г. Москва |
|
02 июня 2008 г. |
N 09АП-4647/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2008 г.
Дело N А40-193/08-99-1
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Крекотнева С.Н.
судей Кольцовой Н.Н., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Варьеганнефтегаз" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2008 г.
по делу N А40-193/08-99-1, принятое судьей Карповой Г.А.
по иску (заявлению) ОАО "Варьеганнефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Доброседова М.Ю. по доверенности от 14.12.2007 г. N 18
от ответчика (заинтересованного лица) - Хан Е.Е. по доверенности от 11.01.2008 г. N 3
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Варьеганнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 25.09.2007 г. N 52/2158 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить НДС в размере 3 052,29 руб.
Решением суда от 06.03.2008 г. заявленные обществом требования удовлетворены частично:
признано недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 25.09.2007 г. N 52/2158 в части предложения уплатить НДС в размере 400,39 руб.;
в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Варьеганнефтегаз" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обратились с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным оспариваемого решения налогового органа в части предложения уплатить НДС в сумме 2 651,9 руб., ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на правомерность выставления ООО "Меритайм-Сервис" счетов-фактур с указанием ставки 18% на сумму агентского вознаграждения за услуги по портовой перекачки нефти, которые, по мнению налогоплательщика, не подпадают под действие положений п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Налоговый орган в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции ввиду его незаконности и необоснованности, отказа в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, указывая на то, что услуги по оформлению сертификатов происхождения товаров непосредственно связаны с погрузкой и транспортировкой товара на экспорт, в связи с чем в силу п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0%.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заявителем и налоговым органом представлены отзывы на апелляционные жалобы, в которых стороны поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, поддержавших доводы и требования апелляционных жалоб, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 18.05.2007 г. общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за апрель 2007 года и документы, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
По результатам камеральной проверки представленной декларации за спорный период МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 вынесено решение от 25.09.2007 г. N 52/2158, которым заявителю предложено уплатить НДС в размере 6 834 751 руб. и внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет.
Указанное решение налогового органа в части доначисления НДС в сумме 3 052,29 руб. мотивировано тем, что оказанные ООО "Меритайм-Сервис" услуги по оформлению сертификатов происхождения товаров и услуги по портовой перекачки нефти непосредственно связаны с погрузкой и транспортировкой товара на экспорт и в силу п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0%, следовательно, выставленные счета-фактуры с указанием налоговой ставки 18% не соответствуют требованиям ст. 169 НК РФ и не могут служить основанием для применения налогового вычета по НДС.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Меритайм-Сервис" в адрес комиссионера общества - ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - выставлены счета-фактуры N 144 от 15.02.2007 г., N210 от 28.02.2007 г. на оформление сертификата происхождения товара, N 143 от 15.02.2007 г., N209 от 28.02.2007 г. на оплату агентского вознаграждения по портовой перекачки нефти
Впоследствии названные счета-фактуры были перевыставлены в адрес общества в рамках исполнения обязательств по договору от 15.06.2006 г. N ТВХ-0083/05, предметом которого является транспортно-экспедиторское обслуживание и таможенное оформление нефти (экспедиторские услуги).
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Признавая оспариваемое решение налогового органа незаконным в части доначисления НДС в размере 400,39 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основанием для квалификации услуг, подлежащих в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложению по ставке 0%, является факт помещения вывозимых товаров под таможенный режим экспорта.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1375/07 от 06.11.2007 г. и N 7205/07 от 20.11.2007 г., в которых указано, что хозяйственные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 % при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществлять только в отношении экспортных товаров.
Из материалов дела видно, что по договору N ТВХ-0083/05 от 15.06.2005 г. ОАО "ТНК-ВР Холдинг" поручило ООО "Меритайм-Сервис" от имени, за счет и в интересах общества, а в необходимых случаях, от своего имени, но за счет и в интересах общества, за вознаграждение, произвести транспортно-экспедиторское обслуживание и таможенное оформление нефти, поставляемой обществом на экспорт через специализированный морской нефтеналивной порт Приморск (ООО "Спецморнефтепорт Приморск").
На основании названного договора ООО "Меритайм-Сервис" были выставлены счета-фактуры на оформление сертификата происхождения товара, согласно которым общая сумма НДС, исчисленная по ставке 18 %, составила 400,39 руб.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что услуги ООО "Меритайм-сервис" по сертификации происхождения товара - поставляемой на экспорт нефти не относятся к услугам, перечисленным в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, и, следовательно, подлежат налогообложению по ставке 18 %.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - это форма осуществляемого органом сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Услуги по сертификации не являются неотъемлемой частью услуги по организации перевозки товара, учитывая, что представленные в материалы дела документы позволяют выделить данную операцию как самостоятельную в комплексе услуг, оказанных заявителю, установить ее экономический эквивалент, выделить соответствующую сумму налога.
Помимо этого, согласно п.п. 1, 2 ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При декларировании товаров представляются, в частности, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве условия для выпуска таможенными органами товаров в режиме экспорта предусмотрено предоставление лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
По смыслу приведенных норм сертификация производится до помещения товаров под таможенный режим экспорта и является обязательным условием для помещения товаров под указанный таможенный режим.
Поскольку на момент оказания услуги по сертификации товар не был помещен под таможенный режим экспорта, у налогового органа отсутствовали основания отказа в подтверждении обществу вычетов по НДС по указанным услугам на общую сумму 400,39 руб.
При принятии настоящего постановления суд апелляционной инстанции также учитывает сложившуюся судебную практику по применению ставки 0 % и 18 % (постановление ФАС МО от 28.04.2008 г. N КА-А40/2537-08).
Вместе с тем, решение налогового органа в части выводов, касающихся неправомерного применения обществом налогового вычета в сумме 2 651,9 руб., заявленного на основании счетов-фактур от 28.02.2007 г. N Х280207-0352, N Х280207-1604 на оплату агентского вознаграждения за услуги по портовой перекачки нефти, является законным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, названные услуги были оказаны после помещения товара под таможенный режим экспорта (агентское вознаграждение за услуги по портовой перевалке нефти).
Спорные счета-фактуры были выставлены после фактического помещения нефти под таможенный режим экспорта, что заявителем не оспаривается.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Исследовав представленные в материалы дела документы и пояснения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что услуги по портовой перевалке нефти непосредственно связаны с производством и реализацией товаров, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ и входят в перечень работ (услуг), поименованных в абз. 2 п.п. 2 п.1 ст. 164 Кодекса.
Поскольку эти услуги были оказаны после помещения товара (нефти) под таможенный режим экспорта, применение налоговой ставки 18 % по НДС по реализации услуг, отраженных в спорных счетах-фактурах, выставленных ООО "Меритайм-Сервис", неправомерно, и указанные услуги должны облагаться по налоговой ставке 0 %.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2008г. по делу N А40-193/08-99-1 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193/08-99-1
Истец: ОАО "Варьеганнефтегаз"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве