г.Москва |
N 09АП-18183/2007-АК |
11 марта 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Бекетовой И.В., Захарова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.11.2007
по делу N А40-37953/07-153-270 судьи Масленникова И.В.
по заявлению ЗАО "Центр-Т"
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы, Правительству г.Москвы
третьи лица: УФРС по г.Москве, ОАО "Карандашная фабрика им.Л.Б. Красина"
о признании незаконным бездействия Правительства г.Москвы и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Максимова Д.А. (доверенность от 02.10.2007, удостоверение N 4049), Марковцева А.А. (доверенность от 02.07.2007, удостоверение N4051),
представителя Департамента земельных ресурсов г.Москвы Азизбекян И.А. (доверенность от 29.12.2007, удостоверение N 782),
представителя Правительства г.Москвы Николаева А.А. (доверенность от 21.12.2007 удостоверение N 115),
представитель УФРС по г.Москве не явился, извещен,
ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" ликвидировано,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.11.2007, принятым по данному делу, удовлетворены требования ЗАО "Центр-Т" о признании незаконным бездействия Правительства г.Москвы, выразившегося в уклонении от принятия в установленный ст.36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка общей площадью 20970 кв.м., находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 20970 кв.м, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9 (кадастровый номер 77:05:01013:014). Кроме того, суд первой инстанции обязал Правительство г.Москвы подготовить решение о предоставлении в собственность заявителя данного земельного участка, а также направить заявителю копию указанного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9 (кадастровый номер 77:05:01013:014), в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
При этом суд исходил из того, что у ответчиков отсутствовали законные основания для совершения оспариваемого бездействия, что является основанием для применения мер по восстановлению нарушенных прав заявителя.
Не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе Правительство г.Москвы просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. При этом податель жалобы указывает на отсутствие незаконного бездействия со стороны Правительства г.Москвы, так как письмами Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 22.06.2007 N 33-5Т5-1072/7-(0)-1, от 24.07.2007 N 33-5-4387/7-(0)-1 заявитель был уведомлен о необходимости предоставления дополнительных документов для определения возможности оформления спорного земельного участка в собственность. Кроме того, Правительство Москвы считает, что у заявителя отсутствует исключительное право на предоставление земельного участка в собственность в части площади, необходимой для эксплуатации самовольных построек, возведенных взамен двух снесенных на спорном земельном участке зданий. Утверждает, что заявитель не является единоличным собственником всех объектов недвижимости на спорном земельном участке, при этом границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:01013:014 проходят непосредственно по некоторым зданиям, расположенным на указанном земельном участке, разделяя площадь под зданиями, таким образом, для предоставления указанного участка необходимо решение вопроса об изменении границ земельного участка или переноса линий градостроительного регулирования. Указанные обстоятельства, по мнению Правительства, являются препятствием для предоставления земельного участка в собственность в границах кадастрового номера 77:05:01013:014.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда необоснованным, принятым в нарушение норм материального права. Представил письменные пояснения. Указал, что вопрос о предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка рассмотрен Департаментом и заявителю дан мотивированный ответ о необходимости представления дополнительных документов. Также указал, что на спорном земельном участке расположены самовольные постройки, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность невозможно без урегулирования вопроса относительно границ и формирования земельного участка, его постановки в новых границах на кадастровый учет с присвоением нового кадастрового номера.
Представитель Управления ФРС по г.Москве, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При этом Управлением подано ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей УФРС по г.Москве.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" ликвидировано.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчиков, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и письменных пояснениях доводы и требования, и представителя заявителя, не согласившегося с доводами жалобы и поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Центр-Т" является собственником зданий, расположенных на земельном участке по адресу: Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9, строения 1-13, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 20.09.2006, от 22.01.2007, от 15.06.2007 (том 1 л.д. 22-39).
05.06.2007 Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 20970 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9, с кадастровым номером 77:05:01013:014, а также о направлении Обществу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка
Департамент земельных ресурсов г.Москвы письмами от 22.06.2007 N 33-5Т5-1072/7-(0)-1 (том 1 л.д.21) и от 24.07.2007 N 33-5-4387/7-(0)-1 (том 1 л.д.54) сообщил заявителю о необходимости предоставления дополнительных документов: согласия действующего арендатора земельного участка на расторжение (внесение изменений) договора аренды; фрагмента плана линий градостроительного регулирования (ГУП НИиПИ Генплана); выписки из технического паспорта на здания (строения) - форма 1а (с данными площади застройки) давностью не более года (ГУП МосгорБТИ), свидетельства о государственной регистрации права собственности на строение 12; заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проекта межевания территории; плана подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в границах земельного участка.
07.09.2007 заявитель письмом (том 2 л.д. 18) представил в Департамент земельных ресурсов г.Москвы кадастровый план на земельный участок общей площадью 20970 кв.м. по адресу: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9, с кадастровым номером 77:05:01013:014. Кроме того, 28.08.2007 заявитель представил в Департамент свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, Гамсоновский пер., д.2, стр.12 и обратился к Департаменту с просьбой составить и получить за счет Общества заключение о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории, план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в границах земельного участка, фрагмент плана линий градостроительного регулирования (том 2 л.д.21).
Между тем Департаментом земельных ресурсов г.Москвы и Правительством г.Москвы каких-либо решений по обращению заявителя принято не было.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия Правительства Москвы, суд первой инстанции правильно определил наличие полномочий и обязанности у Правительства г.Москвы по рассмотрению заявления Общества, сославшись на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 приведенной нормы Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, по смыслу приведенных норм Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления обязан принять решение о предоставлении земельного участка в собственность (или подготовить проект договора купли-продажи), либо отказать в предоставлении земельного участка, чего в настоящем случае ответчиком сделано не было.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства г.Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность.
Пунктом 9 названного Постановления предусмотрено, что Департаментом земельных ресурсов г.Москвы в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением порядком осуществляется прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков, подготовка проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.
В настоящем случае в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего исполнения Правительством г.Москвы и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы обязанности, установленной приведенными нормами Земельного кодекса РФ и Постановления Правительства г.Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ни в установленный законом срок, ни после его истечения Правительство г.Москвы и Департамент земельных ресурсов г.Москвы не направили в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося под зданиями, принадлежащими на праве собственности ЗАО "Центр-Т", либо соответствующий отказ в предоставлении в собственность данного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого бездействия.
Доводы ответчиков о том, что Общество не обращалось в Правительство г.Москвы с требованием о предоставлении спорного земельного участка в собственность отклоняются судом апелляционной инстанции.
Заявитель обращался с соответствующим заявлением в специально уполномоченный Постановлением Правительства г.Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП орган Правительства г.Москвы - Департамент земельных ресурсов г.Москвы. Кроме того, обязанность Правительства г.Москвы по рассмотрению вышеуказанного заявления ЗАО "Центр-Т" следует из положений статей 29, 36 Земельного кодекса РФ.
Не приняты как несостоятельные судом апелляционной инстанции и доводы подателя жалобы относительно того, что заявитель не является более собственником четырех строений, расположенных на спорном земельном участке, поскольку продал их ООО "Второе агентство недвижимости". Данные обстоятельства опровергаются представленными в суд апелляционной инстанции выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 3 л.д.8-26).
Констатируя правомерность решения суда первой инстанции в части признания незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в уклонении от принятия в установленный ст.36 ЗК РФ срок соответствующего решения о предоставлении заявителю земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что суд неправомерно возложил на Правительство г.Москвы обязанность подготовить решение о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка размером 20970 кв.м. с кадастровым номером 77:05:01013:014, и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 20970 кв.м. по адресу: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9, предоставлен в аренду ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" до 2011 года на основании договора от 27.04.2001 N М-05-016996, который на данный момент не расторгнут и не признан недействительным.
Земельный участок указанного размера был сформирован для целей эксплуатации расположенных на нем строений, принадлежавших арендатору земельного участка - ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б.Красина". Кадастровый план, на наличие которого ссылается заявитель, был выдан на земельный участок, изначально сформированный для ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б.Красина" для эксплуатации зданий и строений фабрики, о чем указано в разделе 9 кадастрового плана (том 1 л.д.10).
При таких обстоятельствах следует согласиться с доводами Правительства Москвы о том, что основания, исходя из которых производилось формирование земельного участка размером 20970 кв.м., в настоящее время отсутствуют ввиду прекращения деятельности фабрики. Соответственно, для эксплуатации новым собственником зданий требуется формирование иного земельного участка, исходя из назначения находящихся на нем строений и с учетом того, что в силу закона предоставляется земельный участок, необходимый для эксплуатации строений (в рамках норм отвода).
Кроме того, спорный земельный участок включает в себя земли, не обремененные принадлежащими заявителю объектами недвижимости, что подтверждается актом проверки земельного участка Госинспекиции по недвижимости от 17.09.2007 N 90509 (том 1, л.д.88-102).
Суду апелляционной инстанции представлена также справка МосгорБТИ N 63 от 06.02.2008, из содержания которой следует, что в результате проведенного 07.11.2007 обследования земельного участка по Гамсоновскому пер. установлен факт сноса строений по адресам: Гамсоновский пер.,2, строения 6, 7, 8.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, следует сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворении требований заявителя об обязании предоставления земельного участка в тех же границах и размере, которые были установлены для прежнего собственника объектов недвижимости, поскольку из материалов дела не следует, что они соответствуют установленным п.3 ст.33 ЗК РФ нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания Правительства Москвы подготовить решение о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, и направления в адрес заявителя копии данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9, кадастровый номер 77:05:01013:014, в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Исходя из того, что Правительством Москвы было допущено неправомерное бездействие по нерассмотрению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка, расположенного под зданиями, принадлежащими Обществу на праве собственности, суд апелляционной инстанции считает необходимым в порядке ст.201 АПК РФ обязать Правительство Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии со ст.110 АПК РФ соразмерно удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.11.2007 по делу N А40-37953/07-153-270 отменить в части обязания Правительства Москвы подготовить решение о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, и направить в адрес заявителя копии данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9, кадастровый номер 77:05:01013:014, в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Принять в данной части новое решение: обязать Правительство Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, Гамсоновский пер., вл.2/9.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Правительства Москвы в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37953/07-153-270
Истец: ЗАО "Центр-Т"
Ответчик: Правительство города Москвы , Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве, Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве, ОАО "Карандашная фабрика им. Л. Б. Красина"