Южного административного округа(далее - ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления ИФНС N 24 по г.Москве (далее налоговый орган) от 04.10.2007 N 19/1пр о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением 03.12.2007 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировал свои выводы тем, что налоговым органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы состоялось в Симоновской межрайонной прокуратуре с участием законного представителя юридического лица.
Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что ГУК ЦБС N 1 по ЮАО г.Москвы были нарушены п.1 ст.2, ст.5 Закона РФ "О применении ККТ" от 22.05.2003 N 51-ФЗ, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 27.09.2007г. при проведении Симоновской межрайонной прокуратурой прокурорской проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы организации библиотечного дела и Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ в ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы, расположенном по адресу: г.Москва, Каширское ш., д. 16, выявлено что ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы в период с августа 2007 года осуществляется прием наличных денежных средств от населения и юридических лиц за оказание платных услуг (ксерокопирование, работа в компьютерном зале и пользование ПК), без применения в установленном законом случаях контрольно-кассовых машин, что является нарушением требований п.1 ст.2, ст.5 Закона РФ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"" от 22.05.2003 N 51-ФЗ.
По результатам проверки Симоновской межрайонной прокуратурой 27.09.2007 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.5 КоАП РФ.
Симоновской межрайонной прокуратурой материалы дела об административном правонарушении в отношении ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы 27.09.2007 в соответствии со ст.23.5 КоАП РФ были направлены в ИФНС РФ N 24 по г.Москве для рассмотрения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ИФНС РФ N 24 по г.Москвы 04.10.2007 было вынесено оспариваемое постановление N 19/1пр о привлечении ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы к административной ответственности на основании ст.14.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в размере 30000 рублей.
Согласно ст.14.5 КоАП РФ административная ответственность установлена за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающие услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Как следует из оспариваемого постановления, объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является прием наличных денежных средств от населения и юридических лиц за оказание платных услуг (ксерокопирование, работа в компьютерном зале и пользование ПК), без применения в установленном законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее-Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст.1 указанного Закона контрольно-кассовой техникой, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее-ККТ) являются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-вычислительные комплексы.
Согласно ст.5 ФЗ от 22.05.2003г. N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении установлено правонарушение в виде осуществления денежных расчетов с населением без применения ККТ.
Между тем, имеются процессуальные нарушения привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии со ст.29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлена определенная процедура привлечения к административной ответственности, которая, прежде всего, предполагает соблюдение прав привлекаемого к ответственности лица, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, установленными КоАП РФ.
Как верно установлено судом первой инстанции, дело об административном правонарушении рассмотрено, постановление вынесено налоговым органом без участия законного представителя ГУК ЦБС N 1 ЮАО г.Москвы.
В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о том, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления от 04.10.2007г. N 19/1пр не были соблюдены права привлекаемого к ответственности лица, установленные ст. 25.1 КоАП РФ, поскольку отсутствовали данные о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу ч.2 ст.211 АПК РФ, п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2007 по делу N А40-52964/07-130-351 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52964/07-130-351
Истец: ГУК г.Москвы ЦБС N1 ЮАО
Ответчик: ИФНС РФ N 24 по г. Москве