г. Москва |
Дело N А40-5145/08-139-6 |
"17" июля 2008 г. |
N 09АП-7513/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "17" июля 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Нагаева Р.Г.,
судей Солоповой Е.А. и Окуловой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2008г. по делу N А40-5145/08-139-6, принятое судьей Корогодовым И.В., по заявлению Открытого акционерного общества "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" о признании незаконным бездействия ИФНС России N 27 по г. Москве по невозврату заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в размере 225 074,95 руб. и об обязании инспекции возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 225 074,95 руб. и 4 686,49 руб. процентов за нарушение сроков возврата,
третьи лица - Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по г. Москве, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сургуту ХМАО - Югры
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Порозова М.С. по дов. N 39 от 01.01.2008г.;
от заинтересованного лица - Герасимовой Н.А. по дов. б/н от 09.01.2008г.;
от третьих лиц - Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - Гренковой Е.В. по дов. N05-14\19169 от 29.12.2007г.
Инспекции ФНС России N 6 по г. Москве - не явился, извещен,
Инспекции ФНС России по г. Сургуту ХМАО - Югры - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Решением от 29.04.2008г. Арбитражный суд г. Москвы заявленные ОАО "ОГК-4" требования удовлетворил в полном объеме. Инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ОГК-4" требований. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Представитель Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 представил письменные объяснения по жалобе в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 поддержал доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица.
Представители Инспекции ФНС России N 6 по г. Москве и Инспекции ФНС России по г. Сургуту ХМАО - Югры отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом по ходатайству Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 приобщен к делу акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 163 по состоянию на 01.04.2008г.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, что 01 июля 2006 г. Открытое акционерное общество "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (сокращенное наименование - ОАО "ОГК-4") реорганизовано путем присоединения к нему Открытого акционерного общества "Березовская ГРЭС-1", что подтверждается протоколом N 4 от 03.03.2006 года (т. 1, л. 31-32) и протоколом заседания Совета директоров N 211 от 23.12.2005г. (т. 1, л. 23-30).
Запись о прекращении деятельности присоединенного ОАО "БГРЭС-1" внесена в единый государственный реестр юридических лиц 01.07.2006г. согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 86 N 001483318, выданному 01.07.2006г. ИФНС России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (т. 1, л. 11).
В п. 1 передаточного акта от 12.01.2006г. (т. 1, л. 33), утвержденного внеочередным общим собранием акционеров ОАО "БГРЭС-1" (протокол N 4 от 03.03.2006г.), указано, что ОАО "БГРЭС-1" передает ОАО "ОГК-4" все имущество и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО "БГРЭС-1" после 30.09.3005г. (даты, по состоянию на которую установлено наличие имущества и обязательств в результате инвентаризации и отражено в инвентаризационных описях N 1-28, являющихся неотъемлемой частью передаточного акта) до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "БГРЭС-1".
ОАО "ОГК-4" является правопреемником ОАО "БГРЭС-1" по обязательствам уплаты налогов и сборов, включая оспариваемые обязательства, и обладает всеми правами, которыми в данных обязательствах обладало ОАО "БГРЭС-1".
В ходе своей деятельности ОАО "Березовская ГРЭС" образовало постоянно действующее представительство в г. Москве. По месту расположения указанного представительства ОАО "Березовская ГРЭС" поставлено на налоговый учет, что подтверждается уведомлением от 02.09.2004г. (т. 1, л.д. 21). По месту расположения указанного представительства ОАО "БГРЭС-1" уплачивало ряд налоговых платежей, в частности НДФЛ по работникам представительства и налог на прибыль в региональный бюджет в части указанного представительства, что подтверждается платежными поручениями (т. 1, л. 12-16).
К моменту ликвидации Московского представительства ОАО "Березовская ГРЭС-1" и снятия налогоплательщика с налогового учета в ИФНС России N 27 по г. Москве сумма переплаты составила 225 120 руб. по виду платежа налог. Также у налогоплательщика числилась задолженность по пени в размере 45,05 руб. После реорганизации ОАО "Березовская ГРЭС-1" путем присоединения к ОАО "ОГК-4" указанная переплата перешла к истцу.
ОАО "ОГК-4" произвело с ИФНС России N 27 по г. Москве сверку расчетов, по результатам которой составлен акт N 1 от 04.10.2007г. (т. 1, л. 18), в котором отражена переплата по налогу на прибыль в части регионального бюджета в размере 225 120 руб. и задолженность по пени по данному налогу в размере 45,05 руб. Также отражено сальдо по доходам физических лиц в размере 262 675 руб.
На основании данных указанной сверки ОАО "ОГК-4" обратилось с заявлением от 08.10.2007г. N 20-3329 (т. 1, л.д. 19) о возврате на расчетный счет общества суммы переплаты после зачета в ее счет сумм недоимки по пеням в размере 45,05 руб. в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган исполнил данное заявление частично: произвел зачет пени в счет оплаты, что подтверждается актом сверки расчетов N 1 от 27.12.2007г. (т. 1, л. 20), а оставшуюся переплату в размере 225 074,95 руб. на расчетный счет в установленные законом сроки не вернул.
ОАО "ОГК-4" повторно обратилось в инспекцию 27.12.2007г. с письмом N 20-4556 (т. 1, л. 17) с просьбой исполнить ранее направленное заявление от 08.10.2007г. N 20-3329 о возврате налога на расчетный счет. Однако указанное письмо налоговым органом не исполнено.
Налоговый орган со ссылкой на пункт 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что поскольку заявитель не состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России N 27 по г. Москве, то с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога на прибыль и налога на доходы физических лиц необходимо обращаться в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод инспекции по следующим основаниям.
Действительно в силу пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налога должен производиться налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В то же время, действующая система ведения учета налогоплательщиков предполагает обязательное наличие у налогового органа по месту учета налогоплательщика базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее база РСБ) и карточек "РСБ" местного уровня, в которых отражаются сведения о состоянии расчетов с бюджетом каждого налогоплательщика (абзац 4 пункта 1 "Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", в редакции Приказа ФНС от 16.03.2007г. N ММ-3-10/138@.
Именно на основании данных указанной базы и лицевых карточек определяется состояние расчетов по налогам каждого налогоплательщика, в т.ч. сведения о наличии, размере, дате формирования переплаты по налогам. Только при наличии данных указанной системы налоговый орган имеет возможность осуществлять любые мероприятия, связанные с учетом обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, либо их возврату.
Таким образом, удовлетворить заявление о возврате переплаты по любому виду налогов может только налоговый орган, располагающий указанной базой данных "РСБ" и лицевыми карточками налогоплательщика по данному налогу.
В соответствии с пунктом 2 раздела XI "Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", в редакции Приказа ФНС от 16.03.2007г. N ММ-3-10/138@, закрытие карточек "РСБ" налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе в установленном порядке.
Мероприятия, связанные с процедурой снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением их места нахождения, перечень документов, подлежащих передаче по новому месту учета, и сроки их передачи регламентированы Методическими указаниями для налоговых органов, утвержденными приказом ФНС России от 20.12.2004г. N САЭ-3-09/165@.
Согласно абзацу 8 пункта 2.2 данных Методических указаний установлено, что учетное дело налогоплательщика подлежит передаче по новому месту учета налогоплательщика в течение 3 дней с даты снятия с учета.
Пункт 2.4 устанавливает 30-дневный срок для передачи всех иных документов, указанных в перечне (Приложение к Методическим указаниям), в налоговый орган по новому месту учета. В пункте 15 указанного Перечня и содержатся данные базы "РСБ".
Таким образом, ИФНС Росси N 27 по г. Москве при снятии ОАО "БГРЭС-1" с налогового учета в связи с ликвидацией обособленного подразделения обязана была в течение 30 дней передать данные базы "Расчеты с бюджетом" в налоговый орган по месту учета ОАО "БГРЭС-1", что также подтверждается Письмом УФНС России по г. Москве от 13.09.2007г. N 20-12/087484.1.
Только при соблюдении инспекцией указанного порядка передачи документов в налоговый орган по месту учета головной организации, указанные налоговые органы имели бы возможность произвести возврат излишне уплаченного налога.
Однако, как верно установил суд первой инстанции, в нарушении указанных норм инспекция не передала данные базы "РСБ" и лицевых карточек налогоплательщика ни в налоговый орган по месту учета ОАО "БГРЭС-1" (МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края), ни в налоговый орган по месту учета ОАО "ОГК-4" после реорганизации (ИФНС России по г. Сургуту), ни в какой-либо другой налоговый орган.
Таким образом, на момент обращения ОАО "ОГК-4" с заявлением о возврате излишне уплаченного налога единственным налоговым органом, который имел возможность установить наличие переплаты по налогу на прибыль и ее размер, являлась Инспекция ФНС России N 27 по г. Москве, в которой находились данные лицевых карточек налогоплательщика по данному виду налога. Данный факт не оспаривается и налоговым органом, а также подтверждается подписанием им двух актов сверок от 04.10.2007г. и от 27.12.2007г. по данным указанной базы данных "РСБ" (т. 1, л. 18, 20).
Следовательно, для целей применения положений пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации органом обязанным вернуть излишне уплаченный налог является данная инспекция.
Иное истолкование положении данной нормы ведет к тому, что налоговый орган, сам не исполнивший обязанность по передаче данных лицевых карточек налогоплательщика в системе "РСБ" в другой налоговый орган, имел бы возможность, руководствуясь формальным обстоятельством выдачи уведомления о снятии с налогового учета, не исполнять обязанность по возврату излишне уплаченного налога, установленную статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушая тем самым права налогоплательщика.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно Инспекция ФНС России N 27 по г. Москве, в которой находились на момент обращения налогоплательщика данные лицевых счетов по налогу на прибыль в части бюджета г. Москвы, не переданные указанной инспекцией в другие налоговые органы по месту учета налогоплательщика, в нарушение норм действовавшего законодательства являлась тем налоговым органом, который обязан был осуществить возврат налога ОАО "ОГК-4", а поскольку Инспекция ФНС России N 27 по г. Москве, подтвердив в двух актах сверок наличие переплаты, решение о ее возврате в установленный срок не приняла, то указанное бездействие налогового органа является незаконным.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 указал, что согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 163 по состоянию на 01.04.2008г. у ОАО "ОГК-4" отсутствует переплата по налогу на прибыль организаций.
Между тем, данный налог и переплату по нему Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 не администрирует. В связи с чем только Инспекция ФНС России N 27 по г. Москве могла знать о наличии переплаты по указанному налогу, что подтверждается актами сверки от 04.10.2007г. и от 27.12.2007г. (т. 1, л. 18, 20).
Довод апелляционной жалобы о том, что инспекцией 25.04.2008г. переданы карточки "РСБ" в части ОАО "ОГК-4" (правопреемника ОАО "БГРЭС-1") в Инспекцию ФНС России по г. Сургуту в силу чего возврат налога Инспекцией ФНС России N 27 по г. Москве в настоящее время не возможен, апелляционный суд не принимает во внимание ввиду следующих обстоятельств.
Судом установлено, что на момент обращения ОАО "ОГК-4" с заявлением о возврате налога (09.10.2007г.) - органом, располагавшим данными базы "РСБ" по данному виду налога являлась Инспекция ФНС России N 27 по г. Москве.
Кроме того, данные базы "РСБ" находились в инспекции и на момент, когда должно было быть принято решение о возврате переплаты по налогу на прибыль (10.11.2007г.).
Таким образом, в указанные периоды времени, при наличии у Инспекции ФНС России N 27 по г. Москве базы данных "РСБ", бездействие указанного налогового органа по невозврату налога являлось незаконным.
Вместе с тем незаконность отказа в возврате налога влечет согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации начисление процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ, на сумму несвоевременно возвращенного налога.
Суд первой инстанции, проверив представленный заявителем расчет процентов, пришел к обоснованному выводу о правильности расчета.
Проценты подлежат начислению на сумму 225 074,95 руб. за период с 11.11.2007г. по 25.01.2008г. = 76 дней, учетная ставка рефинансирования ЦБ РФ 10%.
Таким образом, сумма процентов, подлежащая начислению и возврату, с учетом изменения ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, составляет 4 686,49 руб.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" заинтересованным лицом производится оплата госпошлины по апелляционной жалобе.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2008г. по делу N А40-5145/08-139-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5145/08-139-6
Истец: ОАО "ОГК-4"
Ответчик: ИФНС РФ N 27 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, ИФНС РФ N 6 по г. Москве, ИФНС России по г.Сургуту Ханты-Мансийского АО - Югры
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/8587-09
24.06.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7513/2008
29.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/10097-08
17.07.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7513/2008