г. Москва |
|
18 апреля 2008 г. |
Дело N А40-57220/07-90-321 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи П.В. Румянцева
Судей Т.Т. Марковой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания Новиковой А.В.
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 1
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2008г.
по делу N А40-57220/07-90-321, принятое судьей И.О. Петровым
по заявлению ОАО "Оренбургнефть"
к МИФНС России по КН N 1
о признании недействительным решения.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зарудневой Л.А. по дов. N 206 от 10.12.07 г.
от заинтересованного лица - Астапова Ф.А. по дов. N 79 от 07.09.07 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Оренбургнефть" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по КН N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения МИФНС России по КН N 1 от 31.07.2007 N 52/1572 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 8 471,84 руб.
Решением суда от 11.01.2008г. требования общества удовлетворены в полном объеме.
Инспекция не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Оренбургнефть".
В отзыве на жалобу налогоплательщик просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке статей 266 и ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1.1. договора от 15.06.2005 N ТВХ-0081/05 по транспортно-экспедиторскому обслуживанию товаров и транспортных средств в Новороссийском морском порту ЗАО "Фоско" обязано оказать комплекс транспортно-экспедиторских услуг по обслуживанию нефти заказчика или лиц, которых заказчик представляет, в Новороссийской таможне, ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и ОАО "Черномортранснефть", в том числе и оформление товаротранспортных документов, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации экспортной перевалки товаров через порт Новороссийск.
Согласно пункту 2.1.4. указанного договора, при необходимости по поручению заказчика и за его счет ЗАО "Фоско" оказывает услуги по оформлению в Торгово-промышленной палате РФ сертификатов происхождения товара на каждую коносаментную партию груза, а также оформляет сертификат качества товара.
Из актов N 106-П-ТНК от 01.12.2006, N 107-П-ТНК от 18.12.2006, N 001-П-ТНК от 09.01.2007, N 005-П-ТНК от 15.01.2007 следует, что ЗАО "Фоско" произвело сертификацию происхождения товара "нефть" с получением соответствующих сертификатов.
МВА МТПП произвела сертификацию происхождения товара согласно счетам-фактурам N 767 от 04.08.2006, N 1183 от 30.11.06, перевыставленным впоследствии ОАО "ТНК-ВР Холдинг" в адрес налогоплательщика с указанием ставки 18 %.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2007 г., обществу отказано в налоговых вычетах и возмещении налога из бюджета в размере 26 484 руб.
Отказ в вычете НДС на сумму 8 471,84 руб. инспекцией обоснован тем, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету налог, исчисленный по ставке 18 процентов и указанный в счетах-фактурах ОАО "ТНК-ВР Холдинг" за оказанные ЗАО "Фоско" и МВА МТПП (Московская торгово-промышленная палата) услуги по сертификации, реализация которых должна облагаться по налоговой ставке 0 процентов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу, что указанные услуги являются самостоятельным видом услуг и не связаны с оказанием услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ в связи с чем должны облагаться по ставке 18 процентов.
Апелляционный суд считает указанный вывод ошибочным в связи со следующими обстоятельствами.
Услуги по оформлению сертификатов происхождения товара заключаются в оформлении в ТПП РФ сертификатов происхождения товара на каждую партию груза и оформлении сертификата качества товара.
Согласно пункту 1 статьи 36 Таможенного кодекса РФ сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Из пункта 2 указанной нормы следует, что при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается органами или организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлениях N 1375/07 от 06.11.2007 г. и N 7205/07 от 20.11.2007 г., обратил внимание на то, что хозяйственные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществлять только в отношении экспортных товаров.
В силу пункта 1 статьи 164 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Следовательно, по смыслу и буквальному содержанию подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.
Основным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. При этом апелляционный суд учитывает правовую позицию, сформулированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2005 N 16305/05, о применении к услугам транспортной экспедиции положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционном обслуживании" относит оформление документов для таможенных целей к транспортно-экспедиционным услугам. Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусматривает возможность включения в договор транспортной экспедиции в качестве дополнительной услуги экспедитора такой операции, необходимой для доставки груза, как получение требующихся для экспорта документов.
Поскольку условиями внешнеэкономических контрактов ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (поставщика-комиссионера) с инопартнерами (например: т. 4 л.д. 70-75, пункт 6.1. договора N ТНВ-0871/06 от 29.09.2006; т. 11 л.д. 119-130, пункт 7.8. контракта N ТВН-0765/05 от 20.10.2005) предусмотрено предоставление сертификатов, постольку услуги по сертификации товаров являются необходимым условием для помещения товара под таможенный режим экспорта в силу пункта 2 статьи 36 Таможенного кодекса РФ.
Таким образом, счета-фактуры, предъявленные обществом "ТНК-ВР Холдинг" (ОАО) налогоплательщику с выделением НДС по ставке 18 процентов, выставлены с нарушением положений пп. 10 п. 5 ст. 169 Кодекса, поскольку в силу пп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса операции, непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 Кодека, облагаются по ставке 0%.
Ввиду изложенных обстоятельств, налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса неправомерно принята к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 8 471,84 руб.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда отмене.
В удовлетворении требований ОАО "Оренбургнефть" о признании недействительным решения МИФНС России по КН N 1 от 31.07.2007 N 52/1572 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 8 471,84 руб. следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2008г. по делу N А40-57220/07-90-321 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Оренбургнефть" о признании недействительным решения МИФНС России по КН N 1 от 31.07.2007 N 52/1572 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 8 471,84 руб. отказать.
Взыскать с ОАО "Оренбургнефть" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Телефон справочной службы суда - 8 (495) 987-28-00.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57220/07-90-321
Истец: ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2137/2008