Москва |
|
05 ноября 2008 г. |
N 09АП-13101/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2008.
Полный текст постановления изготовлен 05.11.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Веклича Б.С.
Поташовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу МИФНС России N 49 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2008 по делу N А40-32078/08-153-332 судьи Масленникова И.В.,
по заявлению ООО "Арвис"
к МИФНС России N 49 по г. Москве
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: Седов А.А. по дов. от 22.07.2008 паспорт 45 07 733016; Оленин Р.Н. по дов. от 22.07.2008 уд-ние N 4130
от ответчика: Нырков А.Е. по дов. от 21.10.2008 уд-ние N 404651
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2008 было удовлетворено заявление ООО "Арвис" (далее - Общество) о признании незаконным предписания Межрайонной инспекции ФНС России N 49 по г. Москве (далее - МИФНС N 49) от 30.05.2008 N 208.
МИФНС N 49 не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой считает его вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих непосредственное значение для принятия решения, несоответствия выводов, изложенных в указанном решении, обстоятельствам дела, а также вынесенным в результате неправильного применения норм материального и с нарушением норм процессуального права.
Просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе ООО "Арвис" в заявленных требованиях.
Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.
В судебном заседании ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что обособленные подразделения не являются казино, т.к. игровые столы в них отсутствуют или не функционируют, в них проводится только организация и проведение азартных игр посредством проведения азартных игр в залах игровых автоматов.
Пояснил, что инспекция не осуществляла контроль за соблюдением закона Московской области, а осуществляла контроль за соблюдением федерального закона.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Считает, что у МИФНС N 49 отсутствуют полномочия на поверку исполнения закона Московской области.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Арвис" осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 003401 со сроком действия до 11.12.2008.
25.06.2008 и 26.06.2008 МИФНС России N 3 по Московской области, в которой Обществом поставлены на налоговый учет объекты игорного бизнеса, проведены проверки помещений по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д.8, Московский пр-т, д. 25 и Московская область, г. Ивантеевка, ул.Первомайская, д.35
Согласно протоколам осмотра помещений от соответствующих дат на момент проверки деятельности структурных подразделений Общества, расположенных на территории Московской области по указанным адресам, деятельность с использованием игровых столов не осуществлялась.
В связи с этим, налоговый орган посчитал, что обособленные подразделения общества по указанным выше адресам, не являются казино, так в данных игорных заведениях проводится только организация и проведение азартных игр на игровых автоматах.
Соответствующие протоколы осмотра помещений МИФНС России N 3 по Московской области были направлены по месту государственной регистрации Общества в МИФНС России N 49 по г. Москве.
На основании указанных протоколов МИФНС N 49 вынесла в адрес ООО "Арвис" предписание от 30.05.2008 N 208 о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр, расположенных на территории Московской области, по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д.8, Московский пр-т, д.25 и Московская область, г. Ивантеевка, ул. Первомайская, д.35.
Основанием для вынесения предписания послужило то, что Законом Московской области от 28.12.2005 N 14/164-П "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" на территории Московской области с 01.01.2008 запрещена деятельность залов игровых автоматов.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у МИФНС России N 49 по г. Москве отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания о немедленном прекращении деятельности структурных подразделений организатора азартных игр.
При этом суд правомерно указал на то, что в силу положений ст.1 и ст.2 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" предусмотрено, что данный Федеральный закон устанавливает правовые основы и в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами и законами субъектов РФ регулирует деятельность на территории РФ деятельность по организации и проведению азартных игр, а также устанавливает ограничения осуществления данной деятельности.
В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти РФ в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление функций по управляющих игорными зонами.
Согласно п.12 ст.4 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" казино - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования.
В соответствии со ст.5 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети "Интернет", а также средств связи, в т.ч. подвижной связи, запрещена.
Частью 2 ст.16 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" установлены требования, которым должны соответствовать игорные заведения. В соответствии с ч.3 ст.16 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных ч.1 и ч.2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч.7 и ч.8 ст.16 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в т.ч. в отношении отдельных видов игорных заведений). Принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
Во исполнение ст.16 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" принят Закон Московской области от 28.12.2005 N 14/164-П "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области", согласно которому с 01.01.2008 на территории Московской области запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов (ст.8 Закона Московской области от 28.12.2005 N 14/164-П "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области").
Анализируя положения как федерального закона, так и закона Московской области, суд правильно установил, что с учетом положений разделов 1-3 Инструкция о порядке проведения ФНС России проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, которая утверждена приказом Минфина РФ от 08.11.2007 N 100н, налоговым органам предоставлено право осуществления контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч.1 и ч.2 ст.16 ФЗ от 29.12.2008 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", по результатам осуществления которого налоговым органам предоставлено право выносить в адрес организаторов азартных игр предписание об устранении выявленных нарушений.
Оценивая доводы МИФНС N 49, касающиеся компетенции налогового органа, суд правильно отметил, что согласно ст.4 Закона Московской области от 28.12.2005 N 14/164-П "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" контроль за выполнением требований настоящего Закона по размещению объектов игорного бизнеса на территории Московской области осуществляет Правительство Московской области или уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, а также органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной настоящим Законом.
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области на осуществление контроля в сфере размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области, вправе обращаться в суды с требованием о запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр, осуществляемой с нарушением настоящего Закона.
Исходя из этого, суд пришел к правомерному выводу о том, что к компетенции налоговых органов не отнесено осуществление контроля за исполнением законов субъектов РФ, регламентирующих правовое регулирование игорного бизнеса, а, следовательно, принятие мер реагирования по результатам проведения контрольным мероприятий, за исключением случаев, если за указанные правонарушения не установлена административная ответственность.
Статьей 5 Закона Московской области от 28.12.2005 N 14/164-П "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" предусмотрено, что за нарушение требований настоящего Закона виновные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.
Доводы МИФНС N 49 о том, что предписание вынесено в рамках компетенции налогового органа за несоблюдение требований федерального закона, не основано на материалах дела, так как полностью опровергаются как обстоятельствами выявления нарушений, так и содержанием вынесенного предписания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2008 по делу N А40-32078/08-153-332 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32078/08-153-332
Истец: ООО "Арвис"
Ответчик: МИФНС N 49 по г. Москве