Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 14АП-768/2011
г. Вологда
15 марта 2011 г. |
Дело N А44-4482/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 декабря 2010 года по делу N А44-4482/2010 (судья Максимова Л.А.),
установил
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - МИ ФНС N 17, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - МИ ФНС N 9, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконными действий по государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц изменений местонахождения организации; при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Леонардо Проект" (далее - общество, организация).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 декабря 2010 года в удовлетворении требований МИ ФНС N 17 отказано.
МИ ФНС N 17 с данным судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 декабря 2010 года отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что недостоверность сведений о местонахождении общества свидетельствует о том, что документы, представленные для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), что является основанием для признания недействительной государственной регистрации таких изменений.
МИ ФНС N 9 и общество свои отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, МИ ФНС N 17 ходатайствовала о рассмотрении жалобы без участия ее представителей. В связи с этим дело рассматривается в отсутствие сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество 18.02.2004 зарегистрировано Инспекцией Министерства по налогам и сборам по г. Великому Новгороду (в настоящее время - Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области) в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1045300263580 по адресу местонахождения: Великий Новгород, ул. Великая, д. 22.
В соответствии с решением участников общества от 05.05.2010 внесены изменения в устав, назначен на должность генерального директора Фролов П.С., определен новый адрес места нахождения организации: г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 16а, корп. 2, пом. 16-Н, в связи с чем общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением (форма Р13001) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также с заявлением (форма Р14001) о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также сведения об участниках юридического лица).
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией в отношении заявлений приняты решение от 21.05.2010 N 1968 о государственной регистрации изменений в сведения об обществе, касающиеся его адреса (места нахождения), а также решение от 21.05.2010 1969 о государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, и о внесении изменений в сведения об участниках данного общества.
Ввиду изменения местонахождения организации МИ ФНС N 9 передала регистрационное дело в МИ НФС N 17 по новому месту нахождения указанного юридического лица, где общество и поставлено на налоговый учет.
МИ ФНС N 17, не согласившись с действиями МИ ФНС N 9 по государственной регистрации изменений в сведения о местонахождении организации, обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным с учетом следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В статье 1 названного Закона определено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В рассматриваемой ситуации МИ НФС N 17 в обоснование своей позиции ссылается на то, что общество по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 16а, корп. 2, пом. 16-Н, фактически не располагается, поскольку здания с таким адресом не существует, о чем свидетельствуют протокол осмотра от 18.06.2010, сообщение филиала Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местом нахождения юридического лица определяется место его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Из пункта 1 статьи 17 названного Закона следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; в заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 4 статьи 9 данного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Законом.
В случаях непредставления необходимых для государственной регистрации документов, а равно представления документов в ненадлежащий государственный орган статья 23 этого Закона предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица.
При этом Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) регистрирующего органа на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В данном случае, как обоснованно установлено судом первой инстанции и не оспаривается МИ ФНС N 17, обществом при подаче заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о местонахождении юридического лица, в регистрирующий орган подан полный пакет документов, определенных пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ (заявление по форме N Р13001, подписанное уполномоченным лицом - генеральным директором Федоровым П.С., подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом; решение участников от 05.05.2010 о внесении изменений в устав общества; устав общества в новой редакции с учетом изменений; квитанция УКБ "Новобанк" от 07.05.2010 об уплате государственной пошлины в сумме 800 руб.).
При этом достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителем в порядке пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Доказательств того, что обществом на регистрацию представлены документы, содержащие недостоверные по мнению МИ ФНС N 17 сведения, а также доказательств наличия неправомерных действий со стороны МИ ФНС N 9 при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об юридическом лице, подателем жалобы не приведено.
Ссылку подателя жалобы на то, что здания, указанного МИ ФНС N 9 в качестве нового местонахождения общества, не существует, апелляционная коллегия не принимает во внимание, поскольку данный факт не является обстоятельством, препятствующим государственной регистрации изменений в сведения о местонахождении общества.
Кроме того, в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 6511/10, от 10 августа 2010 года N ВАС-10342/10 разъяснено, что несоответствие адреса, указанного в заявлении, фактическому месту нахождения организации не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством. В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых сведений о юридическом лице, в том числе и административную.
С учетом таких обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в государственной регистрации изменений в сведения о местонахождении организации.
Таким образом, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана обоснованная оценка.
Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется. Жалоба МИ ФНС N 17 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 декабря 2010 года по делу N А44-4482/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4482/2010
Истец: Межрайонная ИФНС N 17 по Санкт-Петербургу
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по Новгородской области
Третье лицо: ООО "Леонардо Проект"