г. Москва |
Дело N А40-30892/08-87-84 |
07 ноября 2008 г. |
N 09АП-13760/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Катунова В.И., Птанской Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.09.2008 г.
по делу N А40-30892/08-87-84, принятое судьей Семушкиной В.Н.
по иску (заявлению) ОАО "Коршуновский ГОК"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Жирнова И.А. по доверенности от 09.01.2008 г., паспорт 18 03 208450 выдан 26.07.2002 г.
от ответчика (заинтересованного лица) - Поляков Н.В. по доверенности от 09.01.2008 г., удостоверение УР N 434122
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Коршуновский ГОК" с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 05.05.2008 г. N 56-16-08/52/1 в части пунктов 2 и 3.
Решением суда от 03.09.2008 г. требование ОАО "Коршуновский ГОК" удовлетворено.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его необоснованности, нарушения судом норм материального права, в удовлетворении требования ОАО "Коршуновский ГОК" отказать, поскольку решение от 05.05.2008 г. N 56-16-08/52/1 является законным.
ОАО "Коршуновский ГОК" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель надлежащим образом подтвердил правомерность своих требований, а решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 04.12.2007 г. заявитель представил в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 уточненную налоговую декларацию по НДС за декабрь 2005 г.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации, а также с учетом письменных возражений общества инспекцией принято решение от 05.05.2008 г. N 56-16-08/52/1, оспариваемой частью которого обществу начислена сумма не полностью уплаченного НДС за декабрь 2005 г. в размере 823 428 руб. и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В обоснование принятого решения налоговый ссылается на то, что общество должно было представить отдельную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов с предоставлением соответствующих документов, подтверждающих обоснованность применения указанной налоговой ставки, а также инспекция указывает на отсутствие раздельного учета, позволяющего отнести конкретную операцию по реализации товара со счетами-фактурами, служащими основанием для применения налоговых вычетов по НДС.
Апелляционный суд считает решение инспекции в оспариваемой части незаконным и не принимает во внимание доводы налогового органа по следующим основаниям.
По мнению налогового органа, поскольку строительно-монтажные работы производились обществом в отношении имущества, используемого для добычи руды и производства концентрата, реализация которого подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с применением налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщик имеет право на возмещение суммы налога на добавленную стоимость по указанным операциям только при представлении отдельной налоговой декларации, предусмотренной п. 10 ст. 165 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленным данной статьей.
04.12.2007г. заявитель представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за декабрь 2005 г., в разделе 2.1. которой было отражено по строке 320 "Сумма налога, исчисленная при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченная в бюджет, подлежащая вычету" в размере 6 603 372 руб.
Указанная сумма сложилась из стоимости выполненных хозспособом строительно-монтажных работ, которая составила 36 685 399 руб., сумма начисленного НДС - 6 603 372 руб., что подтверждается счетом-фактурой N 1634 от 30.11.2005 г.
В соответствии п. 28 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, в налоговых вычетах (по строке 320) сумма налога, ранее начисленная и уплаченная в бюджет отражена налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации за декабрь 2005 г.
Согласно подп. 3 п. 1 ста. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления является объектом налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Подпунктом 1 п. 2 указанной статьи установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также при приобретении товаров для перепродажи.
Из абзаца второго п. 6 ст. 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.
Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со ст. 173 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что приведенные нормы главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на предъявление вычетов по произведенным строительно-монтажным работам для собственных нужд с представлением отдельной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и с представлением соответствующих документов, подтверждающих обоснованность применения указанной налоговой ставки.
Действительно, выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления является объектом налогообложения по НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).
Моментом определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ).
Сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления, подлежит налоговому вычету (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ). Согласно абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ указанный вычет производится по мере уплаты в бюджет НДС, исчисленного при выполнении СМР для собственного потребления.
Из материалов дела усматривается, что организация осуществляет помимо операций по реализации готовой продукции на территории РФ, облагаемых НДС по ставке 18%, также операции по реализации продукции на экспорт, которые облагаются НДС по ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 164 НК РФ).
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при экспорте продукции в налоговые органы представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предусмотренных п. п. 1 - 8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ, т.е. после подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%.
Однако, следует отметить, что п. 3 ст. 172 НК РФ в данном случае неприменим, поскольку НК РФ предусмотрена специальная норма - п. 5 ст. 172 НК РФ, согласно которой вычеты сумм налога, указанных в абз. 2 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со ст. 173 НК РФ.
По мнению налогового органа, общество не ведет раздельный учет сумм входного НДС, позволяющий соотнести конкретную операцию по реализации товара со счетами-фактурами служащими основанием для применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренных ст.171 НК РФ, а соотносит весь объем реализуемой продукции с объемом налоговых вычетов предусмотренных ст.171 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно Приложению N 9 к Учетной политике, предъявленный поставщиками НДС, по счетам-фактурам, по которым можно четко определить принадлежность к видам деятельности (внутренний рынок или экспорт), учитывается на отдельных субсчетах по счету 19.
Только в том случае, когда невозможно отнести суммы НДС прямо к определенному виду продукции, их следует распределять расчетным путем пропорционально выручке от продажи товаров, реализуемых на экспорт и внутренний рынок.
Для этих целей, НДС по счетам-фактурам предъявленный поставщиками, который нельзя отнести прямо к определенному виду продукции, учитывается отдельно.
Учетной политикой ОАО "Коршуновский ГОК" на 2005 г. в пункте 2.2.4 "НДС по экспорту" определено, что расчет суммы НДС, принимаемой к вычету по оприходованным и оплаченным материальным ценностям (работам, услугам) производственного назначения, используемым при производстве экспортной продукции, осуществляется по удельному весу стоимости экспортной продукции в общем объеме реализованной продукции. (Приложение N 9 к Учетной политике "Методика расчета НДС по экспорту").
Согласно методике распределения входного НДС на экспорт и внутренний рынок, раздельному учету подлежат суммы НДС, уплаченные в отчетном месяце поставщикам по материальным ценностям (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, используемым в процессе производства и реализации этих видов продукции.
То есть, в пункте 2.2.4 Учетной политике определено распределение на экспорт и внутренний рынок сумм "входного" НДС, уплаченного непосредственно поставщикам и относящегося к произведенным организацией текущим расходам.
Для учета НДС по выполненным СМР для собственного потребления (своими силами) Учетной политикой предусмотрен пункт 2.2.2, согласно которому исчисление НДС по объектам, созданным хозяйственным способом осуществляется в соответствии с Методикой указанной в Приложении N 7.
Согласно этой методике, сумма НДС подлежащая начислению в бюджет, определяется исходя из налоговой базы и ставки налога - 18%. Из суммы начисленного налога в соответствии с п.6 ст. 171 НК РФ подлежат вычету суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении СМР для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, т.е. суммы налога исчисленные по объектам производственного назначения. Суммы налога подлежат вычету после уплаты налога в бюджет в составе общей суммы декларации.
Суммы налога, исчисленного при выполнении СМР хозяйственным способом для собственного потребления, не подлежат распределению, а подлежат вычету из бюджета в полном объеме после уплаты налога в бюджет и отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доначисление обществу НДС за декабрь 2005 г. в сумме 823 428 руб. является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что принятие к вычету ОАО "Кошуновский ГОК" НДС, начисленного на выполненные СМР и принятые к вычету после его уплаты в сумме 6 603 372 руб. полностью согласуется с главой 21 НК РФ в редакции, действовавшей в налоговом периоде декабрь 2005 г., поэтому не может быть принят во внимание, как не основанный на нормах закона довод налогового органа о нарушении обществом порядка предъявления указанных налоговых вычетов в связи с тем, что объекты недвижимости, в отношении которых были произведены строительно-монтажные работы, используются налогоплательщиком в том числе и для добычи руды и производства концентрата, реализация которого облагается налогом, исчисленным исходя из налоговой ставки 0 процентов, следовательно, и налоговые вычеты должны быть отражены в отдельной декларации по налоговой ставке 0 процентов.
Судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2008 г. по делу N А40-30892/08-87-84 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30892/08-87-84
Истец: ОАО "Коршуновский ГОК"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве