г. Москва |
Дело N А40-62091/07-20-381 |
26 марта 2008 г. |
N 09АП-2472/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Е.А. Солоповой
Судей Р.Г. Нагаева, М.С. Сафроновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания И.И. Серегиным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.01.2008
по делу N А40-62091/07-20-381, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве
о взыскании процентов на сумму излишне взысканных налога, пени, штрафов в размере 2 782 276,84 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - В.В. Кошкин, И.В. Тимошенко
от заинтересованных лиц:
Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - А.Н. Субботина
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве -
О.В. Скачкова
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - налоговый орган, инспекция) о взыскании процентов на сумму излишне взысканных налога, пени, штрафов в размере 2 782 276,84 руб.
Протокольным определением от 14.01.2008 Арбитражным судом города Москвы в качестве заинтересованного лица привлечена также Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве.
В ходатайстве заявителя о привлечении в качестве второго ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве содержится в том, числе уточнение заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции расценивает такое ходатайство заявителя, как уточнение заявленных требований.
Арбитражный суд города Москвы, исходя из уточненных требований, решением от 21.01.2008 заявленные требования удовлетворил: с инспекции в пользу общества взысканы проценты на сумму излишне взысканного налога, пени, штрафа в размере 2 781 193,77 руб.; с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве в пользу общества взысканы проценты на сумму излишне взысканного штрафа в размере 1 083,06 руб.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает на то, что денежные средства были возвращены обществу с соблюдением срока, установленного ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации; заявлений о возврате процентов, начисленных на возвращенные суммы, в инспекцию не подавалось.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве не представлен.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители заинтересованных лиц поддержали доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2008 не имеется.
Из материалов дела следует, что в налоговые органы поступили заявления общества от 07.03.2007 N 12-08/3026, от 18.10.2007 N 28-4/14234 о возврате излишне уплаченной суммы на основании выставленных инспекцией требований N 68/р, 82/р-84/р, 86/р от 06.02.2007 об уплате налога по платежным поручениям от 22.02.2007 NN 1142, 1134, 1135, 1136, 1137, 1139 (л.д. 16-21) на расчетный счет общества в связи с признанием недействительными таких требований и решения инспекции N 13/14 от 31.01.2007 на общую сумму 39 855 591 руб. 65 коп.
Денежные средства в размере 39 840 491 руб. были возвращены обществу на основании решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 о возврате от 30.10.2007 N 391-397 (л.д.24-30).
Сумма штрафа в размере 15 100 руб. возвращена обществу на основании решения о возврате от 06.11.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве (л.д. 31, 75).
Поскольку налоговыми органами сумма излишне взысканных налогов, пеней, штрафа была возвращена без начисления на нее процентов в соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось с иском о взыскании процентов на сумму излишне взысканных налога, пени, штрафов в общей сумме 2 782 276,84 руб.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом решения.
Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Следовательно, перечисление налогоплательщиком-обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога, пеней, штрафа носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04.
Таким образом, возврат налоговым органом сумм налогов, излишне взысканных с общества на основании выставленных им требований, осуществляется в порядке, установленном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 9 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа.
Суд первой инстанции, установив, что сумма излишне взысканных налогов, пеней и штрафа была возвращена инспекциями без начисления на нее процентов в соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил требования общества.
Во исполнение требований N 68/р, 82/р-84/р, 86/р от 06.02.2007 об уплате налога, выставленных инспекцией, денежные средства обществом были перечислены 22.02.2007.
Таким образом, сумма процентов, подлежащая взысканию с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 за период начисления с 23.02.2007 по 29.10.2007 с суммы излишне взысканных налогов (39 840 491,65 руб.) составит 2 781 193,77 руб.
Сумма процентов, подлежащая взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г.Москве за период начисления с 23.02.2007 по 06.11.2007 с суммы излишне взысканных налогов (39 840 491,65 руб.) составит 1 083,06 руб.
Расчет процентов налоговым органом не оспаривается.
Довод инспекции о непредставлении обществом заявления о возврате процентов отклоняется, как не соответствующий требованиям ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанной связи, доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 21.01.2008, в связи с чем апелляционная жалоба Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 удовлетворению не подлежит.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационным письмом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" заинтересованным лицом производится оплата госпошлины по апелляционной жалобе (п. 2).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.01.2008 по делу N А40-62091/07-20-381 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.А. Солопова |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62091/07-20-381
Истец: ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7, МИФНС N 48 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве