Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2011 г. N 01АП-465/2011
г. Владимир |
|
22 марта 2011 г. |
Дело N А43-17313/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.03.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2010
по делу N А43-17313/2010,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ледокол"
о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода в заключении договора купли-продажи долей города в праве общей долевой собственности на помещения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ледокол" - Шишкиной Д.С. по доверенности от 10.03.2011 N 01,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ледокол" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Комитет), изложенного в письме от 25.05.2010 N 23-04/311265, в заключении договора купли-продажи долей города в праве общей долевой собственности на помещения N 3 и N 6, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, д. 32, об обязании Комитета исполнить постановление администрации г. Нижнего Новгорода (далее - администрация) от 05.06.2007 N 2301 "О продаже доли города в праве общей долевой собственности", произведя оценку рыночной стоимости долей города в праве собственности на указанные помещения, подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает администрация.
Решением от 08.12.2010 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Комитет не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
Как отметил Комитет, он не отказывал Обществу в заключении договора купли-продажи, а сообщал о наличии у него задолженности перед бюджетом г. Нижнего Новгорода.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, заключение договора купли-продажи долей в праве собственности невозможно, поскольку Общество не представило отчет об оценке рыночной стоимости долей.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Комитет и администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседании не направили, Комитет заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии со статьями 244, 245, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 37 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16.02.1996 N 10 "Об утверждении Положения о заключении инвестиционных контрактов на проведение реконструкции и капитального ремонта зданий жилого и нежилого фонда на территории г. Нижнего Новгорода", постановлением администрации от 14.07.1999 N 83 "Об утверждении Порядка оформления инвестиционных контрактов на проведение реконструкции, капитального ремонта муниципальных зданий и достройку объектов, не завершенных строительством, на территории г. Нижнего Новгорода" и в связи с завершением Обществом работ по инвестиционным контрактам от 16.12.1999 и от 18.09.2003 по реконструкции и капитальному ремонту помещений N 3 и N 6 администрацией приняты распоряжения от 05.11.2002 N 3853-р "О распределении долей в праве общей долевой собственности на помещение N 3, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, д. 32, литер А" и от 25.01.2005 N 169-р "О распределении долей в праве общей долевой собственности на помещение N 6, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, д. 32, литер А".
Распоряжением от 05.11.2002 N 3853-р администрация установила распределение долей в праве общей долевой собственности на помещение N 3 в следующем порядке: Обществу принадлежит доля в праве, равная 75% от его общей площади, что составляет 3/4 доли (подвал площадью 220 кв.м), а в муниципальной собственности находится доля в праве, равная 25% его площади, что составляет 1/4 доли (подвал площадью 73,3 кв.м).
Распоряжением администрации от 25.01.2005 N 169-р установлено распределение долей в праве общей долевой собственности на помещение N 6 таким образом: Обществу принадлежит доля в праве, равная 49% от его общей площади, что составляет 49/100 долей (часть помещения подвала площадью 84,5 кв.м), а городу Нижнему Новгороду принадлежит доля в праве, равная 51% его площади, что составляет 51/100 долей (часть помещения подвала площадью 87,9 кв.м).
Во исполнение указанных распоряжений администрации между Комитетом, муниципальным унитарным предприятием "Дирекция единого заказчика" Нижегородского района (балансодержатель) и Обществом 05.11.2002 и 25.01.2005 заключены соглашения N 5/1642С и N 5/2297С соответственно об общем владении и пользовании нежилыми зданиями (помещениями), находящимися в общей долевой собственности, и долевом участии в расходах по их содержанию и ремонту в отношении имущества - помещений N 3 и N 6, расположенных по адресу: Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 32.
Право собственности на соответствующие доли в спорном имуществе Общество зарегистрировало в установленном законом порядке (свидетельства о регистрации права от 10.09.2003 серии 52-ВАВ N 464101, от 09.08.2005 серии 52-АБ N 375954).
В соответствии со статьями 209, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации от 14.07.1999 N 83 "Об утверждении Порядка оформления инвестиционных контрактов на проведение реконструкции, капитального ремонта муниципальных зданий и достройку объектов, не завершенных строительством, на территории г. Нижнего Новгорода" и в связи с обращением участника общей долевой собственности администрацией принято постановление от 05.06.2007 N 2301 "О продаже доли города Нижнего Новгорода в праве общей долевой собственности", согласно которому Обществу подлежали продаже по рыночной стоимости, определенной в соответствии с действующим законодательством, доли в спорном имуществе, принадлежащие городу Нижнему Новгороду.
Данным постановлением Комитету было предписано заключить с Обществом договор купли-продажи долей в спорном имуществе.
22.04.2010 Общество обратилось в Комитет с заявлением о выкупе долей города в помещениях N 3 и N 6.
Письмом от 25.05.2010 N 23-04/311265 Комитет сообщил, что для заключения соответствующего договора купли-продажи долей Обществу необходимо погасить имеющуюся задолженность по заключенным соглашениям и договорам, а также обратиться в оценочную организацию с целью проведения оценки рыночной стоимости долей города в спорном имуществе.
Посчитав отказ Комитета не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2 статьи 209 Кодекса).
Статья 215 Кодекса устанавливает, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением администрации от 01.04.1999 N 52, Комитет является органом по управлению муниципальным имуществом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города, осуществляет межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальной собственностью, выступает продавцом муниципального имущества.
В силу пункта 2 статья 246 Кодекса участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 Кодекса.
Подпунктом 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 7 данного Федерального закона).
Постановлением администрации от 14.07.1999 N 83 утвержден Порядок оформления инвестиционных контрактов на проведение реконструкции, капитального ремонта муниципальных зданий и достройку объектов, не завершенных строительством, на территории города Нижнего Новгорода (далее - Порядок).
Данный Порядок разработан в целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в городе Нижнем Новгороде и во исполнение постановления Городской Думы от 16.02.1996 N 10 "Об утверждении Положения о заключении инвестиционных контрактов на проведение реконструкции и капитального ремонта зданий жилого и нежилого фонда на территории города Нижнего Новгорода", а также в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Пунктом 1.15 Порядка предусмотрено, что после выполнения инвестором инвестиционных условий инвестиционного контракта объект инвестирования переходит в общую долевую собственность города Нижнего Новгорода как муниципального образования и инвестора.
Инвестору по его заявлению в соответствии с действующим законодательством предоставляется преимущественное право покупки доли города в общей собственности на объект инвестирования либо преимущественное право заключения договора аренды данной доли. Процедура оформления покупки указанной доли (предоставления ее в аренду) осуществляется Комитетом в установленном порядке. Продажа доли осуществляется Комитетом на основании заключения независимой оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 7.7 Порядка).
Судом первой инстанции установлено, что Общество, являясь инвестором при проведении капитального ремонта спорного имущества, надлежащим образом выполнило принятые на себя обязательства, что подтверждено актами приемки в эксплуатацию помещений N 3 и N 6.
Следовательно, суд пришел к правомерному выводу, что Общество обладает преимущественным правом покупки долей города в праве общей долевой собственности.
Постановлением от 05.06.2007 N 2301 администрация подтвердила данное право Общества и предписала Комитету заключить с ним соответствующие договоры. Указанное постановление является действующим, не отменено и не оспорено.
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в заключении договора купли-продажи долей города в праве общей долевой собственности на помещения N 3 и N 6, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, д. 32.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Комитета не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Комитета о том, что он не отказывал Обществу в заключении договора купли-продажи, а лишь сообщил о наличии у него задолженности перед бюджетом г. Нижнего Новгорода, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
В рассматриваемом случае со стороны Комитета имело место фактическое уклонение от совершения действий, направленных на заключение договоров купли-продажи долей в общей долевой собственности, что заявителем и судом первой инстанции правомерно расценено как отказ уполномоченного органа.
При этом наличие у Общества задолженности по платежам в муниципальный бюджет не может являться обстоятельством, препятствующим в осуществлении последним преимущественного права на заключение договоров купли-продажи, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такого основания для отказа.
Более того, судом установлено, что соответствующая задолженность взыскивается Комитетом с Общества в судебном порядке, в частности, в рамках дел Арбитражного суда Нижегородской области N А43-23334/2010 и NА43-23336/2010.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества.
При этом с учетом положений статьи 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которая предусматривает право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, физических и юридических лиц на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных этим законом, суд первой инстанции, придя к обоснованному выводу об отсутствии у Общества права самостоятельно осуществлять действия, направленные на организацию оценки долей города в спорном имуществе, правомерно обязал Комитет провести оценку рыночной стоимости спорных долей и подготовить проекты договоров купли-продажи имущества.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Комитета по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2010 по делу N А43-17313/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25716/07-108-124
Истец: ООО "Торговый Дом "Юкос-М"
Ответчик: ИФНС РФ N 5 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1