Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. N 17АП-1437/2011
г. Пермь
17 марта 2011 г. |
Дело N А60-41934/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от истца УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области (ИНН 6601006390, ОГРН 1026600508329) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от ответчика МУП "Железнодорожник" Алапаевского муниципального образования (ИНН 6601012298, ОГРН 1086601000232) - не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 декабря 2010 года
по делу N А60-41934/2010,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по иску УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области
к Алапаевского муниципального образования
о взыскании 107 938,60 руб.,
установил:
УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с МУП "Железнодорожник" Алапаевского муниципального образования финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2010 г. в размере 107 938,60 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2010г. исковые требования удовлетворены в части: с МУП "Железнодорожник" в доход Пенсионного Фонда РФ взысканы штрафные санкции в размере 21 587,72 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда изменить в части определения размера штрафа и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что требования пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций правомерны и объективных оснований для уменьшения суммы штрафа не имеется.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 41 от 18.08.2010г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицировано) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 15) и вынесено решение от 10.09.2010г. N 41, которым МУП "Железнодорожник" Алапаевского муниципального образования привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 107 938,60 руб. за нарушение срока представление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе ОПС, за полугодие 2010 г. (л.д. 16).
На основании решения в адрес предприятия выставлено требование N 41 от 05.10.2010г. об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд в срок до 25.10.2010г. (л.д. 18).
Неисполнение требования в добровольном порядке в установленный срок явилось основанием для обращения фонда в суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь правомерно привлечен к ответственности по ст. 17 ФЗ от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер подлежащего взысканию штрафа в пять раз.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует материалам дела и действующему законодательству по следующим основаниям.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001г. индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пп. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения в органы Пенсионного фонда РФ.
Согласно п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательное пенсионного страхования" (в редакции настоящего Федерального закон), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
В соответствии с абз.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт несвоевременного представления обществом сведений (18.08.2010г.), необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2010 года, установлен по материалам дела судом первой инстанции и сторонами не оспаривается.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда в части, указывает на отсутствие объективных оснований для снижения суммы штрафа с учетом смягчающих обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции, исследовав данные доводы, пришел к следующим выводам.
Часть 4 пункта 6 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В данном случае из решения Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность ответчика за совершение правонарушения.
По результатам проверки к ответчику применена финансовая санкция в виде штрафа в размере 107 938,60 руб.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, обстоятельства совершенного ответчиком правонарушения и степень его вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, незначительность допущенной им просрочки в представлении сведений, совершение правонарушения впервые, умысла ответчика на уклонение от уплаты взносов из выявленных действий не следует, отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, счел возможным уменьшить назначенный штраф в пять раз, что составило 21 587,72 руб.
Принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999г. Конституционного Суда РФ), апелляционная инстанций признает справедливым и обоснованным произведенное судом первой инстанции снижение размера финансовых санкций в пять раз, то есть до 21 587,72 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба фонда - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2010г. по делу N А60-41934/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52097/07-79-307
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Сахалинской области, Управление Россвязьнадзора по Сахалинской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18177/2007