г. Москва |
Дело N А40-4608/08-145-39 |
16 мая 2008 г. |
N 09АП-3746/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Якутова Э.В., Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Халиной И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Кирина А.В.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2008
по делу N А40-4608/08-145-39, принятое судьей Петровским С.П.
по заявлению ИП Кирина А.В.
к УФМС по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.01.2008
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Алимова А.В. (доверенность от 30.01.2008, удостоверение N 7688),
от ответчика: Пугачева С.В. (доверенность от 12.02.2008, удостоверение N 098276),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кирин А.В. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным и отмене постановления УФМС России по г.Москве от 24.01.2008 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд мотивировал свои выводы тем, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку вынесено полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
ИП Кирин А.В. не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование указывает на отсутствие состава административного правонарушения в действиях Кирина А.В., поскольку на момент проверки Касимова О.Х. являлась гражданкой Российской Федерации и имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.
Представитель ответчика поддержал решение суда, считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать. Считает, что ИП Кирин А.В. не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы считает необходимым отменить судебный акт в силу нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 21 января 2008 года ответчиком, на основании распоряжения N 16 от 19 января 2008 года, утвержденного начальником Отделения иммиграционного контроля в УФМС России по г. Москве, была проведена проверка соблюдения миграционного законодательства ЗАО "Тоспра", расположенного по адресу: г. Москва, Открытое шоссе, вл. 24 "г".
По результатам проверки было установлено, что ИП Кирин А.В. не уведомил орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения г. Москвы, о привлечении к трудовой деятельности гражданки Кыргызстана Касимовой О.Х., работающей в качестве продавца-кассира с разрешением на работу 77 N Г10292741, согласно трудового договора заключенного с ИП Кириным А.В.
На основании материалов проверки, ответчик пришел к выводу о том, что заявителем нарушены обязательные требования и условия, установленные Федеральным Законом Российской Федерации N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года и пункта 2 "Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 798 от 23.12.2006 года, в связи с чем в отношении ИП Кирина А.В. был составлен Протокол об административном правонарушении от 21.01.2008 МС N159106 и вынесено оспариваемое постановление от 24.01.2008 по делу N919-03-107, которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное постановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу Примечания к ст. 18.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.13 Федерального Закона Российской Федерации N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года (далее - Федеральный Закон), работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
При этом в ч.4.1 данной статьи Федерального Закона (п. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007), указано, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Одной из особенностей, установленных ч.9 ст.13.1 упомянутого Федерального Закона (введена Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007), является то, что работодателям или заказчикам работ (услуг) предоставлено право привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы" и утвержденных правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы от 23 декабря 2006 г., работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В настоящем случае вывод УФМС России по г.Москве, поддержанный судом первой инстанции, о том что ИП Кирин А.В. в нарушение действующего законодательства не уведомил орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в г. Москве, о привлечении к трудовой деятельности гражданки Кыргызстана Касимовой О.Х. является ошибочным.
Как усматривается из материалов дела, Касимова О.Х. 30.10.2007 обратилась с заявлением в ОЦ ФМС РФ по Московской области в Щелковском районе о приеме на гражданство Российской Федерации. При этом из содержания заявления о выдаче (замене)паспорта прямо следует, что на основании решения УФМС по Московской области от 18.01.2008 Касимова О.Х является гражданкой Российской Федерации (л.д.79).
Также в паспорте гр-ки Касимовой О.Х. проставлены отметки о принятии на консульский учет Посольства Кыргызской Республики в России от 22.10.2007 с указанием постоянного места жительства в Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 21.01.2008 отсутствовало вменяемое заявителю событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, поскольку с 18.01.2008 Касимова О.Х. являлась гражданкой Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.24.5КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление УФМС России по г.Москве подлежит признанию незаконным и отмене как несоответствующее нормам КоАП РФ.
Соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих, значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, п.1 ч.1 ст.270, ст.271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2008 по делу N А40-4608/08-145-39 отменить. Признать незаконным и отменить постановление УФМС России по г.Москве от 24.01.2008 о привлечении предпринимателя Кирина А.В. к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4608/08-145-39
Истец: ИП Кирин А.В.
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3746/2008