г. Москва |
|
29.02.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29.02.2008 г.
Дело N 09АП-1161/08-АК
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.
Судей: Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Журавлевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Свиридов А.В. по доверенности от 24.01.2008 N 531, паспорт 36 04 115659, Бирулин Р.В. по доверенности от 19.10.2007 N 6752, паспорт 45 98 498889;
от заинтересованного лица: Плиев P.P. по доверенности от 17.05.2007 N ИА/7722, удостоверение N 1128, Горохова М.П. по доверенности от 11.10.2007 N ИА/18747, удостоверение N 3012.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2007 по делу N А40-49721/07-149-355 судьи Лукашовой О.В.
по заявлению ЗАО "Самарские городские электрические сети"
к Федеральной антимонопольной службы России
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ
ЗАО "Самарские городские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы России от 26.06.2007 N АГ/10446 о принудительной реорганизации юридического лица.
Решением суда от 18.12.2007 заявление удовлетворено. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель возражает против доводов жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266,268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права).
При исследовании материалов дела установлено, что заявитель владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии иным хозяйствующим субъектам, а также деятельность по передаче электрической энергии иным хозяйствующим субъектам.
Решением от 26.06.2007 N АГ/10446 ФАС России обязало заявителя в срок до 18.02.2008 прекратить совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии путем проведения реорганизации Общества (в форме разделения или выделения) со ссылкой на ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и п.10 Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 628.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, о том что разделению подлежит только тот субъект электроэнергетики, который совмещает два комплексных вида деятельности.
Между тем, статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Положения указанной статьи запрещают совмещение любого естественно - монопольного вида деятельности (деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению) с любым конкурентным видом деятельности в электроэнергетике (деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии).
Таким образом, запрещается совмещение деятельности по купле-продаже (конкурентного вида) и передаче электрической энергии (естественно-монопольного вида).
Приходя к выводу о том, что энергоснабжающая организация является по своему смыслу территориальной сетевой организацией, судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен различный статус энергоснабжающей и территориальной сетевой организаций.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что энергоснабжающая организация является по своему смыслу территориальной сетевой организацией сделан при неправильном применении положений названных положений действующего законодательства.
Вывод суда первой инстанции о том, что запрет на совмещение видов деятельности не распространяется на заявителя основан на неправомерном смешении понятий "энергоснабжающая организация" и "территориальная сетевая организация".
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
При этом требования указанной статьи на распространяются на территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.
Указанный порядок установлен пунктом 51 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530
В соответствии п.51 Правил в случае, если на дату наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 48 Правил (банкротство, ликвидация, нарушение обязательств), внеочередной конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика не был проведен либо был признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, на электрических сетях которой располагаются соответствующие точки (группы точек) поставки гарантирующего поставщика на оптовом рынке.
При этом данная мера изначально определена законодателем как временная, поскольку в соответствии с п. 51 Правил до истечения 4 месяцев с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации объявляет и не ранее 30 дней с даты объявления проводит внеочередной конкурс в соответствующей зоне деятельности. Внеочередной конкурс проводится не реже чем каждые 3 месяца, пока не будет определен, победитель конкурса или статус гарантирующего поставщика не будет присвоен в соответствии с пунктом 26 Правил единственному участнику конкурса.
Таким образом, исключение, установленное статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, согласно которому запрет на совмещение видов деятельности не распространяется на территориальные сетевые организации, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, обусловлено именно тем, что данный статус присваивается на короткий срок.
В рассматриваемом случае заявителю статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта "б" пункта 36 Правил, а именно как энергоснабжающей организации, которая осуществляет поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащей такой организации на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям.
Таким образом, учитывая разный статус территориальной сетевой организации и энергоснабжающей организации, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика, запрет на совмещение видов деятельности, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, распространяется и на ЗАО "Самарские городские электрические сети".
Следовательно, ФАС России обоснованно установлено, что ЗАО "Самарские городские электрические сети", осуществляя деятельность по купле-продаже и передаче электрической энергии, нарушает требования статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных этой статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.10.2006 N 628 "Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими запрета, установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Таким образом, ФАС России в пределах своей компетенции обоснованно вынесено решение о принудительной реорганизации ЗАО "Самарские городские электрические сети".
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2007 по делу N А40-49721/07-149-355 отменить.
Отказать в удовлетворении требований ЗАО "Самарские городские электрические сети" о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы России от 26.06.2007г. N АГ/10446 о принудительной реорганизации юридического лица.
Председательствующий: |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49721/07-149-355
Истец: ЗАО "Самарские городские электрические сети
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба