г. Москва |
Дело А40-31712/07-22-286 |
31.03.2008 г. |
N 09АП-18141/2007-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2008г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2008г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.К. Афанасьевой
судей: В.Р. Валиева, В.В. Попова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.А. Кузнецовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу - истца ООО "Тулапассажиртранс" на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 23.10.2007г. по делу N А40-31712/07-22-286
принятое судьей Е.С.Кудиной
по иску: ООО "Тулапассажиртранс"
к ответчику: РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо: Управление социальной защиты населения Управы г. Тулы
о взыскании 4 921 201 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Ю.П. Давыдова по дов. N 45 от 05.03.2008г.
от ответчика: неявка, извещен
от третьего лица: неявка, извещено
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Тулапассажиртранс" с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ убытков в сумме 4 921 201 руб. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан во втором полугодии 2004 года, в соответствии с ФЗ от 21.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что он предоставил услуги по перевозке льготных категорий граждан без взимания с них оплаты за проезд, несмотря на то, что бремя расходов на реализацию льгот в соответствии федеральными законами на коммерческие организации не возложено.
Таким образом, убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг в рамках реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" за второе полугодие 2004 г. подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета, а при недостаточности выделенных из Федерального бюджета денежных средств на эти цели, по мнению истца, возмещение должно осуществляться с Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ.
Спор судом первой инстанции рассмотрен в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик по мотивам, изложенным в письменном отзыве, иск не признал, в котором ссылался на то, что надлежащим представителем Российской Федерации по данному требованию, является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, так как, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 325, Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющее предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Помимо этого, ответчик указал, что транспортным организациям, оказавшим услуги но перевозке льготной категории граждан, возмещаются расходы, а не убытки, а размер требуемой истом компенсации рассчитан произвольно исходя из стоимости билета (тарифа).
Решением от 23.10.2007г. по делу N А40-31712/07-22-286 суд первой инстанции в иске ООО "Тулапассажиртранс" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации отказал.
С принятым решением истец - ООО "Тулапассажиртранс" не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает на то, что в течение 2-го полугодия 2004 г. истец предоставил лицам, пользующимся его услугами, федеральные льготы в виде бесплатного проезда в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с чем, понес расходы в размере 11 652 535 руб., из них были возвращены в счет погашения расходов 6 731 334 руб.
Следовательно, не погашенная сумма убытков истца составила 4 921 201 руб., которую он просит взыскать с ответчика в соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ, т.к. льготой категории граждан были предоставлены льготы, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.
Спор судом апелляционной инстанции рассмотрен в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Повторно рассматривая дело по правилам ст. ст. 266, 268 АПК РФ, коллегия апелляционного суда, изучив доводы жалобы, заслушав представителя истца, прибывшего в судебное заседание, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, пришла к выводу, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а жалоба удовлетворению исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что ООО "Талапассажиртранс"согласно Уставу общества является юридическим лицом, коммерческой организацией, созданной с целью извлечения прибыли. При этом, перевозка пассажиров и грузов всеми видами транспорта является уставным видом деятельности общества.
В спорный период времени, на транспортные организации, в том числе и на истца, были возложены обязанности по перевозке транспортом общего пользования льготной категории граждан в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ, Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Из материалов дела следует, что между истцом ООО "Талапассажиртранс" и Управлением защиты населения Управы г. Тулы был заключен договор N 57/904 от 09.03.2004г. о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2004 г.
Расходы, связанные с предоставлением ООО "Тулапассажиртранс" льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан во вором полугодии 2004 г., т.е. с июля по декабрь 2004 г. включительно, составили 11 652535 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами сверок, составленными сторонами указанного договора, а именно актами: N 14499 от 30.07.2004г., N 18657 от 31.08.2004г., N 21151 от 30.09.2004г., N 24332 от 31.09.2004г., N 27937 от 30.11.2004г. и N 29852 от 31.12.2004г.(л.д. 8-13).
Перечисленные акты, подписанные заказчиком по договору - Управлением социальной защиты населения Управы г. Тулы без каких-либо замечаний, подтверждают факт выполнения исполнителем услуг и сумму, подлежащую возмещению, рассчитанную в соответствии с методикой расчетов.
За период с июля 2004 г. по февраль 2005 г. в качестве возмещения расходом, выпадающих в результате предоставления льгот в силу ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", истцу возмещена часть расходов за второе полугодие 2004 г. на общую сумму 6 731 334 руб., что подтверждается предоставленными в материалы дела платежными поручениями.
Расчет суммы убытков истец произвел на основании действующего Распоряжения Главы г. Тулы N 1/385-р от 03.10.2002г. "О методике выпадающих доходов", Распоряжением Главы г. Тулы N 349-р от 31.05.2001г. (в редакции Распоряжения Главы г. Тулы N 851-р от 28.11.2001г.), Постановлением администрации Тульской области N 83 от 24.02.2004г. "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом и городским электротранспортом" и информацией заказчика по указанному договору Управления социальной защиты населения Управы г. Тулы, о численности и подвижности граждан, имеющих право бесплатного проезда по состоянию на каждый отчетный месяц.
Из расчета и представленных актов сверки усматривается, что в спорный период времени истцом не была получена плата от льготной категории граждан, которым были предоставлены льготы в соответствии с указанным Федеральным законом.
Однако предоставленные истцом в соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы компенсированы в сумме 6 731 334 руб., в связи с чем, не погашенная часть расходов составила 4 921 201 руб.
Указанные льготы предусмотрены законодательством Российской Федерации, а не ее субъектов или муниципальных образований, поэтому именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательства полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации не предусматривает освобождение транспортных организаций от обязанности осуществлять перевозки льготных категорий граждан, а в случае отсутствия в бюджете денежных средств.
К тому же, принимая Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" государство не отменило и не приостановило действие закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Бремя расходов по реализации федеральных законов на истца не возложено, т.к. выполнение этой обязанности противоречит целям деятельности его предприятия.
По правилам ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При этом, в силу положений ст. 1064 ГК РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, действовал в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. ст. 16, 1069 ГК РФ причиненный вред возмещается при наличии в совокупности следующих оснований: противоправного деяния (действия, бездействия), наличия убытков и документально подтвержденного их размера, причинно-следственной связи между противоправным деянием должностного лица государственного органа и наступившими последствиями (убытками). Отсутствие хотя бы одного из указанных основания не дает права на возмещении убытков.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховною суда РФ и пленума Высшею Арбитражного суда РФ от 01.07.1996г. N 6/8, в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) гocорганов ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующею финансового или иного уполномоченного органа.
Материалами дела подтверждается, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральными законами обязанностей, которые в силу прямого указания, содержащегося в ст. 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации.
Доказательств финансирования льгот, предусмотренных указанными Законами, в полном объеме в материалах дела не имеется.
Следовательно, сумма не возмещенных расходов подлежит взысканию в пользу истца за счет казны РФ, так как указанное министерство является финансовым
органом, не обеспечившим выделение бюджетных средств для компенсации произведенных истцом затрат в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В связи с чем, в качестве представителя Российской Федерации по данному делу должен выступать ее финансовый орган - Минфин России, отвечающий за бюджетное планирование бюджетных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, который факт компенсации убытков в полном объеме документально не подтвердил.
Таким образом, возражения Минфина России о том, что он надлежащий представителем Российской Федерации по рассматриваемому спору несостоятельны.
При изложенных обстоятельствах, коллегия апелляционного суда расчет суммы иска, представленный истцом, находит правильным, документально обоснованным и достоверным, а требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
В силу ст. ст. 102, 110 АПК РФ, а также ст. ст. 333.17, 333.21 НК РФ и п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", расходы по госпошлине по иску и по апелляционной жалобе относятся на Минфин России за счет казны РФ, и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного, на основании п. 2 ст. 269 АПК РФ, оспариваемое решение подлежит отмене, с принятием нового судебного акта о взыскании в пользу ООО "Тулапассажиртранс" с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, за счет казны РФ 4921201 руб. - убытков, связанных с предоставлением льгот в рамках реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за второе полугодие 2004 г., а также 36 106 руб. - расходов по госпошлине по иску и 1000 руб.- расходов по апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-269, 270, 271 АПК РФ , суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2007г. по делу N А40-31712/07-22-286 отменить.
Взыскать в пользу ООО "Тулапассажиртранс" с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ 4 921 201 руб. - убытков, а также 36 106 руб. - расходов по госпошлине по иску и 1000 руб. - расходов по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Т.К. Афанасьева |
Судьи |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31712/07-22-286
Истец: ООО "Тулапассажиртранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Управление социальной защиты населения Управы г. Тулы
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18141/2007