г. Москва |
Дело N А40-35892/07-91-330 |
29 сентября 2008 г. |
N 09АП-23/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.
судей Савенкова О.В., Тихонова А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыкшиной Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело N А40-35892/07-91-330
по иску ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии"
к ОАО "Ильюшин Финанс Ко."
3-и лица: ОАО "Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина", ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество", Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, ЗАО "ИФК Техник", ОАО "Пермский Моторный Завод", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ЗАО "Аэрофлот-Карго", Управление делами Президента Российской Федерации, Сбербанк России, ОАО "Внешторгбанк", Внешэкономбанк, ОАО АКБ "Росбанк", Компания АВИАИМПОРТ С.А. (экспортно-импортная организация гражданской авиации Республики Куба)
о понуждении исполнить обязательства по договору
при участии:
от истца: Шаламова А.А. по доверенности от 04.09.2008 N Д-262/08
от ответчика: Плотников А.Р. по доверенности от 21.11.2007 N 11-01, Корельский А.В. по доверенности от 28.08.2008
от третьих лиц: ОАО "Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина" - Злотников В.А. по доверенности от 23.09.2008; Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - Арчибасов О.Ю. по доверенности от 28.09.2007 N 14651-ЗН/Д02; ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" - Казаков Д.Н. по доверенности от 11.10.2007 N 35; Сбербанк России - Колышкин Д.В. по доверенности от 10.02.2006 N 01-1/104; ОАО АКБ "Росбанк" - Чагошвили Т.С. по доверенности от 10.02.2006 N 01-1/104;
ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество", ЗАО "ИФК Техник", ОАО "Пермский Моторный Завод", ЗАО "Аэрофлот-Карго", Управление делами Президента Российской Федерации, ОАО "Внешторгбанк", Внешэкономбанк, Компания АВИАИМПОРТ С.А. (экспортно-импортная организация гражданской авиации Республики Куба) - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в порядке части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам суда первой инстанции.
Открытое акционерное общество (ОАО) "Аэрофлот-Российские Авиалинии" обратилось в арбитражный суд с иском об обязании ОАО "Ильюшин Финанс Ко." исполнить обязательства по договору от 10.06.2005 об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300, а именно:
- приобрести у ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" в собственность самолеты ИЛ-96-300 (серийные номера 74393202017, 74393202018, 74393202019, 74393202020, 74393203021, 74393203022) и передать их во временное владение и пользование истцу с последующей передачей в его собственность;
- обратиться с просьбой о предоставлении безотзывной банковской гарантии в Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Росбанк или один из банков, предусмотренных договором об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300, на срок 18 месяцев в сумме 2 750 000 долларов США, что на 11 июля 2007 года соответствует 70 207 500 руб. по курсу Центрального банка Российской Федерации в размере 25,53 руб. за 1 доллар США за каждый из 6-ти самолетов;
- предоставить истцу Программу обслуживания, которая должна обеспечивать налет каждого самолета не менее 5000 часов в год и выполнение операционно-технических параметров, изложенных в статьях 13.1.5 и 13.1.8 договора об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300;
- согласно пункту 13.1.2 договора обеспечить осуществление технического обслуживания и ремонта двигателей, включая навесное оборудование и предоставление запасного двигателя, ОАО "Пермский моторный завод" по отдельному договору на техническое обслуживание и ремонт двигателей;
- согласно пункту 13.1.3 договора обеспечить заключение и исполнение "ИФК Техник" договора ТОиРК на основе почасовых ставок в соответствии с данным пунктом договора.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представители ответчика, ОАО "Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", Сбербанка России просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации оставил рассмотрение исковых требований на усмотрение суда.
Представитель ОАО АКБ "Росбанк" сообщил о том, что решение вопроса о предоставлении безотзывной банковской гарантии истцу зависит от результатов рассмотрения настоящего дела.
ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество", ЗАО "ИФК Техник", ОАО "Пермский Моторный Завод", ЗАО "Аэрофлот-Карго", Управление делами Президента Российской Федерации, ОАО "Внешторгбанк", Внешэкономбанк, Компания АВИАИМПОРТ С.А. (экспортно-импортная организация гражданской авиации Республики Куба), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили.
ОАО "Пермский Моторный Завод", ЗАО "Аэрофлот-Карго" представили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" (лизингополучатель) и ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (лизингодатель) был заключен договор об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005, предметом которого является передача лизингодателем во временное владение и пользование лизингополучателю с последующей передачей в собственность шести самолетов ИЛ-96-300 (статья 1, пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 24.1 договора об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005, последний вступает в силу после одобрения компетентными органами лизингодателя и лизингополучателя финансовой аренды (лизинга) самолетов, предусмотренной договором, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Одобрение сделки со стороны ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" осуществлено 19.09.2005, что подтверждается протоколом N 17 Внеочередного общего собрания акционеров общества, а со стороны ОАО "Ильюшин Финанс Ко." - 30.09.2005 согласно протоколу N 33 Внеочередного общего собрания акционеров общества.
Следовательно, договор об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 вступил в силу 30.09.2005.
Пунктом 24.2 договора об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 установлено, что в случае, если следующие отменительные условия не выполнены в течение 6 месяцев и стороны не договорятся об ином, то договор утратит силу, а стороны не будут нести каких-либо обязательств по договору (за исключением возврата лизингодателем лизингополучателю займа, уплаченного в соответствии со статьей 10):
- 24.2.1. Подписание и вступление в силу договора ТОиРК (договор на техническое обслуживание и ремонт обслуживаемых компонентов между ИФК Техник и лизингополучателем - истцом);
- 24.2.2. Подписание и вступление в силу договора на техническое обслуживание и ремонт двигателей между лизингополучателем (истцом) и лизингодателем или ОАО "Пермский Моторный Завод";
- 24.2.3. Подписание и вступление в силу договора на ремонт по форме "Ф-4" (договор на периодическое техническое обслуживание самолета по ремонтным технологиям изготовителя между лизингополучателем (истцом) и ИФК Техник, производителем или ремонтной организацией).
Как следует из материалов дела, у ответчика отсутствует обязательство по возврату истцу займа.
Шестимесячный срок, установленный для исполнения отменительных условий по договору об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 истек 30.03.2006.
Между тем, в материалах дела отсутствуют договоры, предусмотренные пунктами 24.2.1 - 24.2.3 договора об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005.
Из отзыва ЗАО "ИФК Техник" следует, что истец не обращался с предложениями о заключении договоров (т.5, л.д. 37-39).
Неисполнение истцом отменительных условий, предусмотренных пунктами 24.2.1 - 24.2.3 договора об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 подтверждается письмом истца от 31.05.2006 N 18/1282, из которого следует, что ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" направило ответчику письмо 23.05.2006 о готовности приступить к исполнению своих обязательств по договору об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 (т.2, л.д. 2).
Таким образом, истец выразил готовность к выполнению обязательств по договору об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 только 23.05.2006, то есть после того, как указанный договор в соответствии с пунктом 24.2 договора утратил силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Так как договор об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 в соответствии с его условиями утратил силу, то у сторон по данному договору прекратились обязательства в порядке указанной нормы права.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком на протяжении 2005-2007 годов велась переписка, из которой следует, что ответчик в письме от 01.06.2006 N 01/552 сообщил истцу о том, что договор об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005 утратил силу согласно пункту 24.2 договора и что для возобновления отношений по приобретению авиакомпанией воздушных судов необходимо официальное оформление соответствующих договоренностей о сохранении юридической силы договора (т.2, л.д.65-66).
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возобновлении между истцом и ответчиком договорных отношений.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае имеет место и невозможность исполнения обязательств по договору об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300 от 10.06.2005, что в соответствии с пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращает обязательства сторон.
Данное обстоятельство подтверждается в письме Минпромэнерго России от 29.08.2007 N АР-49-29/10, из которого также следует, что на заводе изменилась производственная и финансово-экономическая ситуация: прежний задел по фюзеляжам самолетов был достроен и реализован другим покупателям, выросли цены на комплектующие изделия. Поставка самолетов по ценам на условиях 2005 года стала невозможной. В настоящее время мощности завода полностью загружены заказами на самолеты Ил-96-400Т и ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" не сможет приступить к постройке самолетов Ил-96-300 для ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" ранее 2011-2012 годов с неизбежным пересмотром цен и условий поставки (т.5, л.д. 70-72).
Невозможность исполнения обязательств по договору от 10.06.2005 подтверждается Протоколом о намерениях от 30.03.2007, подписанным ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", согласованным с ОАО "Ильюшин Финанс Ко." и ЗАО "Аэрофлот-Карго", из которого следует, что в рамках утвержденной производственной программы ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" производство ИЛ-96-300 замещается серийным производством новых более эффективных самолетов ИЛ-96-400М и ИЛ-96-400Т (т.2, л.д.123-125).
Кроме того, два воздушных судна изготовлены и переданы третьим лицам:
-воздушное судно типа ИЛ-96-300 N 74393202017 передано в эксплуатацию ВТП "Авиаимпорт С.А." Республика Куба (покупатель) по договору купли-продажи от 10.04.2006 N 76-ОС-6711/12-457, право собственности перешло к покупателю;
- воздушное судно типа ИЛ-96-300 серийный номер 74393202018 передано Управлению делами Президента Российской Федерации по государственному контракту от 15.05.2007 N УД-131д.
Из письма ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" от 01.08.2008 N 409 следует, что воздушное судно Ил-966-300 серийный номер 74390202019 изготавливается на основании договора от 22.06.2006 N 05-56/06-906. Работы на самолете завершены на 85%. Передача воздушного судна ФГУП ГТК "Россия" планируется до конца 2008 года. Самолет изготавливается согласно техническим требованиям ФГУП ГТК "Россия" в соответствии с конструкцией и комплектацией аналогично с ранее переданным в эксплуатацию ФГУП ГТК "Россия" самолетом Ил-96-300 серийный номер 74393202018 (т.9, л.д. 48).
Учитывая вышеизложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика исполнить обязательства по договору от 10.06.2005 об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300.
Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" об обязании ОАО "Ильюшин Финанс Ко." исполнить обязательства по договору от 10.06.2005 об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300, а именно:
- приобрести у ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" в собственность самолеты ИЛ-96-300 (серийные номера 74393202017, 74393202018, 74393202019, 74393202020, 74393203021, 74393203022) и передать их во временное владение и пользование истцу с последующей передачей в его собственность;
- обратиться с просьбой о предоставлении безотзывной банковской гарантии в Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Росбанк или один из банков, предусмотренных договором об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300, на срок 18 месяцев в сумме 2 750 000 долларов США, что на 11 июля 2007 года соответствует 70 207 500 руб. по курсу Центрального банка Российской Федерации в размере 25,53 руб. за 1 доллар США за каждый из 6-ти самолетов;
- предоставить истцу Программу обслуживания, которая должна обеспечивать налет каждого самолета не менее 5000 часов в год и выполнение операционно-технических параметров, изложенных в статьях 13.1.5 и 13.1.8 договора об общих условиях финансовой аренды (лизинга) самолетов ИЛ-96-300;
- согласно пункту 13.1.2 договора обеспечить осуществление технического обслуживания и ремонта двигателей, включая навесное оборудование и предоставление запасного двигателя, ОАО "Пермский моторный завод" по отдельному договору на техническое обслуживание и ремонт двигателей;
- согласно пункту 13.1.3 договора обеспечить заключение и исполнение "ИФК Техник" договора ТОиРК на основе почасовых ставок в соответствии с данным пунктом договора.
Взыскать с ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии" в пользу ОАО "Ильюшин Финанс Ко." расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий-судья: |
М.Д.Ядренцева |
Судьи |
О.В.Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35892/07-91-330
Истец: ОАО "Аэрофлот-Российские Авиалинии"
Ответчик: ОАО "Ильюшин Финанс Ко."
Третье лицо: Управление делами Президента РФ, ОАО АКБ "Росбанк" , ОАО "Пермский Моторный Завод", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество", ОАО "Внешторгбанк" , ОАО "Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина", Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, ЗАО "ИФТ Техник", ЗАО "Аэрофлот-Карго", Внешэкономбанк, АК Сберегательный банк РФ, АВИАИМПОРТ С.А.(экспортно импортная организация гражданской авиации Республики Куба)