Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 июня 2008 г. N КГ-А40/5193-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 г.
ЗАО "Центр-Т" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы с заявлением, в котором с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ предмета требований, заявлено о признании незаконным бездействие Правительства Москвы, выразившееся в уклонении от принятия в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 20970 кв. М, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, и кадастровый номер 77:05:01013:014 и обязании Правительства Москвы подготовить решение о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, а также направить в адрес ЗАО "Центр-Т" копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка общей площадью 20970 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, и кадастровый номер 77:05:01013:014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по г. Москве (далее - Управление ФРС по г. Москве) и ОАО "Карандашная фабрика им Л.Б. Красина".
Определением арбитражного суда от 29.08.2007 г. по делу N А40-37953/07-153-270 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2008 г. по делу N А40-37953/07-153-270, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 г. по тому делу решение Арбитражного суда от 14.11.2007 г. отменено в части обязании правительства Москвы подготовить решение о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, и направить в адрес заявителя копии данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, кадастровый номер 77:05:01013:014, в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Принято в данной части новое решение: обязать Правительство Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Взыскано с Правительства Москвы в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 рублей.
Заявителем - ЗАО "Центр-Т" на постановление суда апелляционной инстанции подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит данное постановление отменить, решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2007 г. оставить в силе.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчиков возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда без изменения.
Третьи лица - УФРС по г. Москве и ОАО "Карандашная фабрика им. Красина", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее:
Требования заявления ЗАО "Центр-Т" мотивированы тем, что заявитель является собственником зданий, расположенных на земельном участке общей площадью 20970 кв.м., имеющим адресные ориентиры: Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9. Переход права собственности зарегистрирован в органах юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ЗАО "Центр-Т" в соответствии со ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 36 Земельного кодекса РФ направило в адрес Департамента земельных ресурсов г. Москвы заявление о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 20970 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, и кадастровый номер 77:05:01013:014, приложив к данному заявлению доказательства принадлежности зданий заявителю и кадастровый план земельного участка. Департамент земельных ресурсов г. Москвы в предусмотренный законом срок не направил в адрес ЗАО "Центр-1" проекта договора купли-продажи земельного участка, а также не направил отказ в предоставлении вышеуказанного земельного участка с указанием причин отказа. В своем письме от 22.06.2007 г. N 3-515-4072/7-(0)-1 Департамент земельных ресурсов г. Москвы сообщил, что для принятия решения по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность заявителя необходимо представить согласие действующего арендатора земельного участка на расторжение (внесение изменений) договора аренды и фрагмент плана линий градостроительного регулирования.
Заявитель полагает, что бездействие Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов г. Москвы нарушают предусмотренное ст. 36 Земельного кодекса РФ право ЗАО "Центр-Т" на получение в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, так как статья 36 Земельного кодекса РФ закрепляет обязанность исполнительного органа власти оформить земельное право за собственником недвижимого имущества, решение по таким земельным участкам принимаются Правительством Москвы.
Как следует из материалов настоящего дела, а также установлено арбитражными судами, заявитель является собственником зданий, расположенных на земельном участке общей площадью 20970 кв.м., имеющим адресные ориентиры: Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, строения 1-13, что подтверждается свидетельствами Управления ФРС по г, Москве, о государственной регистрации права собственности от 20.09,2006 г., от 22.01.2007 г., от 15.06.2007 г., а также кадастровым планом земельного участка от 20.04.2007 г. за N 77-5/07-3622 на земельный участок общей площадью 20970 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9 и имеющего кадастровый номер 77:05:01013:014.
ЗАО "Центр-Т" 05.06.2007 г. обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 20970 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, и кадастровый номер 77:05:01013:014 и с просьбой направить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка на условиях, предусмотренных земельных законодательством, с предложением о заключении договора, что подтверждается выпиской из электронного журнала. Уведомлением ТОРЗ ЮАО г. Москвы заявителю было сообщено о том, что указанная услуга является платной, в связи с чем, предложил 30.10.2007 г., получить расчетные документы на оплату услуг. При этом, ЗАО "Центр-Т" 05.07.2007 г. дополнительно предоставило выписки из технических паспортов на 13 зданий.
ТОРЗ ЮАО г. Москвы письмами от 22.06.2007 г. N 33-5Т5-1О72/7-(О)-1 и от 24.07.2007 г. N 33-5-4387/7-(0)-1 сообщил заявителю о необходимости предоставления дополнительных документов, в т.ч. выписки из технического паспорта на здания (строения) - форма 1а (с данными площади застройки) давностью не более года (ГУП МосгорБТИ). Представленные выписки из технического паспорта на здания, выполненные ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ" не могут быть приняты для рассмотрения. Кроме того, было указано о том, что не представлены документы инвентаризации на строение по адресу: Гамсоновский пер., д. 2; свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: Гамсоновский пер., д. 2, стр. 12; заключение о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории (Москомархитектура); план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в границах земельного участка (ГУП "Мосгоргеотрест"); фрагмент плана линий градостроительного регулирования (ГУП НИиПИ Генплана) Работы по изготовлению указанного материала ГУП НИиПИ Генплана выполняет непосредственно по обращению заявителя.
ЗАО "Центр-Т" с сопроводительным письмом, которое получено Департаментом земельных ресурсов г. Москвы 07.09.2007 г. представил кадастровый план на земельный участок общей площадью 20970 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Москва, Гамсоновский пер., вл, 2/9 и имеющего кадастровый номер 77:05:01013:014. Кроме того, 28.08.2007 г. ЗАО "Центр-Т" представило в Департамент земельных ресурсов г. Москвы свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: Гамсоновский пер., д. 2, стр. 12. Письмом ЗАО "Центр-Т" сообщило в Департамент земельных ресурсов г. Москвы о поручении Департаменту земельных ресурсов г. Москвы составить и получить за счет ЗАО "Центр-Т" следующие документы: заключение о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории; план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей в границах земельного участка; фрагмент плана линий градостроительного регулирования.
Судами первой и второй инстанций бездействие Правительства г. Москвы, выразившиеся в уклонении от принятия в установленный статьей 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка, находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 20970 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, и кадастровый номер 77:05:01013:014, проверенное на соответствие Земельному кодексу РФ, установлено и не оспаривается ответчиком.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок ранее был предоставлен прежнему собственнику зданий - ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" - для целей эксплуатации зданий и строений фабрики. Впоследствии ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" было ликвидировано. Однако до ликвидации ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" к заявителю вместе с правом собственности на здания, ранее принадлежавшие ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина", перешло право аренды спорного земельного участка. Данный переход права аренды осуществился в соответствии с закрепленным в ст. 35 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 271, 552 ГК РФ принципом единства судьбы права на земельный участок и права расположенных на нем зданий и сооружений, при этом переход права аренды спорного земельного участка к Заявителю состоялся независимо от оформления соответствующего договора. Ликвидация ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" не повлекла прекращения договора аренды спорного земельного участка, т.к. переход права аренды состоялся до такой ликвидации, и на момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" последнее уже не являлось правообладателем спорного земельного участка.
Правительство г. Москвы, указывая на невозможность предоставления заявителю в собственность земельного участка в тех же границах, что и у прежнего собственника, ссылается на ч. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ.
Согласно указанной норме предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Таким образом, в данной норме, имеется отсылка к другим нормам материального права.
Правительство Москвы и суд апелляционной инстанции, указывая на невозможность предоставления спорного земельного участка Заявителю и на необходимость формирования нового земельного участка, не ссылаются при этом на имеющиеся в деле материалы и не указывают ни конкретных норм отвода земель, ни правил землепользования и застройки, в силу которых спорный земельный участок не может быть предоставлен Заявителю.
В кассационной жалобе заявитель, опровергая позицию ответчиков, указывает, что на спорном земельном участке, помимо принадлежащих заявителю зданий, также находится и сооружение - асфальтовая площадка, границы которой полностью совпадают с границами спорного земельного участка. Данное сооружение было наряду с принадлежащими Заявителю зданиями, внесено в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" при создании последнего в процессе приватизации. Спорный земельный участок предоставлялся в аренду ОАО "Карандашная фабрика им. Л.Б. Красина" с учетом расположенных на нем сооружений, в т.ч. асфальтовой площадки и ограждения этой площадки. В настоящее время собственником этих сооружений является Заявитель.
Судом первой инстанции были исследованы доводы Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов г. Москвы о том, что из плана земельного участка на части земельного участка проходят красные линии проектируемого проезда 169, а в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП указанный проезд входит в перечень земельных участков, резервируемых для государственных нужд г. Москвы, как земельные участки, предназначенные для развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры г. Москвы в соответствии с генеральным планом развития г. Москвы и другой градостроительной документацией, и признаны несостоятельными в силу следующих обстоятельств.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указано, что при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Вместе с тем, как следует из материалов дела Правительством Москвы и Департаментом земельных ресурсов г. Москвы арбитражному суду не представлено доказательств, из которых бесспорно следует, что земельный участок, имеющий адресные ориентиры: г. Москва Гамсоновский пер., вл. 2/9, и кадастровый номер 77:05:01013:014, в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанной нормы права покупатель приобретает право пользования не всем земельным участком, а только той его частью, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом для определения размеров этой площади, согласно п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ, необходимо соблюдение специальных подзаконных нормативных актов или правил землепользования, устанавливающих нормы отвода земель для конкретных видов деятельности.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Таким образом, обязанность по идентификации земельного участка как объекта земельных отношений возложена на заявителя. ЗАО "Центр-Т" представило в Департамент земельных ресурсов г. Москвы кадастровый план земельного участка от 20.04.2007 г. за N 77-5/07-3622 на земельный участок общей площадью 2097 кв.м., имеющего адресные ориентиры: Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9 и имеющего кадастровый номер 77:05:01013:014, который не содержит ограничений, установленных постановлением Правительства Москвы от 13.06.2004 г. N 490-ПП.
В силу изложенного, судом первой инстанции правомерно установлена и подтверждена правомерность требований заявителя кассационной жалобы.
Что касается доводов суда апелляционной инстанции, в отмененной части решения, относительно прекращения деятельности фабрики и необходимости формирования нового земельного участка в связи со сносом строений, то данные доводы опровергаются материалами дела и тем, что заявитель просит подготовить решение, а затем и проект договора только под принадлежащими ему объектами недвижимости, в том числе и теми, которые ранее принадлежали фабрике и вносились в том числе в ее уставный капитал при создании последнего в процессе приватизации.
Таким образом, ответчиками нарушены нормы закона, а именно, статья 552 Гражданского кодекса РФ, статья 36 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 г. N 09АП-18183/2007-АК (А40-37953/07-153-270) в части отмены решения Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2007 г. по этом же делу, касающейся обязания Правительства г. Москвы подготовить решение о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка находящегося под принадлежащими ЗАО "Центр-Т" на праве собственности зданиями, и направить в адрес заявителя копию данного решения вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Гамсоновский пер., вл. 2/9, кадастровый номер 77:05:01013:014 в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда и принятия в данной части нового решения об обязании Правительства г. Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении ЗАО "Центр-Т" в собственность земельного участка по адресу: г. Москвы, Гамсоновский пер., вл. 2/9 отменить.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2007 г. по делу N А40-37953/07-153-270 в отмененной части оставить без изменения.
Взыскать с Правительства г. Москвы в пользу ЗАО "Центр-Т" 1.000 руб. расходов по кассационной жалобе.
Возвратить ЗАО "Центр-Т" из средств федерального бюджета 3.000 руб. расходов по госпошлине, излишне оплаченных.
В остальной части постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 г. по тому же делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2008 г. N КГ-А40/5193-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании