г.Москва |
N А40-35439/07-96-186 |
20 марта 2008 г. |
N 09АП-18644/200707-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2007
по делу N А40-35439/07-96-186 судьи Сторублева В.В.
по заявлению ЗАО "МОСТОП+"
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области
третье лицо: Алабинская КЭЧ КЭУ МВО,
о признании незаконным распоряжения от 20.06.2007 N 581,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Яновской И.С. (доверенность от 16.01.2008, паспорт 45 02 528098), Позднеевой Ю.В. (доверенность от 10.06.2007, паспорт 78 00 114339),
представителя заинтересованного лица Проценко Е.А. (доверенность от 24.05.2007 паспорт 41 03 181180),
представителя третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2007, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ЗАО "МОСТОП+" о признании недействительным распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 20.06.2007 N 581 "О принятии имущества в государственную казну Российской Федерации". При этом, как следует из мотивировочной части решения, в удовлетворении требования Общества об обязании ответчика отменить оспариваемое распоряжение судом отказано.
При этом суд исходил из того, что принадлежность спорного имущества не определена, а при наличии спора о праве ответчик не вправе был издавать ненормативный правовой акт об отнесении данного имущества к федеральной собственности. Таким образом, суд пришел к выводу о нарушении оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В отношении заявленного требования об обязании ответчика отменить оспариваемое распоряжение суд указал, что требование в такой форме удовлетворению не подлежит, поскольку ненормативный правовой акт признается недействительности с момента его принятия и не требует совершения каких-либо действий по его отмене.
Не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе ТУ Росимущества по Московской области просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. При этом податель жалобы указывает на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы ЗАО "МОСТОП+" ввиду отсутствия доказательств принадлежности на праве собственности ЗАО "МОСТОП+" имущества, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Калининец, ул.Фабричная, 1"Б", и поименованного в распоряжении от 20.06.2007 N 581. Утверждает, что спорное имущество с 1972 года находится на балансе Алабинской КЭЧ КЭУ МВО РФ. Считает, что заявителем не представлено ни одного документа, подтверждающего права на спорное имущество. Указал на то, что судом не исследовался факт принадлежности объектов на праве собственности заявителя, и, кроме того, в данном деле возник спор о праве.
Представитель заявителя в письменном отзыве и письменных возражениях поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы отказать. Считает, что спорное имущество принадлежит ЗАО "МОСТОП+" на праве собственности, в связи с чем полагает незаконным отнесение данного имущества в государственную казну и включение его в реестр федеральной собственности. Указывает на то, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт создания Обществом спорных объектов движимого и недвижимого имущества. Утверждает, что из имеющихся в деле доказательств следует, что на балансе Алабинской КЭЧ находилась только рампа (ранее поименованная как открытая площадка), резервуары же и иные объекты имущества, вошедшие в Перечень, являющийся приложением к оспариваемому распоряжению, являются собственностью ЗАО "МОСТОП+".
Третье лицо - Алабинская КЭЧ КЭУ МВО РФ - в представленном письменном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, с решением суда не согласилось, просит его отменить и отказать в удовлетворении требований Общества. При этом указывает, что спорное имущество является единым объектом, находящимся с 1972 года по настоящее время на балансе Алабинской КЭЧ КЭУ МВО РФ. Третье лицо указывает на то, что между Министерством государственного имущества РФ, Алабинской КЭЧ и ЗАО "МОСТОП+" был заключен договор аренды недвижимого имущества от 25.08.1998 N 01-7/715, действие которого прекратилось в 2003 году, однако заявитель (арендатор) до настоящего времени не освободил арендуемую территорию от самовольно построенных им капитальных зданий и сооружений.
Представитель Алабинской КЭЧ КЭУ МВО, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе, отзывах и письменных возражениях на нее доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела, Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области издано распоряжение от 20.06.2007 N 581, в пункте 1 которого указано: принять в состав имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, недвижимое имущество согласно приложению к настоящему распоряжению; в пункте 2 распоряжения указывается: внести в реестр федерального имущества сведения об объектах недвижимости, указанных в п.1 настоящего распоряжения, как объектах учета имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. При этом в Приложении к распоряжению перечислено 44 объекта, расположенных по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос.Калининец, ул.Фабричная, 1"Б" (том 1 л.д.9-14).
Оспариваемое распоряжение, как следует из его содержания, принято на основании статей 125, 214 Гражданского кодекса РФ, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Постановления Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества", и с учетом результатов проверок, отраженных в актах от 30.03.2006 и 19.06.2007.
Считая указанное распоряжение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности и необоснованности оспариваемого ненормативного правового акта.
Из материалов настоящего дела усматривается, что на основании договора от 25.08.1998 N 01-7/715 (том 1, л.д.54-60) ЗАО "МОСТОП+" были переданы в аренду открытая площадка общей площадью 3180 кв.м. и прилегающий земельный участок площадью 2,1 га по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос.Калининец, ул.Фабричная, 1"Б", для использования под перевалку нефтепродуктов.
Данный земельный участок находится на балансе Алабинской КЭЧ КЭУ МВО.
Согласно представленным заявителем копиям выписок из ЕГРП (том.11 л.д.54-65), ЗАО "МОСТОП+" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Калининец, ул. Фабричная, 1"Б", а именно: административного здания, здания сторожки, здания операторской, резервуаров РВС, здания насосной перекачки, здания пункта технического обслуживания автомобилей, здания насосной аварийного слива, здания станции пожаротушения, здания контейнера топливнозаправочного, здания наливной эстакады, забора железобетонного, очистных сооружений и 3 колодцев.
Как следует из содержания перечня имущества, принимаемого в государственную казну РФ, являющегося Приложением к оспариваемому распоряжению, означенные объекты поименованы в данном перечне передаваемого в казну РФ имущества.
В то же время согласно представленной ответчиком копии выписки из реестра федерального имущества по состоянию на 15.08.2007 (том 10, л.д.134-137), указанные в Приложении к распоряжению от 20.06.2007 N 581 объекты недвижимости значатся в реестре федерального имущества как имущество Государственной казны Российской Федерации, реестровый номер 05099999.
Как следует из объяснений ТУ Росимущества по Московской области, указанные объекты внесены в реестр на основании оспариваемого распоряжения (протокол судебного заседания от 12.11.2007 - том 10, л.д.143).
Однако следует отметить, что основания приобретения права собственности установлены в главе 14 Гражданского кодекса РФ, вместе с тем ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что право собственности на спорные объекты недвижимости приобретены Российской Федерацией по основаниям, установленным указанной нормой закона.
Также ТУ Росимущества по Московской области в нарушение ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не опровергнут довод заявителя о том, что часть спорных объектов приобреталась заявителем по договорам купли-продажи, а часть - создавалась самостоятельно. Между тем материалами дела подтверждается, что объекты, поименованные в приложении к оспариваемому распоряжению под номерами с 29 по 44, относятся к складу нефтепродуктов, строительство которого было предусмотрено и реализовано ЗАО "МОСТОП+" в рамках государственной программы топливно-энергетического комплекса Московской области и снабжения региона нефтепродуктами, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 17.05.2001 N 145/16, в которую включен заявитель. Ввод объектов в эксплуатацию состоялся в 2002 году, что подтверждается Актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительства N 000384. Данные объекты недвижимости расположены на прилегающей к рампе территории - на земельном участке 2,1 га, не используемом для нужд обороны.
Решением заместителя Министра Минобороны РФ от 15.04.1999 была согласована передача земельного участка в муниципальную собственность в целях размещения склада нефтепродуктов ЗАО "МОСТОП+" (том 12, л.д.44). В письме заместителя Министра обороны от 13.12.2000, адресованном Губернатору Московской области, было указано на то, что Министерством обороны РФ принято решение "о передаче в народное хозяйство земельного участка площадью 2,1 га из территории войсковой части 23626 в Наро-Фоминском районе Московской области", и изложена просьба об изменении целевого назначения этого земельного участка (том 12 л.д.45). Материалы по выбору и переводу из одной категории в другую земельного участка были направлены Министерством имущественных отношений Московской области письмом за N ИС-7259 от 11.09.2003.
На данном земельном участке площадью 2,1 га расположены объекты инженерных коммуникаций, находящиеся в муниципальной собственности в соответствии с Распоряжением Правительства РФ N 1286-р от 22.08.2005, которым утвержден Перечень передаваемых в муниципальную собственность Наро-Фоминского района Московской области находящихся в федеральной собственности объектов Алабинской КЭЧ, расположенных в Наро-Фоминском районе МО.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что земельный участок был сформирован для целей строительства склада нефтепродуктов: межевым делом от 2002 года на земельный участок площадью 2,1 га (в котором прямо указано, что целью предоставления ЗАО "МОСТОП+" участка площадью 2,1 га является строительство склада нефтепродуктов), письмом Администрации Наро-Фоминского района N 1343/2-20 от 24.12.1998, письмом заместителя Командующего войсками МВО N 29/1/411 от 30.05.2000, заключением N 3/3-2 от 15.01.2001, письмом Администрации Наро-Фоминского района N 1402/2-20 от 08.11.2001, письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики N 4021-6.1 от 23.12.2002.
Для внесения сведений в реестр федерального имущества правообладатель такого имущества предоставляет в том числе документы, подтверждающие приобретение правообладателем объекта учета, возникновение соответствующего вещного права. Однако документы, подтверждающие возникновение у Алабинской КЭЧ вещного права на объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО "МОСТОП+" на праве собственности, отсутствуют.
Как указывалось выше, право собственности ЗАО "МОСТОП+" на объекты, поименованные в приложении к оспариваемому распоряжению, зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности. При этом в качестве документа-основания для государственной регистрации в свидетельствах указаны Постановление Главы Наро-Фоминского района N 2332 от 22.11.2002, Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта N 000384.
Сам по себе факт нахождения земельного участка по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос.Калининец, ул.Фабричная, 1"Б", на балансе Алабинской КЭЧ КЭУ МВО не свидетельствует о возникновении права собственности на находящиеся на данном участке объекты, в связи с чем отклоняются доводы подателя апелляционной жалобы и третьего лица, касающиеся этих обстоятельств (п.11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Кроме того, материалами дела подтверждается, что на момент издания оспариваемого распоряжения и в настоящее время в арбитражном суде разрешается спор о праве собственности на сооружение - рампу с резервуарами площадью 3180 кв.м. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.10.2007 по делу N А41-К1-24334/06 по иску ТУ ФАУФИ по Московской области к ЗАО "МОСТОП+" об истребовании из чужого незаконного владения сооружения - рампы с резервуарами площадью 3180 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Калининец, ул. Фабричная, 1"Б", отменено решение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2007 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2007, дело направлено на новое рассмотрение (том 11 л.д.41). Следовательно, отнесение указанного имущества (пункты 1-28 перечня, являющегося приложением к оспариваемому распоряжению) к федеральной собственности при наличии спора о праве на данное имущество, является неправомерным.
Все изложенное в совокупности и взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое распоряжение Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 20.06.2007 N 581 незаконно и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.11.2007 по делу N А40-35439/07-96-186 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35439/07-96-186
Истец: ЗАО "МОСТОП+"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ ФАУФИ по Московской области
Третье лицо: О, Алабинская КЭЧ КЭУ МВО МО РФ
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18644/2007