г.Москва |
Дело N А40-54497/07-61-457 |
29 апреля 2008 г. |
N 09АП-4245/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жукова Б.Н.
судей Овчинниковой С.Н., Колыванцева С.Е.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮКОС Восток Трейд"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2008г.
по делу N А40-54497/07-61-457, принятое судьей Зверевой О.Н.
по иску ООО "ЮКОС Восток Трейд"
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ
третье лицо: ФССП РФ, Управление ФССП РФ по г.Москве
о взыскании 70 000 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца Иванова Н.А.
от ответчика Нечаев М.В., Уланова Н.Д.
от ФССП РФ Посохов П.В.
УСТАНОВИЛ
ООО "ЮКОС Восток Трейд" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании 70 000 000 руб., удержанных в счет исполнительского сбора.
Решением от 26.20.2008г. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ЮКОС Восток Трейд" взыскан исполнительский сбор в размере 70 000 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указывая, что в соответствии с п.18 "Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004г. N 116р, возврата плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов, при этом администратором доходов федерального бюджета по исполнительскому сбору в данном случае является ФССП России. По мнении ответчика, в данном случае главным распорядителем средств федерального бюджета является ФССП России, по этому, даже рассматривая сложившуюся ситуацию с позиции причинения убытков, суд сделала неправильный выводу о взыскании 70 000 000 руб. с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны РФ в ситуации, когда вред был причинен действиями судебного пристава-исполнителя.
Проверив законность и обоснованность принятого решения, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2005г. по делу N А70-2193/24-2005 с ООО "ЮКОС Восток Трейд" в пользу ОАО "Юганскнефтегаз" взыскано 17 239 653 461 руб. 46 коп.
На основании данного решения был выдан исполнительный лист N 087077 от 30.06.2005г.
Постановлением судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам по г. Москве от 11.11.2005г. было возбуждено исполнительное производство N 13287/23АС-05-181-01.
Во исполнение постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора, истец добровольно платежными поручениями N 38 от 03.05.2006г., N 47 от 22.05.2006г., N 21 от 22.02.2006г., N 24 от 23.03.2006г., N 23 от 15.03.2006г. уплатило 70 000 000 руб. в счет исполнения решения Арбитражного суда Тюменской области. Однако, уплаченные средства удержаны службой судебных приставов в счет взыскания исполнительского сбора, что подтверждается сообщением ГУ ФССП РФ по г. Москве от 29.11.2006г. N 27-13/19287.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2006г. по делу N А70-2193/9-2005 решение от 20.05.2005г. по делу NА70-2193/24-2005 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением от 22.11.2006г. по делу N А7()-2193/9-2005 произведена замена ответчика, а иск оставлен без рассмотрения.
В соответствии с п.4 ст.81 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, взысканный исполнительский сбор подлежит возврату должнику.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 07.08.2007г. по делу N А40-1742/04ип-5 исполнительное производство прекращено.
В соответствии с п.1 ст.16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.81 ФЗ "Об исполнительском производстве" исполнительский сбор в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет, то есть получателем данных сумм является Российская Федерация.
В соответствии с п.4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам относятся в том числе средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
В соответствии со ст.245 Бюджетного кодекса РФ исполнение федерального бюджета предусматривает возврат излишне уплаченных сумм доходов.
В соответствии со ст.165 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов организует исполнение федерального бюджета, а также осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Согласно п.18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004г. N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. исполнительский сбор по своей природе является штрафом, который представляет собой административное наказание имущественного характера.
Установив, что обязанность по возврату исполнительского сбора, зачисленного в доходную статью бюджета Российской Федерации лежит на Министерстве Финансов РФ, исполнительский сбор в размере 70 000 000 руб. платежным поручением N 3393 был полностью перечислен в доход федерального бюджета РФ, получателем средств выступило УФК МФ РФ по г.Москве отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст.266,268,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 26 февраля 2008 года по делу N А40-54497/07-61-457 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Б.Н.Жуков |
Судьи |
С.Н.Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54497/07-61-457
Истец: ООО "ЮКОС Восток Трейд"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Управленние Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4245/2008