г. Москва |
Дело N А40-8917/08-98-19 |
31 октября 2008 г. |
N 09АП-12388/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2008 г
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей Птанской Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2008 г. по делу N А40-8917/08-98-19, принятое судьёй Котельниковым Д.В.,
по иску (заявлению) Закрытого акционерного общества "Летные проверки и системы" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о признании недействительным решения, постановления, обязании возвратить пени
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Калашник Е.Н. по доверенности от 14.10.2008 г., паспорт 45 04 220050 выдан 10.10.2002 г.;
от ответчика (заинтересованного лица): Апрядкина М.В. по доверенности от 10.01.2008 г. N 05-25/00657, удостоверение УР N 399522
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2008 удовлетворено заявление Закрытого акционерного общества "Летные проверки и системы" (далее - заявитель), с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (далее - налоговый орган) от 13.02.2008 N 014 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества заявителя" в части взыскания 623 065 руб. налога и 270 216,29 руб. пени, всего 893 281,29 руб., постановления налогового органа от 13.02.2008 N 014 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества заявителя" в части взыскания 623 065 руб. налога и 270 216,29 руб. пени, всего 893 281,29 руб.; обязании налогового органа возвратить заявителю излишне взысканные пени по НДС в сумме 235 759,73 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований, придя к выводу о том, что налоговым органом неправомерно приняты меры ко взысканию задолженности по налогу и пени на сумму 893 281, 20 руб. Указал на наличие у заявителя переплаты в федеральный бюджет в размере, перекрывающему недоимку, а также на то, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания сумм налога, на которые начислены пени в связи с истечением срока давности.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
В апелляционной жалобе настаивает на наличии у заявителя недоимки, а также приводит доводы о том, что в связи с добровольной частичной оплатой заявителем задолженности налоговым органом вынесено решение об отмене постановления налогового органа от 13.02.2008 N 014, в связи с чем полагает, что отсутствует предмет спора, а ненормативный правовой акт, оспариваемый заявителем, его прав не нарушает.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя налогового органа, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителя заявителя, просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, налоговый орган 27.11.2007 выставил в адрес заявителя требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 27.11.2007: N ТУ17636 на сумму 6 560 304,15 руб. по налогу и 45 887,33 руб. по пени по НДС; N ТУ 17637 на сумму 285 032,71 руб. по пени по НДС; N ТУ 17638 на сумму 492 928,49 руб. по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, и 89 935,13 руб. по пени по НДС; N ТУ 17639 на сумму 466 300 руб. по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, и 710 046,60 руб. по пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет; N ТУ17640 на сумму 523 065 руб. по налогу на имущество предприятий и 607 538,79 руб. по пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, Фонд социального страхования (ФСС) и федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); N ТУ17641 на сумму 59 813,98 руб. по пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и N ТУ 17642 на сумму 42 835,83 руб. по пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС со сроком добровольного исполнения до 12.12.2007.
В связи с неисполнением заявителем данных требований налоговым органом вынесены: решение N РВ 0013 от 11.01.2008 о взыскании не полностью уплаченного НДС в размере 6 490 323,75 руб. и пени в размере 45 102,92 руб., решение N РВ 0016 от 11.01.2008 о взыскании не полностью уплаченной пени в размере 285 032,71 руб., решение N РВ 0017 от 11.01.2008 о взыскании не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 492 928,49 руб. и пени 89 935,13 руб., решение N РВ 0018 от 11.01.2008 о взыскании не полностью уплаченного налога в размере 286 720,12 руб., решение N РВ 0019 от 11.01.2008 о взыскании не полностью уплаченного налога на имущество в размере 523 065 руб. и пени 34 456,56 руб.
Налоговым органом 13.02.2008 вынесено решение N 014 "О взыскании налогов, сборов, пеней" в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, пени, сбора, штрафа N 17636-17642 от 27.11.2007, а также постановление N 014 от 13.02.2008, которое было направлено судебному приставу - исполнителю.
Согласно решению N 014, общая сумма неуплаченных налогов составляет 7 793 037,36 руб., пени 454 527,68 руб., всего 8 247 564,68.
На основании данного решения судебный пристав исполнитель 1 Межрайонного отдела судебных приставов по ЦАО УФССП по Москве А.В. Горский возбудил исполнительное производство N 4778/48/2008-109.
В расшифровке сумм задолженности заявителя в том числе указана задолженность по налогу на имущество в размере 523 065 руб. и задолженность по уплате НДС в размере 6 490 323,75 руб.
Усматривается, что решение N 014 вынесено 13.02.08, между тем, из представленных доказательств следует, что 01.02.08 заявитель уплатил налог на имущество в размере 523 065 руб., что подтверждается платежным поручением N 226 (т. 1, л.д. 109).
Оплата налога на имущество произведена в соответствии с налоговой декларацией за сентябрь 2007 г. (т. 1, л.д. 71-76) согласно указанной в ней сумме 523 065 руб. (т. 1, л.д. 76).
Поскольку в соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Таким образом, включение данного налога в решение и постановление N 014 является незаконным.
Также усматривается, что 01.02.08 заявитель уплатил сумму в размере 100 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 228 (т. 1, л.д. 110).
Частичная оплата НДС произведена в соответствии с налоговой декларацией за август 2007 (т. 1, л.д. 62-65).
Таким образом, включение данного налога в размере 100 000 рублей в решение и постановление N 014 является незаконным.
Из представленных доказательств также следует, что согласно решения РВ 0019 (на основании требования ТУ 17640 (т. 1, л.д. 53-54) от 11.01.08 ОАО "Банк Москвы" 11.01.08. списал со счета заявителя пени по ЕСН в размере 205,49, что подтверждается инкассовым поручением N 108, (т. 1, л.д. 121).
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Из этого следует, что сумма взыскиваемой пени в размере 205,49 в решение и постановление N 014 включена незаконно.
При рассмотрении настоящего дела также установлено, что в требовании N ТУ 17636 (т. 1, л.д. 45-46) указана пеня по НДС за июнь-сентябрь 2003 г. в размере 45 887,33, которая начислена незаконно, в решении N РВ 0013 (т. 1 л.д. 57) сумма изменилась, и указана в размере 45 102, 92 руб.
Данное требование исполнено банком, что подтверждается инкассовым поручением N 92 от 31.01.08. (т. 1, л.д. 122).
Как установлено ст. 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Истечение срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, в данном случае - июнь-октябрь 2003 года.
Соответственно срок давности истек 1 ноября 2006 года, а требование ТУ 17636 вынесено 27.11.07.
Усматривается, что в требовании N ТУ 17637 (т. 1, л.д. 47-48) содержится пеня по НДС за октябрь 2003 в размере 191 750,06 руб., которая начислена незаконно, данное требование оплачено, что подтверждается платежным поручением N 484 от 06.03.08 (т. 1, л.д. 118).
Поскольку истечение срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, в данном случае - ноябрь 2003 г., то соответственно, срок давности истек 1 декабря 2006 года, а требование ТУ 17637 (л.д. 47-48) вынесено 27.11.07.
В требовании ТУ 17640 (л.д. 53-54) указана пеня по ЕСН за январь 2005 в размере 33 971,89, в решении N РВ 0019 (т. 1, л.д. 15) она изменена на сумму 34 456,56 руб.
Данное требование оплачено, что подтверждается платежными поручениями N 486 (т. 1, л.д. 120) на сумму 33 363,3 руб. и N109 на сумму 1 093,25 руб.
Статьями 69, 70 и 46 НК РФ установлен порядок взыскания с налогоплательщика задолженности по уплате налогов (сборов) и пени, который включает в себя направление налогоплательщику требования об их уплате, вынесение решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика в сроки, установленные налоговым законодательством.
Таким образом, пресекательный срок для взыскания задолженности по уплате налогов (сборов) и пени во внесудебном порядке, совпадает.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку правоотношения об уплате налога, сбора, пени, штрафа, указанные в спариваемых ненормативных правовых актах возникли до 31 декабря 2006, то при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться нормами НК РФ в предыдущей редакции Федерального закона.
В случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
С момента истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган на основании ст. 46 НК РФ вправе в пределах 60-дневного срока принять решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Пропуск инспекцией срока на выставление требования не является основанием для изменения срока и порядка исчисления указанного срока на применение мер безакцептного взыскания налога, в том числе вынесения решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 24.01.2006 N 10353/05, НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.
Срок, предусмотренный в ст. 70 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке за счет денежных средств.
П. 6 ст. 75 НК РФ установлено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.
Из этого следует, что налоговый орган необоснованно принял меры к принудительному взысканию пени по НДС в размере 235 759, 73 руб.
Таким образом, в требованиях ТУ 17636, ТУ 17637, ТУ 17640, вынесенных с нарушением данных положений, с пропуском сроков на бесспорное взыскание задолженности и, соответственно в вынесенных на их основе решении и постановлении N 014 от 13.02.08 содержатся суммы, не подлежащие взысканию.
Поскольку из представленных доказательств следует, что в решение и постановление N N 014 незаконно включено 623 065 руб. налогов, оплаченных к моменту их вынесения 01.02.2008 и 11.01.2008 соответственно, а также пеней в размере 270 216,29 руб. (33 363,31 + 45 102, 92 + 191 750,06) начисленных по истечении установленных пресекательных сроков, всего 893 281,29 руб., то меры к взысканию задолженности и пеней в указанном размере налоговым органом предприняты неправомерно.
Усматривается, что пени в размере 270 216,29 руб. оплачены заявителем в полном объеме, что подтверждается следующим: сумма в размере 191 750,06 рублей - платежным поручением N 484 от 06.03.08 (т. 1, л.д. 118); сумма в размере 33 363,31- платежным поручением N 486 (т. 1, л.д. 120); сумма в размере 45 102, 92 руб. - инкассовым поручением N 92 от 11.01.08. (т. 1, л.д. 122).
Обществом при этом заявлено к возврату пени в размере 235 759,73 руб.
Доводы налогового органа о наличии у заявителя по состоянию на 02.07.2008 недоимки по НДС в размере 1 428 806, 68 руб. со ссылкой на справку 25134 о переплате и недоимке по налогоплательщику по состоянию на 02.07.2008 судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанный документ составлен налоговым органом в одностороннем порядке, и не может служить достаточным доказательством наличия у заявителя недоимки.
Более того, из акта сверки от 15.04.2008 (т.2 л.д.10) следует, что по федеральному бюджету у заявителя числится переплата в размере, перекрывающем недоимку, включая заявленные обществом требования о возврате излишне взысканной суммы пени.
Пунктом 1 ст. 79 НК РФ установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
При этом п. 3 ст.79 НК РФ установлено диспозитивное право налогоплательщика обратиться с заявлением о возврате в налоговый орган либо предъявить соответствующие требования в суд.
Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Ссылка налогового органа на отмену им постановления от 13.02.2008 N 014, в связи с чем отсутствует предмет спора, и ненормативный правовой акт не нарушает прав заявителя, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, согласно разъяснениям Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Информационного письма от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным.
Как установлено ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного и ст. ст. 44, 45, 46, 47, 70, 75, 79, 113 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2008 по делу N А40-8917/08-98-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.И. Катунов |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8917/08-98-19
Истец: ЗАО Летные проверки и системы
Ответчик: ИФНС РФ N 4 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве