Город Москва |
|
12 сентября 2008 г. |
Дело N А40- 2721/08-76-12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Окуловой Н.О.
судей Яковлевой Л.Г., Сафроновой М.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токмаковой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2008 года
по делу N А40 - 2721/08-76-12, принятое судьей Огородниковым М.С.
по заявлению ОАО " Газпром"
к ИФНС России N 28 по г. Москве
третьи лица: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, УФНС России по г. Москве, Федеральное агентство по недропользованию, УФК по г. Москве
о признании незаконным бездействия и обязании возвратить излишне уплаченные регулярные платежи за пользование недрами
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шмидт Т.Т. - по дов. от 26.05.2008 г. N 01/0400-345д, Голомазовой Л.А. - по дов. от 03.09.2008 г.
от заинтересованного лица - Айнуллина М.Р. - по дов. от 25.12.2007 года N 15/47122
от третьих лиц - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - Падыгановой Л.А. - по дов. от 17.01.2008 года N 04-13/000658, УФНС России по г. Москве - Жебровского К.И. по дов. N 94 от 10.04.2008 года, Федеральное агентство по недропользованию - не явился, извещен, УФК по г. Москве - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России N 28 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция), выразившегося в не возврате обществу излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 11 345 050 руб. и обязании возвратить излишне уплаченные регулярные платежи за пользование недрами в сумме 11 345 050 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом были привлечены: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, УФНС России по г. Москве, Федеральное агентство по недропользованию, УФК по г. Москве.
Решением от 10.07.2008 года заявление удовлетворено. При этом суд исходил из того, что у заявителя образовалась излишняя уплата регулярных платежей за пользование недрами в сумме 11 345 050 руб., администрирование регулярных платежей за пользование недрами, взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ, осуществляется налоговыми органами по месту нахождения общества, а именно: ИФНС N 28 по г. Москве, в связи с чем ИФНС России N 28 по г. Москве является налоговым органом, который обязан совершить действия по возврат.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, администрирование общества, как крупного налогоплательщика, осуществляется МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 и именно эта инспекция обязана проводить проверку и контроль за соблюдением законодательства по уплате регулярного платежа за пользование недрами в федеральный бюджет и осуществлять возврат излишне уплаченных платежей при наличии к тому оснований.
Третье лицо - УФНС России по г. Москве поддерживает позицию заинтересованного лица и полагает, что не имеется оснований для возврата излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 11 345 050 руб.
Заявитель и третье лицо - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых, не соглашаясь с доводами жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что возврат излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами в сумме 11 345 050 руб. должна осуществлять ИФНС России N 28 по г. Москве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон и третьих лиц поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.266,268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон и третьих лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25.09.2007 г. общество направило в адрес инспекции уточненные расчеты регулярных платежей за пользование недрами за 2 квартал 2006 г., 3 квартал 2006 г., 4 квартал 2006 г. и 1 квартал 2007 г. (т. 1, л.д. 10-31) в которых заявлены к уменьшению ранее начисленные платежи.
В связи с указанным уменьшением, у общества образовалась переплата по регулярным платежам за пользование недрами в размере 11 345 050 руб. Размер переплаты налоговым органом не оспаривался.
25.09.2007 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате указанной переплаты (т. 1, л.д. 34-37).
Инспекцией было принято решение от 14.12.2007 N 77280000006348 о возврате указанной суммы (т. 2, л.д. 49). Однако письмом УФНС по г. Москве от 04.02.2008 N 27-08/009691@ (т. 3, л.д. 1-3) платежное поручение на возврат указанной суммы было возвращено без исполнения. Управление в письме указало на то, что считает целесообразным рассмотреть вопрос о возврате излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами после получения заключения от Федерального агентства по недропользованию.
Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом, Общество состоит на налоговом учете в инспекции по месту своего нахождения (государственной регистрации), что подтверждается Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (т. 1, л.д. 9).
Обществом в установленном порядке предоставлены в пользование участки недр для разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе на основании соответствующих лицензий (т. 1, л.д. 38-120).
Регулярные платежи за пользование недрами были уплачены обществом на основании первоначальных расчетов (т. 1, л.д. 121-139) по платежным поручениям (т. 1, л.д. 140-149).
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регулярный платеж... за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Конкретный размер регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.
Согласно п. 6.7 раздела 6 Порядка заполнения расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденного приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98, принятого в развитие ст. 43 вышеназванного закона облагаемая площадь лицензионного участка при проведении работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых определяется как значение площади лицензионного участка, уменьшенное на площадь территории открытых месторождений и площадь возвращенной части лицензионного участка.
При этом облагаемая площадь участка недр для исчисления регулярных платежей за разведку полезных ископаемых определяется как площадь участка недр, на который запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода) установлены и учтены Государственным балансом запасов (абз. 3 п. 2 ст. 43 Закона РФ "О недрах").
Как следует из содержания лицензий общества, данные лицензии были получены с целью разведки и добычи углеводородного сырья по установлению факта открытия месторождений.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 43 Закона РФ "О недрах" регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю.
Заявителем платежи по вышеуказанным лицензиям ошибочно уплачивались за общую площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, без исключения из него площади горного отвода, т.к. для расчета регулярных платежей за пользование недрами согласно абз. 3 п. 2 ст. 43 Закона РФ "О недрах" необходимо использовать только те площади участков, в пределах которых запасы полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 25.06.2007 N 03-06-06-01/34 (т. 2, л.д. 37), а также в письме от 20.06.2008 N 03-06-06-01/19 (т. 3, л.д. 118).
В связи с поступлением новых данных для расчета платежей на основании письма ООО "ВННИГАЗ" от 20.08.2007 N РС-6289 (т. 2, л.д. 1) и сведений для расчета регулярных платежей по состоянию на 20.08.2007 (т. 2, л.д. 7), уточнивших облагаемую площадь лицензионных участков, обществом был произведен перерасчет регулярных платежей исходя из площади участков, в пределах которых запасы полезного ископаемого учтены Государственным балансом (т. 2, л.д. 8-32).
Заявителем по требованию инспекции от 26.10.2007 N 03-09/36709 (т. 2, л.д. 34-35) о представлении документов (информации) письмом от 08.11.2007 N 09-5023 были направлены материалы по обоснованию уточненных размеров регулярных платежей по вышеуказанным месторождениям (т. 2, л.д. 36).
В материалы дела был представлен Государственный баланс запасов полезных ископаемых РФ на 01.01.2006, содержащий данные о площади нефтегазоносности предоставленных обществу на основании лицензий месторождений. ( т. 2, л.д. 137-144). Площади участков, на которых установлены и учтены начальные запасы газа, также подтверждаются протоколами Центральной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых Роснедра и Минприроды России (т. 2, л.д. 70-121). Данные о площадях в названных документах совпадают с облагаемыми площадями, указанными обществом в уточненных расчетах.
При таких обстоятельства следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что уплата регулярных платежей за пользование недрами в пределах лицензионных участков должна была производиться заявителем только за площадь участков, в пределах которых запасы полезного ископаемого учтены Государственным балансом.
В связи с изложенным общество исчислило и уплатило регулярные платежи за пользование недрами по вышеназванным месторождениям в большем размере, чем предусмотрено законом, и соответственно имеет право на возврат излишне уплаченных платежей.
В результате сумма регулярных платежей за пользование недрами, подлежащая уплате в бюджет была правомерно уменьшена заявителем на 11 345 050 рублей.
Доводы представителя УФНС России по г. Москве, об отсутствии оснований для возврата в связи с неподтверждением статуса горного отвода, со ссылкой на письмо ФНС России от 21.08.2008 года, представленное в суд апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, т.к. из объяснений заявителя и представленных доказательств следует, что участки были переданы в соответствии с лицензиями в целях разведки и добычи углеводородного сырья, в связи с чем еще не представляется возможность подтвердить указанный статус. Более того, налоговый орган в обоснование своей позиции не смог сослаться на нормативно-правовой акт, в котором установлено, что необходимо подтверждать статус горного отвода.
Доводы заинтересованного лица о том, что у него отсутствует обязанность по возврату ввиду того, что эти вопросы относятся к компетенции МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.04.2003 N 249 "О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации" регулярные платежи за пользование недрами по участкам, расположенным на континентальном шельфе, уплачиваются пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями, в размере 1/4 суммы платежа, рассчитанного за год, по месту государственной регистрации пользователя недр и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.
Письмом от 03.10.2006 N 53-05-10/7563 (т. 2, л.д. 67-68) МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 уведомила общество о том, что администрирование регулярных платежей за пользование недрами, взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ, осуществляется налоговыми органами по месту нахождения общества, а именно: ИФНС N 28 по г. Москве. В письме от 05.04.2007 N 18-34/9539 (т. 2, л.д. 69) ИФНС России N 28 по г. Москве сообщила обществу реквизиты для заполнения платежных документов на перечисление регулярных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе.
Вывод суда о том, что именно ИФНС России N 28 по г. Москве является налоговым органом, обязанным совершить действия по возврату обществу излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе следует признать правильным.
Довод заинтересованного лица о том, что ИФНС России N 28 по г. Москве лишена возможности отслеживать задолженность общества перед бюджетом, т.к. общество состоит на налоговом учете и в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 является несостоятельным, поскольку налоговые органы в соответствии со ст. 30 НК РФ образуют единую систему и ИФНС России N28 по г. Москве имела все возможности осуществить взаимодействие с МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 и запросить соответствующую информацию.
Ссылки заинтересованного лица на письмо МНС РФ от 22.03.2002 г. N АС-6-21/337 и приказ МНС от 16.04.2004 г. не обоснованны, поскольку указанные акты не относят регулярные платежи за пользование недрами к числу администрируемых межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам обязательных платежей.
Для подтверждения права на возврат излишне уплаченных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе РФ общество представило в суд справку о состоянии с бюджетом, из которой следует, что отсутствует задолженность (т.3 л.д. 91).
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в результате незаконного бездействия инспекции нарушены права общества на своевременный возврат излишне уплаченных регулярных платежей за пользование недрами, установленные подп. 5 п. 1 ст. 21 и ст. 78 НК РФ.
При наличии указанных обстоятельств суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с ИФНС РФ N 28 по г. Москве подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2008 года по делу N А40-2721/08-76-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 28 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.О.Окулова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2721/08-76-12
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: ИФНС РФ N 28 по г. Москва
Третье лицо: Федеральное агентство по недропользованию, УФНС РФ по г. Москве, УФК по г. Москве, Управление федерального казначейства, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11171/2008